Обозначения на топографических картах. Условные обозначения на топографических картах. условные знаки топографических карт(шпаргалка)

Туризм и рекреация

И план, и карта являются такими способами изображения местности, которые позволяют охватить ее в целом и определить взаимное расположение ее частей. Ни словесное описание местности, ни рисунки, ни фотографии не могут дать столь точного представления о местности в целом, как план или карта.

Слово «карта» известно с древних времен и в переводе с латинского означает чертеж; его принято прилагать к понятию чертежа, изображающего земную поверхность. С течением времени содержание термина «карта» уточнялось, и теперь мы называем картой уменьшенное, обобщенное изображение на плоскости земной поверхности или ее частей. По содержанию карты бывают:

Люди долго искали самые простые, быстрые и эффективные способы транспортировки себя и своих товаров из одного места в другое. Железные дороги предоставили людям новый вариант для перевозки больших грузов на большие расстояния с более высокой скоростью.

Студенты могут лучше понять влияние и использование железной дороги, сравнив преимущества и недостатки железнодорожных перевозок в другие доступные в то время формы. Попросите их взять на себя роль дистрибьютора, который хочет отправить свои товары из одного места в другое. Попросите учащихся ответить на следующие вопросы для карт в коллекции по дате и региону, указанным в сценарии.

1. Общегеографические, которые обычно делят не две группы: то
пографические и обзорные - различающиеся между собой по степени
подробности и масштабу.

Топографическая карта - это общегеографическая карта крупного масштаба , которая отражает элементы природного и культурного ландшафта местности с наибольшей подробностью.

Какие виды транспорта доступны между местами, куда ваши товары должны путешествовать? Если цель состоит в том, чтобы товар прибыл как можно скорее, какой вариант транспортировки вы выберете? Имеет ли размер, количество или тип продукта, который вы отправляете, диктует, что один способ транспортировки лучше другого?

  • Какие маршруты совершают эти виды транспорта?
  • Каковы преимущества и недостатки каждого вида транспорта?
Информировать студентов о коррупции в железнодорожной отрасли. Если они хотят отправить товар, им может быть предъявлено обвинение в более высоких или более низких ставках , чем другие, в зависимости от размера их отгрузки, куда они перевозились, и других факторов.

Обзорные - общегеографические карты более мелкого масштаба с меньшим количеством подробностей, служащие для общей ориентировки.

2. Специальные, предметом содержания которых является не общая характеристика территории, а какой-либо элемент географического ландшафта (климат, почва и т.п.). Также могут быть учебные,морские, туристские и др. специальные карты. В последние годы большое распространение получили спортивные карты, которые относятся к разряду карт специального назначения и предназначены для соревнований по ориентированию.

Исторический анализ и интерпретация

Учащиеся могут научиться анализировать и интерпретировать карты, определяя, как земельные субсидии влияют на железные дороги. В свою очередь, железные дороги должны были перевозить товары для правительства по льготным тарифам . Чтобы увидеть примеры того, как эти земельные гранты формируют ландшафт, учащиеся могут искать коллекцию по гранту на землю и искать образцы земель, отдаваемых железным дорогам. Как эти земельные гранты влияли на модели развития железных дорог? И как железная дорога повлияла на урбанизацию?

Величина (степень) уменьшения местности на карте называется масштабом.

Масштаб каждой карты выражается чаще всего в виде дроби, у которой в числителе всегда стоит единица, а в знаменателе - число, которое показывает, во сколько раз уменьшено изображение местности на этой карте (1:100, 1:10000).

Кроме численного, масштаб может иметь и другие виды - словесный (натуральный) и линейный (графический).

Ищите доказательства поселения вдоль маршрутов поездов. В нижней части карты появится следующий текст:. Объяснения Полный городок содержит 36 секций, каждый из которых содержит 640 акров, более или менее, пронумерованных, как указано выше. Даже правильные или разделенные части принадлежат правительству. Обследованные поселки указаны таким образом.

Исторический выпуск-анализ и принятие решений

Когда железнодорожным компаниям необходимо было решить, где строить новые железнодорожные линии, было проанализировано много вопросов. Студенты могут читать из специальной презентации, а затем перечислять географические, экономические, политические и социальные факторы , влияющие на выбор маршрута для первой трансконтинентальной железной дороги. Кроме того, они могут обсуждать различные цели , которые люди стремились достичь с помощью трансконтинентальной железной дороги. Иуда вдохновил своих соинвесторов на обещания богатства и славы.

На карте нанесено много названий, напечатанных обычными словами, там есть цифры, линии и множество значков разных цветов , размеров и форм. Это топографические условные знаки, которыми обозначены на карте местные предметы.

Все топографические условные знаки можно разделить на четыре вида:

  1. линейные - это дороги, линии связи, линии электропередач, ручьи, реки и т.п. То есть это знаки таких местных предметов, которые сами по себе имеют форму длинных линий;
  2. фигурные - это знаки башен, мостов, церквей, паромов, электростанций, отдельных строений и т.п.;
  3. площадные - это знаки лесов, болот, населенных пунктов, пашен, лугов - то есть местных предметов, занимающих значительные площади поверхности земли. Площадные знаки состоят из двух элементов: контура и знака, заполняющего контур;
  4. пояснительные - это знаки характеристики леса, названия населенных пунктов, железнодорожных станций, рек, озер, гор и т.д., это ширина шоссе, длина, ширина и грузоподъемность мостов, глубина бродов на реках и тому подобное.

Почти все линейные и фигурные знаки являются внемасштабными, а площадные, как правило, точно соответствуют истинным размерам местных предметов. Знаки легче изучать и запоминать, знакомясь с ними по группам, которые образуются по типу местных предметов:

Исторические возможности исследования

Изучая лучший маршрут, правительство назначило военного министра Джефферсона Дэвиса для изучения возможных маршрутов в Тихий океан, в котором был выбран военный секретарь для этой задачи? Какие цели он мог иметь в виду? Изучение железнодорожных карт дает студентам возможность рассмотреть важность сохранения исторической записи и исследования создания и использования железнодорожных карт. Спросите учащихся о картах и ​​расписании поездов, которые они могли использовать в своей жизни. У них все еще есть эти предметы?

