Забытые игры нашего детства. Конспект спортивного развлечения «Дворовые подвижные игры для дошкольников летом в ДОУ станция. Подвижная игра «Цепи кованые»

Светлана Большакова

В июне мои внучки провели три недели на Карельском перешейке в детском санатории "Костер". Санаторий находится на территории дачи адмирала С. О. Макарова. Дом адмирала, построенный в стиле финского романтизма в начале ХХ века, выглядит неплохо. В нем проживает завхоз санатория .

Мои поиски информации о даче Макарова в интернете дали мало результатов. Дача есть, а документов, что это дача адмирала, нет. Хотя на самом доме есть табличка "Дача адмирала Макарова". И в санатории можно увидеть фотографии этой дачи.

Но адмирал Макаров личность известная и легендарная. Его именем был назван крейсер и ледокол, его имя носит Государственный университет морского и речного флота.

Само место, где расположен санаторий , прекрасное. Кругом сосны, чистый воздух





Надеясь на теплое лето, мы взяли легкие вещи. Через неделю теплые вещи привезли, но Маша все-таки заболела и пролежала в изоляторе больше недели с высокой температурой. Через две недели нас, взрослых, пригласили на концерт. Я была приятно удивлена концертом, который подготовили с детьми работники санатория . Дети танцевали, пели, показали сценку




Моя электричка пришла немного с опозданием, поэтому на Машино выступление я не попала. Зато Маша много нарукодельничала. У нее была замечательная воспитательница Светлана Николаевна, очень похожая на нашу маамовку Светлану Даваеву. Вот Машины поделки

Топиарий, маленькое деревце счастья, горшочком служит половинка от капсулы Киндер-сюрприза, заполненная пластилином и обернутая гофрокартоном


Пластилинография

Два магнитика и снежинка - квиллинг



Несмотря на простуду, Маша привезла две грамоты.

Я приезжала к ним и по субботам и на неделе. Однажды девочки спросили меня, знаю ли я игру "Бегемотики ". Я о такой игре даже и не слышала. Мне все было рассказано, показано, а дома на прогулках я даже участвовала в этой игре.

Как вы поняли предисловие закончено, теперь об игре. На песке чертится небольшой круг, в нем будет стоять ведущий, потом круг побольше, от него рисуются сектора и в каждом пишется цифра


Участники бегают по кругу. Ведущий говорит слова :

"Бегемотики бежали , бежали, бежали

И на кнопочку нажали. Стоп!"

(слово "бежали" можно повторять много раз, чтобы участники побегали подольше). Дети останавливаются, ведущий с закрытыми глазами говорит, например : "Четыре есть?" Если есть, то игрок под номером 4 убегает, а ведущий считает до четырех и кричит "Стоп!". Убежавший останавливается. Ведущий глазами измеряет расстояние до убежавшего, говорит, сколько шагов он сделает, чтобы осалить игрока. Причем может называть разные шаги : великаньи, простые, лилипутские. Например, говорит : "Пять великаньих шагов" или "Десять лилипутских шагов" и т. д. Если ведущий называет мало шагов, не доходит до игрока и не может достать рукой, либо называет слишком много шагов и, считая шаги, проходит мимо участника, но не может его осалить, то он снова становиться ведущим.


Вот ведущая делает великанские шаги по направлению к убежавшему игроку


Внучки с восторгом рассказывают про девочку, у которой такой точный глазомер, что она никогда не ошибалась.

Мне показалось, что игра будет трудна для дошкольников, но мы уже играли дома во дворе , не сразу, но дети 6-7 лет быстро поняли и играли с удовольствием .

Вот так я узнала новую "народную" игру, правила которой можно или упростить, или усложнить в зависимости от возраста участников.

Публикации по теме:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Подвижная игра «Вот такой теремок» Бунакова Е. А. ,.

«Найди свой гараж»Цель: Учить детей действовать по сигналу; ориентироваться в пространстве, бегать и ходить врассыпную; соотносить цвета.

Мастер класс по изготовлению атрибутов к подвижной игре "Пчёлки" Вам понадобится: Линолеум-4 отрезка (50*50см) Самоклейка -жёлтая и голубая.