группа № 1 - дороги и дорожные сооружения;

группа № 2 - населенные пункты, строения;

группа № 3 - гидросеть (то есть вода на земле);

группа № 4 - растительность;

группа № 5 - рельеф;

группа № 6 - пояснительные и специальные туристские знаки.

Группа № 1. Дороги и дорожные сооружения

Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографических знаков.

Если ученики используют общественный транспорт в своей повседневной жизни , спросите, что они делают со своими старыми картами, когда маршруты изменены, и пересмотренные карты печатаются. Большинство учеников выбросят эти карты. С этой точки зрения, студенты могут обсудить, почему карты в этой коллекции были сохранены и представлены здесь. Например, в Нью-Йорке можно найти карты системы поездов города.

Действительно ли эти карты «более важны», чем карты, которые мы используем сегодня? Были ли они важнее для их пользователей, чем железнодорожные карты для тех, кто использует их сегодня? Студенты, вероятно, придут к выводу, что, среди прочего, количество карт, созданных факторами, в ценность каждой карты этого типа. Чтобы понять, когда печатные материалы стали менее ценными, учащиеся могут исследовать методы печати, чтобы увидеть, когда массовое производство карт стало более эффективным. Когда люди начали путешествовать поездом?

Все дороги можно разделить на три основных вида: железные дороги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грунтовые автомобильные дороги.

Шоссейными называются дороги, имеющие твердое искусственное покрытие - каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бетонное. Знак шоссе является внемасштабным. У каждого знака шоссейной дороги на карте дается дополнительный знак - буквенно-цифровая характеристика, состоящая из трех элементов: цифры,еще одной цифры в скобках и буквы. Первая цифра обозначает ширину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забетонированной или покрытой камнем части полотна шоссе), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах,

Как эти значения относятся к значениям карт? Для получения дополнительной информации об истории методов картографирования железных дорог студенты могут прочитать специальную презентацию. Карты могут использоваться в качестве отправных точек и иллюстраций для биографий и книжных отчетов. Они также могут использоваться в сочетании с литературой и песнями в упражнениях, в которых сочетание этих средств массовой информации повышает значение, которое должно быть получено от каждого.

Чтобы помочь в понимании истории железных дорог, студенты могут исследовать и писать биографию важного вкладчика на железные дороги и железнодорожные карты. Они могут просматривать коллекцию, чтобы найти нужные карты , а затем исследовать картографа. Они также могут прочитать специальную презентацию, чтобы найти имена других фигур в истории железных дорог.

Рис. 31. Шоссе

Рис. 32. Простая грунтовая дорога

Рис. 33. Проселочная дорога

то есть вместе с обочинами. Буквой обозначается материал, которым покрыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон - буква «Б», а если шоссе покрыто булыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К» (рис. 31). Следующий тип автомобильных дорог - грунтовые, земляные дороги, не имеющие искусственного покрытия. Все грунтовые дороги подразделяются на три вида: простые грунтовые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами) (рис. 32), проселочные дороги (рис. 33) и так называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно - УГД) (рис. 34). Улучшенная грунтовая дорога - это тоже дорога земляная, но имеющая слегка выпуклую форму для лучшего стока воды, кюветы по обочинам и гравийную или щебневую отсыпку, утрамбованную катком.

Их отчеты должны включать в себя то, как отдельные лица способствовали развитию железных дорог. Они также могут включать информацию о состоянии железнодорожного транспорта в течение этой индивидуальной жизни . Изображения человека, которого они выбрали для исследования, могут быть включены в другие коллекции американской памяти. через коллекции отпечатков и фотографий на индивидуальном имени для извлечения изображений.

В дополнение к картам этой коллекции с рассказами о путешествиях из Американской памяти учителя могут создавать активность, при которой одновременное использование текстовых и визуальных данных добавляет к пониманию каждого. На севере карта ограничена поселением Тегель и Тегелер-Зее, на юго-востоке - Шпрее и Кёпеником, а на юго-западе представлен город Потсдам. Вдоль железной дороги находится историческая обстановка поселений - Новалес, Тельтов, Зелендорф. Оранжевый цвет обозначает большой маршрут, который сначала спросил его величество. Желтый цвет обозначает второй осадок, который заложил Император.

  • Штеглица и Шенберга.
  • Эта карта посвящена веселому путешественнику.
Добро пожаловать в Рандонн Малин!

Рис. 34. Улучшенная грунтовая дорога

Рис. 37. Мост

На шоссейных и некоторых других крупных дорогах ставятся километровые столбы, которые тоже обозначаются на топографических картах . На старых топокартах знак километрового столба изображался фигурой в виде маленького квадратика на ножке (рис. 35а), теперь он изображается простым коротким штрихом (рис. 356).

Если вы новичок здесь, вы, вероятно, захотите прочитать мой путеводитель по выбору обуви для походов и моего списка выписок: Нажмите здесь, чтобы бесплатно скачать гиды! Благодарим вас за посещение и скоро увидимся! 😉. В городе легко заблудиться, а везде есть признаки. В походы это одно и то же, но хуже. Дело не в том, что маршрут отмечен, что невозможно потеряться. Многие могут свидетельствовать.

Знание вывесок и знание того, как читать знаки, с которыми вы сталкиваетесь во время походов, являются основой для хорошей ориентации и не теряются. Вы уверены, что можете сказать разницу между ними, и знаете ли вы, где их найти? И этого недостаточно, чтобы иметь возможность распознавать разметку, чтобы не потеряться.

Рис.35. Обозначения километровых столбов на шоссе

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами собой от постоянной ходьбы людей.

Маркировка основных маршрутов

Маркировка пешеходных маршрутов является сигнальной системой, позволяющей следить за путями отправления до прибытия. Есть еще сотни. Пешеходные маршруты, походы в страны и небольшие походы поддерживаются добровольными маркерами Французской федерации туризма. Разметка относительно согласована на французской территории - это не так для многих других путей.