Подвижная игра «Листочки» Цель: обучать малышей самостоятельной ходьбе, выполнять движения согласно тексту. Описание игры: Дети берут листочки и выполняют движения.

Подвижная игра. «Солнечные лучики» Подвижная игра для средней группы «Солнечные лучики». Цель. Развивать ловкость, внимание, умение быстро реагировать на сигнал, формировать.

Осалить игрока, проделав задуманное заранее количество разных шагов.

Для игры понадобятся как минимум три человека, однако лучше, если игроков будет 4-5. Играть лучше всего на улице. Подходит игра для дошкольников от шести лет и детей младшего школьного возраста.

Игра способствует развитию глазомера и координации.

Правила игры Бегемотики бежали

  1. Мелом на асфальте чертится круг диаметром около трёх метров. После этого отмечается центр круга, а сам круг разбивается на сектора, их должно быть столько же, сколько участников, или больше. Сектора нумеруются.
  2. Среди игроков считалочкой выбирается водящий. Он встает в центр круга, закрывает глаза и начинает читать стишок: Бегемотики бежали,И на кнопочку нажали, Пип-стоп! Другой вариант - просто: "Поехали, поехали, поехали, стоп! Во время стишка игроки бегают внутри круга вокруг водящего, а после слова "стоп!" останавливаются и замирают.
  3. Водящий называет номер любого из секторов. Игрок, стоящий в этом секторе, убегает.
  4. Водящий ждет и некоторое время, после чего командует: "Стоп!". Убегающий останавливается, водящий открывает глаза и пытается угадать расстояние до игрока, используя разные шаги. Варианты шагов: "гигантские", "лилипутские", "верблюжьи" и другие (см. игру "Штандер-стоп").
  5. После того, как водящий объявил свой вариант количества шагов до игрока, он начинает выполнять эти шаги, а все остальные следят за правильностью выполнения.
  6. Когда водящий сделал заявленное количество шагов, он пытается дотронуться до игрока рукой. Если ему это удается, он выигрывает, и водящим становится осаленный игрок.

Весна — отличное время для детских игр на воздухе. Но во что играет современная малышня? Хорошо, если в салочки или прятки. А ну, как просто сидит с планшетом на скамеечке! А какие игры были у детей еще недавно… “Бездомный заяц”, “Невод”, “Светофор” и даже, прости господи, “Козел”! Специально для тех, кто забыл о них, мы подготовили подборку лучших игр нашего детства. Научите им свою ребятню — и благодарности не будет предела

Договоримся сразу — мы нарочно не упоминаем игры, которые более-менее на слуху даже у завзятых детей-домоседов: “казаки-разбойники”, “резиночки” или “классики”. Слава богу, детские сады еще делают свое дело.

А вот более редкие забавы — пожалуйста! Они наверняка вызовут приступы ностальгии у вас и восторг — у ваших детей. Накатили воспоминания? Не предавайтесь им долго: хватайте мяч, и вперед, за удирающим ребенком, во двор!

Невод

Большинство детских игр строится на простых и прекрасных принципах — догнать, поймать, опередить, одурачить… Игра “Невод” в этом смысле просто идеал. Правила ее незамысловаты. В качестве игровой площадки выбирается некое пространство: сад, двор, полянка. Выходить за ее пределы запрещено. “Неводом” становятся два-три игрока, которые берутся за руки и замирают посреди поляны. По команде они начинают ловить игроков в свои “сети”: окружают и осаливают. Пойманный игрок становится частью невода, берет за руку кого-то из водящих. Таким образом “невод” расширяется, и непойманным игрокам все труднее в него не встрять. Ну ведь никто и не обещал им легкой жизни!

Важное правило — “невод” никогда не должен разрываться. Водящие не имеют права разнимать руки — бегают они так же, группой, спотыкаясь и сталкиваясь. Если цепь разорвана, игра начинается заново.
Весело!

Квач

Еще одна забава, основанная на “догонялках”. Вариантов у нее бесчисленное множество, а суть одна. Задача ведущего, или “квача”, поймать и осалить всех игроков. Вновь очерчивается пространство, за которое нельзя выходить. Но есть условие: если игрок “в домике”, трогать его нельзя. “В домике” — это значит, залез на какую-то высоту, присел на корточки, стал на ножку, ухватился за деревянный или железный предмет… — на выбор. “В домике” нельзя находиться более 20 секунд, но и караулить игрока водящий не имеет права.