Это маршруты с максимальной продолжительностью одного дня. . В Швейцарии это могут быть либо горизонтальные бело-красно-белые, либо желтые бриллианты. В Люксембурге и Италии они представляют собой прямоугольники или желтые круги. Крест иногда может указывать путь к следующему, а иногда и путь, которым не следует следовать.

Рис. 36. Железная дорога

Железные дороги раньше изображали двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся попеременно черными и белыми шашечками (рис. 36а). Сейчас знак представляет собой сплошную толстую черную линию. Два коротких штриха поперек знака железной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Если у поперечного штриха имеется еще короткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это значит, что дорога электрифицирована (рис. 366).

Различные типы разметки

Теперь вы знаете, нужно ли вам следовать маленькому красному кругу или желтому бриллианту, но где их найти? Маркировка производится разными способами в зависимости от пересеченной местности. Иногда у маркеров много воображения, так что им тоже. На некоторых походах есть признаки. Они могут быть в начале или в середине маршрута. В середине они чаще всего указывают направление, которым вы следуете, и где вы находитесь.

Это наиболее распространенные маркировки. Это курганы камней, которые возводятся туристами, чтобы указать путь к следующему или вершину вершины. Они очень полезны, как видно издалека. Они используются в основном там, где нет прослеживаемого пути и в местах, где маркировка сложна. Это часто бывает в скалах. Внимание, некоторые смешные иногда весело строить кэрнс в любом месте. Не слепо доверять им.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек внутри белого прямоугольника ставится на той стороне железной дороги, где расположено здание вокзала (пристанционное строение).

Мосты. На простых грунтовых дорогах , как правило, строят деревянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные). На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бывают металлическими, а через маленькие речки - бетонными. Топографические знаки мостов - это знаки фигурные и внемасштабные. Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки разрываются (рис. 37). де

рево (если мост бетонный, ставится буква

Рис. 38. Пешеходный мост

На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень маленькие - только для пешехода. Такие мостики (жители часто называют их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на берег. Топографический знак пешеходного моста очень прост (рис. 38).

Очень часто дороги пересекаются небольшими сухими овражками, лощинами, по которым ручьи текут только весной, когда тает снег. При строительстве дороги поперек оврага делается насыпь, под которой укладывается бетонная труба для стока воды. У таких труб есть свой топографический знак (рис. 39).


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48642. Расчет параметров состояния энергетических характеристик газотурбинного двигателя 1009 KB
Рассчитаны параметры состояния в характерных и нескольких промежуточных точках идеализированного цикла ГТД, определены изменения внутренней энергии, энтальпии, энтропии, теплоты, удельные работы процессов и за цикл...
48643. РАСЧЕТ ИДЕАЛЬНОГО ЦИКЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1.39 MB
КОРОЛЕВА Расчетно-пояснительная записка курсовой работе РАСЧЕТ ИДЕАЛЬНОГО ЦИКЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Вариант 19 В результате работы определены: параметры состояния рабочего тела в термодинамических процессах идеального цикла газотурбинного двигателя его энергетические показатели. Результаты расчетов характеристик идеального цикла ГТД представлены в графической форме. Содержание Расчёт состава рабочего тела цикла Расчет состава рабочего тела Расчет оптимального значения степени повышения давления...
48644. Расчет структуры полей диалектрического шара в вакууме 338.5 KB
Цель работы – расчет структуры полей диалектрического шара в вакууме, а также в волноводе для приведенных в задании параметров. Метод исследования – метод разделения переменных при интегрировании дифференциальных уравнений для получения аналитических выражений потенциалов и напряженностей полей с последующим построением на ЭВМ структуры этих полей.
48645. Створення поліграфічного комплексу 2.76 MB
До цього слід додати ще такі фактори як зменшення трудомісткості монтажу і демонтажу друкарських форм; регулювання суміщення форм з пульта дистанційного керування; застосування автоматизованих систем миття фарбових апаратів і циліндрів а також систеи сканування форм які дають змогу видавати інформацію про потребу у фарбі лдя програмування балансу фарби та води систем автоматичного регулювання зволожування та ін. Зенефельдером в 1796 відтвореного зображення за допомогою спеціальної фарби наносилося на камінь. Нанесення шару лаку і фарби....
48646. 508 KB
Цель работы – расчет структуры полей внутри и вне цилиндра, а также в волноводе для приведенных в задании геометрических и электрических параметров
48647. Расчет структуры электромагнитных полей. Общее задание 210 KB
Решение проводится в цилиндрической системе координат связанных с центром основания цилиндра где r радиусвектор точки наблюдения ось x направлена вдоль приложенного магнитного поля рис.1 методом разделения переменных в соответствии с которым решение  будем искать в виде произведения двух функций каждая из которых зависит только от одной координаты:...
48648. Расчет структуры электромагнитных полей 575 KB
Метод исследования – метод разделения переменных при интегрировании дифференциальных уравнений для получения аналитических выражений потенциалов и напряженностей полей с последующим построением на ЭВМ структуры этих полей

Железные дороги на картах и планах изображаются с подразделением их по числу и ширине путей на трехколейные, двухколейные, одноколейные и узкоколейные, а также по состоянию: действующие, строящиеся и разобранные. Кроме того, выделяются электрифицированные, подвесные, конно-железные дороги и трамвайные линии.

На железных дорогах обозначаются все придорожные сооружения – станции, разъезды, будки и т. п. Исключение составляют лишь линии связи, расположенные в полосе отчуждения дороги, и километровые столбы, которые на карты не наносятся.
Рядом с железнодорожными постройками всегда даются пояснительные сокращенные подписи (Б. – будка, каз. – казарма, ст. – станция, тов. ст. – товарная станция, платф. – платформа, раз. – разъезд и т. д.).

Условные топографические знаки железнодорожных станций учитывают разделение их на три класса. Чем больше пропускная способность станции (развитие путей, число обслуживаемых направлений), тем выше класс станции. Условный знак станции 1-го класса имеет два зачерненных прямоугольника, 2-го класса – один. Станции же 3-го класса изображаются так же, как и станции 2-го, но знаком меньшего размера. Черные прямоугольники условного знака станции помещаются с той стороны дороги, с которой располагается главное станционное здание; если же оно находится среди путей, то прямоугольник ставится посреди условного знака. Собственное название станции подписывается на карте рядом с ее пояснительной подписью – ст.; например: ст. Климашевка. Название станции не подписывается, если она расположена в одноименном населенном пункте или же поблизости от него. В последнем случае название населенного пункта, общее с названием станции подчеркивается тонкой линией. У насыпей и выемок иногда подписывается их высота или глубина в метрах.

Топографические знаки и условные обозначения железных дорог и железнодорожных сооружений

Автогужевые дороги на картах разделяются на следующие виды:

Топографические знаки и условные обозначения автогужевых дорог


На шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах обозначаются спуски и подъемы круче 10 градусов.

На автогужевых дорогах также обозначаются насыпи, выемки, тоннели, гати, гребли, фишины, мосты, километровые столбы, указатели дорог, линии связи и перевалы (в горных районах).

На шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах цифрами вдоль оси дороги подписывается ширина проезжей части. На шоссейных дорогах при этом подписываются ширина одетой части дороги и ширина всей дороги – от канавы до канавы. Вторая подпись ставится справ от первой в скобках, например 10 (14).

Цифры при километровых столбах на автострадах показывают километраж. Подписи у условных картографических знаков мостов на шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах дают длину моста в метрах (числитель) и грузоподъемность его в тоннах (знаменатель).

Длина мостов, имеющих протяжение на карте более 1, 5 мм, показывается всегда в масштабе, менее же значительные наносятся вне масштаба, и длину их поэтому нельзя измерять по карте. Если перед знаком моста на шоссейных и улучшенных грунтовых дорогах стоят две черточки, перпендикулярные к оси дороги, то это означает, что мост имеет ширину на две и более автомашины. В населенных пунктах наносятся только крупные мосты.

Чтобы правильно пользоваться топографической картой, необходимо ознакомиться с общепринятыми символами и обозначениями.При оформлении топографических карт и планов различные объекты, расположенные на отображаемой местности, обозначаются специальными условными знаками.

К основным объектам на карте относятся следующие пункты:

  1. Города.
  2. Посёлки.
  3. Реки, пруды и прочие водоёмы.
  4. Горы.
  5. Промышленные предприятия.

В представленный список вошли не все объекты, размещаемые на картах.

Разновидности условных обозначений

Условные знаки топографических карт бывают масштабными (контурными), внемасштабными, линейными, пояснительными.

Масштабные условные обозначения топографических карт используются для изображения объектов местности, которые выражены в соответствующем масштабе. Площадь таких объектов можно измерить непосредственно на карте, пользуясь линейкой с делениями.

Например, чтобыприблизительно узнать размеры озера, леса, населенного пункта, нужно вычислить площадь объекта на карте (расчертить на клеточки в 1 см2, посчитать количество полных и неполных клеточек), а затем, при помощи масштаба, перевести результат в километры.

С помощью внемасштабных условных обозначений показываются конкретные объекты, расположенные на местности, изображённые не в масштабе карты. К примеру, если необходимо нанести на карту, отдельно стоящий столб, дерево, здание, геодезический пункт и пр. Их намеренно изображаютв увеличенном виде.

Чтобы обозначить точное положение данного объекта на карте, ставится главная точка в центре условного знака - квадрата, кружка, звёздочки и т.п.

Линейными условными знаками изображаются на местности горизонтали и протяжённые объекты. К ним относятся следующие обозначения:

  • железные дороги;
  • автомобильные трассы;
  • электрические линии;
  • просеки;
  • реки, ручьи;
  • обозначения границ.

Протяжённость таких объектов выражена в соответствии с масштабом карты. Ширина данных обозначений изображается вне зависимости от масштаба. Она, как правило, превышает действительные размеры. Продольная ось условного знака наносится на план местности в соответствии с расположением объекта (параллельно).

Чтобы дать дополнительную характеристику одному или нескольким объектам на местности, используются пояснительные условные топографические знаки, символы и подписи.

К примеру:

  • очертания лиственного или хвойного деревца на площади леса указывают на преобладающие породы насаждений, среднюю высоту и толщину их стволов;
  • при помощи поперечных штрихов на условном значке железнодорожного полотна обозначается количество путей;
  • буквы и цифры на шоссейной дороге - материал дорожного покрытия, ширина трассы;
  • обозначение габаритов мостов, а также их грузоподъёмность.

Пояснительные условные знаки на топографических картах и планах дают более полную информацию о характере данной местности.

Имена собственные, пояснительные надписи и пр. наносятся на топографическую карту специальным установленным шрифтом, буквы имеют определённый размер.

Допустимые условности на карте

Иногда топографическая карта содержит изображение отдельных объектов в условном виде. Например, наносятся внешние границы конкретного населённого пункта. При этом обозначаются главные магистрали и перекрёстки. Если изображены некоторые строения, они характеризуют плотность застройки, но не точное их количество.

Чтобы показать густое расположение однородных предметов (домов, курганов, колодцев и т. п.), изображаются только объекты, стоящие на границах данной площади, в соответствии с их точным нахождением.

Условные символы промышленных предприятий (фабрик, заводов) ставятся в местах, где расположено главное здание или самая высокая заводская труба.

Размеры условных обозначений

Слева от условного знака располагаются цифры, отображающие его размеры в миллиметрах на карте. Две подписи означают высоту и ширину прямоугольного знака. Если надпись одна - это говорит о том, что обе величины равны между собой.

Всем знакомый условный значок - кружок имеет цифровую подпись, указывающую на его диаметр. Звезда - диаметр описанной окружности, равносторонний треугольник - его высота.