Вышибать игроков, кстати, можно и мячом.

“Я знаю пять имен…»

Отличная логическая игра, которая к тому же развивает подвижность. Для нее потребуется хорошо прыгающий мяч. Каждый, кому по очереди достается мяч, набивает его об землю, приговаривая фразу “Я знаю пять имен. Девочки!” – и далее с каждым стуком перечисляет: “Таня – раз, Катя – два, Оля – три, Ира – четыре, Юля – пять”. После мяч переходит к другому игроку, и он должен привести свои варианты имен. Слишком долго думать или повторяться нельзя — вылетаешь. Побеждает тот, кто остается последним невылетевшим. Когда имена исчерпаны, можно переходить к городам, растениям, именам писателей… Число имен тоже варьируется.

Не думайте, кстати, что это развлечение только для детей. Попробуйте шутки ради понабивать мяч, вспоминая, скажем, имена героев Советского Союза…

Светофор

Для этой игры опять понадобится пространство. На земле отмечаются две условные линии — это будет дорога. Перед ней рядком выстраиваются игроки, а посередине дороги становится ведущий. Он будет “светофором”.

Став к пешеходам спиной, ведущий называет какой-нибудь цвет и быстро поворачивается лицом.

Все ищут у себя на одежде названный цвет. Если он есть – берутся за цветную деталь и переходят дорогу. Если нет – проворно перебегают так, чтобы не поймал «светофор». Тот, кого поймали, сам становится водящим.

Бурные споры о точности совпадении цвета — отдельный и прекрасный элемент игры. Но ведь и взрослые часто затевают спор, чтобы развлечься, не так ли? Правда, выясняется это позже, когда тарелки побиты… А вдоволь наспорившись на улице, ваше чадо придет домой и без лишних разговоров съест вареный шпинат. Или, того хуже, манную кашу «с комками». И уж конечно, ляжет спать вовремя!

«Бегемотики бежали…»

В разных вариантах эта игра еще называется «Стоп-машина» и «Поехали-Стоп». Для полноценного процесса нужны четыре, а лучше больше игроков.

Как играть?

На земле или асфальте вычерчивается большой круг, диаметром до трех метров. В нем отмечается центр, а сам круг делят на сектора. Каждому из них присваивается номер, как в казино. В центре круга становится ведущий, закрывает глаза и читает присказку:

— Бегемотики бежали
И на кнопочку нажали
Пип-СТОП!

Пока вожатый говорит, участники бегают по кругу. Как только звучит “Стоп!”, они замирают в своих секторах. После этого, не открывая глаз, ведущий называет наобум какую-нибудь цифру.
Если в соответствующем ей секторе оказался игрок, он начинает убегать. Несколько секунд водящий ждет с закрытыми глазами, а потом снова говорит “Стоп”, и игрок замирает.
Дальше происходит главное.

Водящий открывает глаза и пытается угадать расстояние до игрока в шагах. “Шаги” бывают разные: обычные, великанские (максимально возможная растяжка ног), лилипутские (нога в ногу, пяточка к носочку), лягушечьи (прыжком на корточках). Особая детская радость — верблюжий шаг — на длину плевка (о, восторг!). Потом ведущий называет расстояние — например: “Два обычных, один лягуший, один верблюжий!” — и начинает двигаться к игроку. А все остальные внимательно следят, чтобы он не жульничал. Конечно, вожатый будет хитрить, зараза, но ведь в том и прелесть!

Если ведущий дошел верно — проигравший становится на его место.

«Вы поедете на бал?»

Еще одна дивная игра, развивающая детское воображение, а не только хитрость и умение плеваться. Суть в том, что игроки должны отвечать на вопросы ведущего, избегая определенных фраз или даже букв (например, «о» или «р»). Все это заранее оговаривается. Запрещено также использовать ответы — «да» или «нет».

Первый вопрос ведущего однотипен: «Вы поедете на бал?». А дальше начинается выпытывание подробностей — на чем поедете, во что оденетесь, что видите на балу, с кем хотите танцевать…

Когда расспросы о бальных делах кончатся, их легко поменять на другие. Скажем, на «Что куплю я в магазине?». Заодно узнаете, о каком подарке ваш ребенок мечтает на день рождения .