Цвета условных символов

Независимо от масштаба карты, различные топографические обозначения закрашиваются в определённые цвета и оттенки:

  1. Контуры границ, штриховые знаки земельных участков - чёрный цвет.
  2. Элементы рельефа - коричневая фоновая закраска.
  3. Реки, ледники, болота - синие линии, штриховки.
  4. Водное зеркало - голубой фон.
  5. Площади с деревьями, кустарниками - зелёный.
  6. Виноградники - светло-зелёный.
  7. Огнестойкие строения, асфальтные дороги - оранжевый.
  8. Не огнестойкие здания, грунтовые дороги - жёлтый.

Помимо условных знаков, на топографические карты наносятся собственные названия в сокращённом виде различных областей, районов, и прочих значимых объектов (Моск., эл.-ст., ЮЗ, бол. - болото). При помощи стандартных шрифтов на топографических картахдаётся добавочная информация.

Например,глубина, течение реки, а также возможность судоходства по ней. Особыми шрифтами отмечаются высоты возвышенностей, глубины колодцев, количество населения в посёлках и городах.

Условные знаки топографических карт дают полную информацию о местности. Они являются общепринятыми и используются для топографических карт и планов. Топографические карты представляют собой важный материал не только для туристов, но и для геодезических организаций, для органов власти, которые занимаются планированием местности и перенесением границ участков.

Знания об условных знаках помогают не только правильно прочесть карту, но и составить детальные планы местности с учётом появившихся новых объектов.

Топографические карты - разновидность географических. Они несут подробную информацию о плане местности, указывая расположение различных технических и природных объектов друг относительно друга.

Топографические карты различаются по масштабам выполнения. Все они несут менее или более детальную информацию о местности.

Масштаб карты обозначается сбоку или снизу карты. Он показывает соотношение размеров: обозначенного на карте к натуральному. Таким образом, чем знаменатель больше, тем материал менее подробный. Допустим, карта 1:10 000 будет иметь в 1 сантиметре 100 метров. Чтобы узнать расстояние в метрах между объектами, с помощью линейки измеряется отрезок между двумя пунктами и умножается на второй показатель.


  1. Самым детальным является топографический план местности, его масштаб 1:5 000 включительно. Он не считается картой и является не таким точным, так как не берёт во внимание положения о том, что земля круглая. Это несколько искажает его информативность, тем не менее план является незаменимым при изображении культурно-бытовых и хозяйственных объектов. Кроме того, план может показывать и микрообъекты, которые сложно найти на карте (допустим, растительность и грунты, контуры которых слишком малы для изображения в других материалах).
  2. Топографические карты масштабом 1:10 000 и 1:25 000 считаются среди карт максимально подробными. Их используют для хозяйственных нужд. Они изображают населённые пункты, промышленные объекты и объекты сельского хозяйства, дороги, гидрографическую сеть, болота, ограждения, границы и т. д. Такие карты наиболее часто используются для получения информации об объектах на местности, которая не имеет значительного лесистого покрова. Наиболее достоверно в них изображены объекты хозяйствования.
  3. Карты с масштабом 1: 50 000 и 1:100 000 менее подробны. Они схематично изображают контуры лесов и иных крупных объектов, изображение которых не требует большой детализации. Такие карты удобно использовать для аэронавигации, составляя маршруты дорог и так далее.
  4. Менее подробные карты используются в военных целях для выполнения поставленных задач по планированию различных операций.
  5. Карты с масштабом до 1:1 000 000 позволяют правильно оценить общую картину местности.

Определившись с поставленной задачей, выбор материала представляется абсолютно не сложной задачей. В зависимости от того, насколько нужна детальная информация о местности, выбирается и нужный масштаб карты.

Работа с топографической картой требует чёткого знания о схематичном обозначении изображённых объектов.

Виды условных знаков:


  • площадные (масштабные) - для крупных объектов (лес, луг, озеро), их размеры легко измерить на карте, соотнести с масштабом и получить необходимую информацию о глубине, протяжённости, площади;
  • линейные - для протяжённых географических объектов, ширина которых обозначена быть не может, наносятся в виде линии, соответствующей масштабу, чтобы правильно отобразить длину объекта (дорога, полоса электропередач);
  • внемасштабные - ими пользуются для обозначения стратегически важных объектов, без которых карта будет неполной, но в довольно условном размере (мост, колодец, отдельное дерево);
  • пояснительные - характеризующие объект, допустим, глубина реки, высота склона, дерево, которое обозначает вид леса;
  • изображающие компоненты ландшафта: рельеф, скалы и камни, гидрографические объекты, растительность, искусственные строения;
  • специальные - наносятся на карты для отдельных отраслей хозяйства (метеорологические, военные знаки).
Обозначения топографических карт в определённых случаях, особенно это касается отдельных групп объектов, допускают некоторые условности:
  • основная информация, которую несёт изображение населённого пункта – плотность застройки и размещение границ объекта, для этого необязательно отмечать каждое здание, можно ограничиться главными улицами, перекрёстками и важными строениями;
  • условные обозначения группы однородных объектов допускают изображение только крайних из них;
  • при начертании линии дорог необходимо обозначить их середину, которая должна соответствовать ситуации на местности, а сама ширина объекта сообщения отображаться не должна;
  • стратегически важные объекты, такие как фабрики и заводы обозначаются на месте, где располагается главное здание или фабричная труба.

Вследствие правильного нанесения знаков на карту можно получить детальное представление о взаиморасположении объектов на местности, о расстоянии между ними, об их высотах, глубинах и другую важную информацию.

Карта должна быть объективной и это требование включает следующие положения:


  • правильно выбранные стандартные условные знаки, если это специальная карта, то обозначения должны быть также общеизвестны в определённой области;
  • правильное изображение штриховых элементов;
  • одна карта должны быть составлена в одном стиле изображения;
  • микрообъекты также должны быть обозначены в точности, если на местности присутствует определённое количество таких объектов одинакового размера, они на карте должны быть обозначены все одинаковым знаком;
  • цветовые показатели элементов форм рельефа должны быть выдержаны правильно - высоты и низины часто изображены красками, рядом с картой должна быть шкала, которая показывает, какой высоте на местности отвечает тот или иной цвет.

Условные знаки топографических карт и планов наносятся в соответствии с едиными правилами.

Так:
  1. Размеры объектов отображаются в миллиметрах. Эти подписи принято располагать слева от условных знаков. В отношении одного объекта даётся два числовых показателя, обозначающих высоту и ширину. В случае совпадения этих параметров допускается одна подпись. Для круглых объектов обозначается их диаметр, для знаков в форме звезды – диаметр описанной окружности. Для равностороннего треугольника даётся параметр его высоты.
  2. Толщина линий должна соответствовать масштабам карты. Основные объекты планов и подробных карт (заводы, мельницы, мосты, шлюзы) наносятся линиями 0,2–0,25 мм, эти же обозначения на мелкомасштабных картах от 1:50 000 – линиями 0,2 мм. Линии, обозначающие второстепенные знаки имеют толщину 0,08–0,1 мм. На планах и крупномасштабных картах допускается увеличение знаков на одну треть.
  3. Условное обозначение топографических карт должно быть чёткое и читабельное, промежутки между надписями должны быть как минимум 0,2–0,3 мм. Стратегически важные объекты могут быть несколько увеличены в размере.

Отдельные требования выдвигаются и к цветовой гамме.

Так, фоновая окраска должна обеспечивать хорошую читаемость, а условные знаки обозначаются следующими красками:

  • зелёной – обозначения ледников, вечных снегов, болот, солончаков, пересечений координатных линий и гидрографии;
  • коричневой – формы рельефа;
  • голубой – водные объекты;
  • розовой – межлинейные просветы шоссе;
  • красной или коричневой – некоторые знаки растительности;
  • чёрной – штриховка и все знаки.
  1. Объекты, обозначенные внемасштабными условными знаками на топографических картах и планах, должны соответствовать положению на местности. Для этого их нужно размещать по определённым правилам.
Положению на местности соответствуют:
  • центр знака объектов правильной формы (круглых, квадратных, треугольных) на плане;
  • середина основания условного обозначения – для перспективных отображений объектов (маяков, скал);
  • вершины угла обозначения – для значков с элементом прямых углов (дерево, столб);
  • середина нижней линии знака – для обозначений в виде сочетания фигур (вышки, часовни, башни).

Знания о правильном размещении и нанесении знаков помогут правильно составить топографическую карту или план местности, сделав их понятными для других пользователей.

Обозначение условными знаками групп объектов должно происходить согласно нижеприведённым правилам.


  1. Геодезические пункты. Эти объекты должны быть обозначены максимально подробно. Отметка центров пунктов наносится в точности до сантиметра. Если пункт находится на возвышенной местности, необходимо отметить высоту бугра или кургана. При нанесении границ межеваний, которые на местности обозначены столбами и пронумерованы, нумерация должна быть отображена и на карте.
  2. Постройки и их части. Контуры зданий нужно наносить на карту в соответствии с планировкой строения и размерами. Наиболее подробно изображаются многоэтажные и исторически важные постройки. Этажность обозначается начиная с двух этажей. Если здание имеет ориентировочную башню, её также обязательно отобразить на карте.

Мелкие постройки, такие как павильоны, погреба, элементы зданий, отображаются по желанию заказчика и только на подробных картах. Нумерация зданий воспроизводится только на крупных картах. Дополнительно буквами могут обозначаться материалы, из которых построено здание, его назначение, огнестойкость.

Условными знаками принято выделять строящиеся или полуразрушенные здания, культурные и религиозные постройки. Объекты на карте должны размещаться в точности, как в реальности.

В целом детализация и подробность описания характеристик зависит от цели составления карты и оговаривается заказчиком и исполнителем.

  1. Промышленные объекты. Этажность в зданиях роли не играет. Более важные объекты – это административные строения и трубы. Для труб более 50 метров необходимо подписывать их фактическую высоту.

На предприятиях, имеющих шахты и ведущих добычу ископаемых, принято обозначать объекты, размещённые на поверхности. Отображение подземных путей проводится по согласованию с заказчиком с указанием на рабочие и нерабочие ответвления. Для карьеров обязательно числовое обозначение их глубины.

  1. Железные дороги показывают с обозначением их ширины колеи. На картах необходимо обозначать и недействующие дороги. Для электрифицированных дорог и трамвайных путей должны рядом быть отображена линия электропередач.

На карте наносится обозначение уклонов дорог, насыпи и их высота, откосы, туннели и их характеристики. Обязательно наносятся тупики, поворотные круги и окончания дорог.

Автодороги обозначают определённым знаком, который зависит от покрытия. Проезжая часть должна быть выделена линией.

  1. Гидрографические объекты принято делить на три группы:
  • постоянные;
  • неопределённые – существующие всё время, но очертания которых часто меняются;
  • непостоянные – меняющиеся в зависимости от сезона, но с выраженным истоком и направлением русла.

Постоянные водоёмы изображаются сплошными линиями, остальные – штрих-пунктиром.

  1. Рельеф. При изображении рельефа местности используют горизонтали или контурные линии с указанием высот отдельных уступов. Причём низменности и возвышения изображаются похоже, пользуясь штрихами: если они идут наружу, то изображено возвышение, если внутрь - это впадина, балка или низменность. Кроме того, если контурные линии находятся близко друг к другу, склон считается крутым, если далеко - пологим.

Хорошая топографическая карта должна быть предельно точной, объективной, полной, достоверной и чётко обозначать контуры объектов. При составлении карты необходимо учитывать требования заказчика.

В зависимости от целей, для которых предназначена топографическая карта, допускаются некоторые упрощения или несущественные искажения второстепенных объектов, но общие требования должны быть соблюдены.