Бездомный заяц

Для игры нужны несколько человек. Ведущий становится “охотником”, все остальные — зайцы.

Они рисуют для себя круг, “нору”, и живут в ней. Но кругов должно быть на один меньше, чем зайцев. Норы располагаются как можно дальше друг от друга — это же “лес”, а не заячий лагерь…

Путем жеребьевки определяется “бездомный” заяц. По сигналу он начинает убегать от “охотника”. Все остальные “зайцы” в это время орут погромче и страшно боятся. Если зайца осаливает охотник, он становится на его место. Отсчитываем 5 секунд, и погоня начинается вновь.

Важный момент: поскольку заяц — существо трусливое и к солидарности не расположенное, он может выгонять своих собратьев из норы. Если убегающий заяц выталкивает кого-то из домика, его обитатель сам становится убегающим. И судьба его отныне — либо стать охотником, либо выселить из норы кого-то еще.

Козел

И, наконец, игра с самым интригующим названием… Хотя, в зависимости от того, какое кодовое слово вы выберете, так она и назовется.

Интрига проста: вам потребуется ровная стенка или забор. Количество участников — от трех и больше. На поверхности забора или стены мелом рисуют небольшой прямоугольник, напоминающий футбольные ворота. В семи-восьми метрах от них на земле делается отметка. Отсюда игрок нанесет первый удар. Каждый следующий участник, стараясь попасть по воротам, бьет с того места, куда отскочил мяч.

Если не попадает, ему присваивают первую букву: “К”. Потом — “О”, И далее по списку. Игрок, ставший полноценным “КОЗЛОМ”, выбывает из процесса, превращаясь в наблюдателя.

Ах, если бы так и во взрослой жизни…

В следующих выпусках мы обязательно продолжим эту тему!

…А в какие игры вы играете со своими детьми?

Сахабутдинова Светлана Владимировна, инструктор по физкультуре МБДОУ д/с №80 «Реченька» г. Набережные Челны

Возрастная группа: старшие и подготовительные к школе группы.

Задачи:

  • развивающие: развитие творческих способностей, любознательности, памяти, воображения; физических качеств: ловкости, гибкости, быстроты при проведении подвижных игр;
  • воспитательные: воспитание интереса к физической культуре и спорту через дворовые игры и сказочный сюжет;
  • оздоровительные: укрепление физического и психического здоровья детей.

Предполагаемый результат: умеют работать в коллективе, соблюдают правила игр, имеют достаточный кругозор знаний о лете.

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная, элементарная трудовая.

Индивидуальная работа: закрепить двигательные навыки в прыжках, метании, беге.

Словарная работа: слова по УМК: исә нмесез, сау булыгыз, бер, ике, ө ч, дү рт, биш, алты, җ иде, сигез, тугыз, ун; сары, яшел, кызыл.

Предварительная работа: подготовка сценария, подбор игр, оборудования, предварительная беседа о летних явлениях.

Оборудование: цветные флажки и воздушные шары для украшения спортивной площадки; цветные мелки; магнитофон; костюмы Карлсона и Фрекен Бок.

Ход развлечения:

Ведущий: Здравствуйте, дети, исә нмесез! Сегодня мы встретились, чтобы поиграть в дворовые подвижные игры. Когда будете гулять с родителями, расскажете им и своим друзьям правила, и можете все вместе играть. Правила игры нам обещал принести Карлсон. Пока он торопится к нам, ответьте мне какое сейчас время года? А на татарском?

Назовите приметы лета? А теперь попробуйте отгадать загадки:

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь поспевает, когда это бывает? (летом)

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской коричневой

Красит людей. (солнце)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел (бабочка)

Сперва блеск,

За блеском Треск,

За треском -

Блеск. (гроза)

После дождя бывает,

полнеба закрывает.

Дуга красивая, цветная

Появится, затем растает. (радуга)

Ведущий: Молодцы! Посмотрите, к нам прилетел друг - Карлсон.