Топографическая карта является изображением местности в графическом виде. Данный документ содержит точную информацию о рельефе местности, объектахи предметах, расположенных на ней.Топографическая карта это уменьшенное в размерах, универсальное изображение поверхности земли.

Классификация топографических карт

Топографические карты разделяются на различные виды по следующим признакам: масштаб, специальное содержание информации, назначение использования. Разнообразные карты местности классифицируются также по научным направлениям.

Виды топографических карт:

  1. Географические.
  2. Топографические.
  3. Геологические.
  4. Исторические.
  5. Политические.
  6. Почвенные.

Масштабы топографических карт

При составлениикартместности, в зависимости от поставленных задач, необходимо использовать различные масштабы. Масштаб - это математическое отношение между длиной отрезка между некими точками, изображенными на карте, и действительным расстоянием между этими точками, находящимися на конкретной местности.

С помощью масштабов можно определить кратность уменьшения длины на плане по отношению к соответствующему размеру на земле. К примеру, масштаб 1: 10 000 говорит о том, что все расстояния между точками на местности уменьшены на картев 10 000 раз. Или 1 см на карте равен 100 метрам на местности.

Число, стоящее в знаменателе, влияет на степень уменьшения масштаба. Более мелкий масштаб (мелкомасштабная карта) имеет большее значение в знаменателе. Например, обзорно-топографические мелкомасштабные карты имеют такие значения, как 1: 1 000 000 либо 1: 500 000 и т. п. Крупномасштабные документы содержат более подробную информацию об изображаемой местности. Здесь можно увидеть больше деталей.

Данные о числовом значении масштаба располагаются в самом низу изображения (за южной рамкой документа). Запись имеет вид дроби. В числителе всегда стоит единица. В знаменателе указывается число, во сколько раз произведено уменьшение изображения.

Величина масштаба - это сколько настоящих километров физически помещается в одном сантиметре на плане.

Условные топографические обозначения

Предметы и объекты, расположенные на местности, изображаются на топографическом документе в виде условных знаков. Для грамотного прочтения изображенной информации, необходимо ознакомиться и изучить основную азбуку документа - его условные знаки. Без этого невозможно изучить местность по топографическому чертежу.

Условные топографические знаки разделяются на следующие категории:

  • масштабные условные топографические знаки;
  • внемасштабные условные знаки;
  • пояснительные.

При помощи масштабных обозначений дается описание и изображение местных предметов и объектов, которые можно показать на чертеже в виде занимаемых площадей и очертаний в масштабе плана либо карты. Так обозначаются реки, озера, болота, горы, леса, крупные строения, мосты, железнодорожные и автомобильные дороги, населенные пункты.

Внемасштабными условными знаками обозначаются предметы, занимаемые небольшие площади, их невозможно изобразить в масштабе: колодцы, радиомачты, трубы заводов, столбы, отдельные строения и пр.

С помощью пояснительных топографических знаков дается дополнительная информация, характеризующая особенности объектов или предметов, расположенных на данной местности в комплексе с масштабными и внемасштабными знаками: направления течения рек, указание породы лесных насаждений и т. п.

Помимо графических знаков, топография использует различные надписи для пояснения, уточняется назначение и цель объекта, например, шк. - школа. Применяются также цифровые значения и собственные названия для указания конкретных населенных пунктов, рек, дорог, характеристик их параметров (ширины, высоты и пр.).

Для каждой местности существует конкретная система условных знаков, с их помощью обозначаются: рельеф, гидрография, сеть дорого и путевые развязки, местные объекты, границы, особенности почвенного и растительного покровов. Условны знаки помогают составить наглядноеизображение действительного состояния исследуемого участка территории.

Назначение топографических карт - представить участок конкретной местности в объемном трехмерном изображении. При помощи, так называемых горизонталей изображается рельеф местности. Это линии, соединяющие одинаковые высоты над уровнем моря. Началом отсчета служит ноль Кронштадтского водомерного поста - средний уровень Балтийского моря.

Если отдельный рельеф невозможно показать при помощи горизонталей, их изображают в виде специальных условных знаков: обрывы, промоины, ямы, курганы, овраги, скалы и пр.

Измерения расстояний на карте

Измерения по карте производятся при помощи циркуля-измерителя. Иглы циркуля прикладываются к конечным точкам отрезков на плане. А потом полученный раствор циркуля откладывается на обычной линейке, где и определяется длина каждого отрезка. Если линии больше линейного масштаба, измерение производится в несколько приемов.

Расстояния между точками на чертеже по кривым линиям замеряются пошагово при помощи небольших растворов циркуля. В среднем длина шага выбирается 0,5 - 1,0 см.

Длинные извилистые линии измеряются специальным приспособлением под названием курвиметр. Он состоит из колесика и стрелки, совмещенной с циферблатом. Колесико движется по конкретной линии на плане, стрелка указывает пройденное расстояние. Цена деления на шкале циферблата равна одному километру или сантиметру. Полученные показания в см умножаются на величину масштаба данного плана.

Перед началом пути стрелка устанавливается на ноль. Если при прокатывании колеса показания прибора уменьшаются, необходимо развернуть курвиметр на 180°.

Если под рукой не окажется линейки с делениями или курвиметра, можно воспользоваться полоской бумаги или миллиметровки.

Ориентирование при помощи карты

При ориентировании по карте вначале определяется точка стояния и сличение карты с окружающей местностью. Документ располагают в таком положении, чтобы его направления совпадали с конкретной местностью. При этом юг находится внизу, север-вверху, восток и запад соответственно справа и слева. Ориентирование карты производится приблизительно на глазок или при помощи специальной визирной линейки либо компаса.

Определение точки стояния

Для определения точки стояния используются ориентиры по следующим признакам:

  1. Местные предметы.
  2. Характерные детали и формы рельефа.
  3. Засечки, оставленные при прохождении расстояний.

Точка стояния определяется по ближним ориентирам после ориентирования карты по сторонам света и опознания на местности, а также на плане близких объектов или элементов рельефа. С учетом масштаба и приблизительного расстояния до опознанных объектов, на документе намечается точка стояния.