Карлсон: Здравствуйте, друзья! В детстве во дворе с мамами и папами мы играли в разные дворовые подвижные игры. Но многие родители выросли и забыли про них. Сегодня я к вам специально прилетел, чтобы показать и поиграть в некоторые из них. А вы расскажете родителям и все вместе дружным двором поиграете в них. Но список игр отобрала Фрекен Бок и спрятала от меня. Отдаст только тогда, когда мы ответим ей на вопросы на татарском языке. Она хочет проверить наши знания, как мы учимся родному языку. Готовы? Появляется Фрекен Бок: здравствуйте! Исянмесез! Готовы отвечать?

Как будет лето на татарском? Солнце? А какого цвета оно? Какого цвета трава, небо летом? Как будет мяч на татарском языке? Досчитайте дружно до десяти. Очень хорошо! Нигде не ошиблись. Потрудились на славу теперь можно и поиграть (возвращает список игр Карлсону) .

Карлсон: Ну что, поиграем?

Ведущий: Делимся на три команды и придумываем летние названия.

1 команда «Солнышки», 2 команда «Звездочки», 3 команда «Жаркие».

Солнышки пойдут на первую станцию в Карлсону. Там поиграют в игру «Цепи кованые». Команда «Звездочки»- к Фрекен Бок, с ней поиграют в подвижную игру «Котик-коток, какая сметана?». Команда «Жаркие» - с ведущим, где поиграют в «Бегемотики бежали». Будет играть музыка, как только музыка затихает, игра заканчивается, и сказочные персонажи и ведущий ведут вас на следующую станцию. Так до тех пор, пока во все игры все команды не поиграют. Вперед, играть в дворовые подвижные игры!

1 станция. Подвижная игра «Цепи кованые»

Правила игры: дети делятся на две команды, берутся за руки и встают в противоположной стороне на 15-20 метров друг от друга. Одна команда дружно обращается к другой: Цепи, цепи кованые, раскуйте нас! Другая команда, также дружно спрашивает: Кто из нас? Первая -выбирает ребенка, называя его по имени. Тот, кого выбрали, бежит и старается разбить сцепленные руки противоположной команды. Если разбил, то забирает одного из отпустившего руки игрока. Если не смог расцепить руки, то остается у команды противника. Выигрывает та команда, у которой больше игроков осталось.

2 станция. Подвижная игра «Котик-коток, какая сметана?»

Правила игры: Выбирается водящий, он встает спиной к игрокам, построившимся в ряд. Дети спрашивают его: Котик-коток, какая сметана? Водящий отвечает, например красный. У кого из ребят есть красный цвет на одежде, тот убегает, а водящий его старается осалить. Если догнал, то водящим становится тот, кого осалили, а догоняющий встает к остальным детям.

3 станция. Подвижная игра «Бегемотики бежали»

Правила игры: На асфальте чертим круг, диаметром 1 метр, от круга -лучики (получается солнышко) . Между лучиками пишем цифры от одного до 25, например (пока все лучики не кончатся) . Выбирается ведущий, он встает в центр круга и закрывает глаза. Остальные бегут по лучикам и произносят: «Бегемотики бежали и на кнопочку нажали, пип-стоп!» Останавливаются. Водящий называет любую цифру от одного до той цифры, на которую заканчиваются лучики. Ребенок, который оказался на той цифре, которую назвал водящий, убегает, а водящий открывает глаза и догоняет убегающего (например: назвали цифру три, убегает ребенок, который стоит на цифре три) . Если догнал, меняются местами. Пойманный становится водой.

После всех игр - построение.

Ведущий: Вот и поиграли мы с вами в дворовые подвижные игры. Понравилось вам? Запомнили правила игры? Теперь вы можете научить родителей этим играм и всем двором дружно играть.

Фрекен Бок: нам очень понравилось с вами играть, и игры такие интересные! Спасибо тебе Карлсон! А для вас - сюрприз! У меня есть пылесос, но он не простой, а волшебный и называется ватрушкосос! Вот для таких хороших и дружных деток я насобирала вкусных ватрушек! Угощайтесь! Открывается пылесос, где лежат, испеченные ватрушки.

Ведущий: Подошел к концу наш спортивный праздник. Живите дружно и играйте вместе с друзьями! До новых встреч!





error: Контент защищен !!