На первый взгляд, печатные схемы местности потеряли свою актуальность и заменились приложениями для смартфонов и GPS-навигаторами. Электронные варианты ‒ удобные, способствуют быстрому определению собственного расположения на местности, однако обладают рядом существенных недостатков, одним из них является ненадежность. Умение распознавать условные обозначения на топографической карте необходимо для ориентировки в незнакомой местности без электронных устройств. Какой бы современной моделью навигатора вы не обладали, она будет нуждаться в регулярном подключении к электросети или портативным зарядным устройствам для поддержания стабильной работоспособности. Также навигационные программы далеко не всегда правильно определяют месторасположение, что способствует удлинению маршрута и усложняет процесс достижения пункта назначения. Бумажные схемы не нуждаются в таком тщательном уходе и всегда придут на помощь в условиях выживания. В жизни каждого человека возникают ситуации, когда необходимы познания о том, как расшифровываются условные знаки на топографической карте. Благодаря умению их определять можно легко пройти любой маршрут, имея при себе только печатную схему. В условиях выживания или заблудившись, наличие схемы местности в рюкзаке способствует быстрой ориентировке и существенной экономии времени. В статье мы рассмотрим, что такое топографические карты, их классификацию, условные знаки и правильную расшифровку.

Условные обозначения на топографической карте

Для начала рассмотрим, что такое крупномасштабный топографический план местности (Рисунок 1).

Рисунок 1. Пример топографического плана

По умолчанию это универсальная схема, которая предоставляет максимально возможное количество информации об определенном участке и знакомит пользователя со всеми важными деталями ландшафта: от классификации растений и видов почв до автозаправок и железнодорожных переездов. Универсальность заключается в том, что использовать такой план могут в абсолютно разных целях путешественники, автомобилисты, геодезисты, военные, инженеры, агенты строительных компаний, лесники, охотники, рыбаки и многие другие без ограничений.

Определенные запреты накладываются исключительно на объекты военного значения.

Создаются схемы таким же способом, что и онлайн приложения: путем использования снимков, сделанных при помощи летательных аппаратов (в последнее время популярны фотографии, заснятые космическими орбитальными спутниками), после чего переводятся в плоскость и упрощаются. Это позволяет создать максимально точный уменьшенный в масштабе ландшафтный план, на который в дальнейшем наносятся обозначения важнейших объектов. Существует два основных критерия, по которым должна создаваться топография карты, условные знаки.

Критерии создания карты:

  1. Наглядность. Поскольку топографический план передает все детали местности визуально, он должен быть максимально понятным для восприятия. Наглядно отображаются особенности рельефа, наличие флоры (реже фауны), железнодорожные и транспортные развязки, водоемы, крупные сооружения, населенные пункты;
  2. Измеримость. Поскольку любая схема местности имеет масштаб, все обозначения можно замерить линейкой и произвести простой математический расчет, по которому вычисляется протяженность, например, здания или лесополосы.

Рисунок 2. Пример генерализации

Каким образом отбираются условные знаки топографических карт? Данный процесс называют генерализацией, в него входит выборочное размещение значков, которые несут для читателя максимальную важность (Рисунок 2). Маловажные постройки никак не отображаются для экономии свободного пространства.

Значения условных знаков

Схемы местности достигли пика популярности в СССР, почти у каждого жителя страны были карты того или иного района. Но и по сегодняшний день, огромным спросом пользуется книга условных знаков топографических карт. Это связано с тем, что существует более семи основных групп обозначений, в каждую из которых входят десятки и даже сотни разных значков. Все они считаются так называемой легендой (Рисунок 3) любой карты (от схемы в вагоне метро до узкоспециализированных военных или инженерных экземпляров). Подробное разъяснение каждого символа размещено в отдельных полях, что значительно упрощает процесс чтения. В картографии нет стандартов относительно прорисовки значков, поэтому в каждом экземпляре их дизайн может различаться при сохранении общего сходства и обязательного объяснения на полях.


Рисунок 3. Пример легенды разных карт

Распространенные знаки на топографической карте и их значения

Условные символы предназначены для отображения на ландшафтном плане всех явлений и объектов, их основных характеристик.

Разделяются на три группы по критерию масштаба:


Опорные и населенные пункты

Условные знаки военной топографической карты «опорные и жилые пункты (Рисунок 5)» ‒ помогают первично сориентироваться:


Промышленные и сельскохозяйственные объекты

Условные знаки топографических карт, обозначающие промышленные (Рисунок 6) и хозяйственные строения, также могут послужить ориентиром.

Ориентир по промышленным и с/х объектам:

  • Точечный символ трубы применяется для отображения предприятий с трубами, которые выделяются на фоне окружающего ландшафта. Рядом с ним указывается основное направление завода, фабрики или цеха. Однако стоит помнить, что информация о деятельности предприятия может устареть. Именно по этой причине рекомендуется пользоваться современными картами, где указана точная деятельность производства;
  • Сельскохозяйственные постройки также указываются внемасштабными символами, если их размеры средние. При малых размерах указываются сокращенной надписью (например, птицефабрика обозначается «птиц.»), а при крупных имеет четкие масштабированные контуры.

Отличительной чертой нанесения всех промышленных и сельских зданий на план является точность расположения средней точки.


Рисунок 6. Пример обозначения промышленных объектов

Социо-культурные объекты

На ландшафтный план наносятся культурные памятники и социальные объекты, которые размещены на окраинах, вынесены за черту города и служат ориентиром. Однако в туристических экземплярах памятникам и важнейшим постройкам социального назначения уделено особое внимание. В их число могут входить соборы, крепости, руины, поместья, музеи, выставочные центры, а также санатории, больницы, туристические базы, курорты, отбирающиеся по критерию их важности. Рядом с внемасштабным значком указывается мелким наклонным шрифтом основное определение: монастыри «монаст.», памятник «пам.», санаторий «санат.», минеральный курорт «мин.курт» (Рисунок 7).


Рисунок 7. Пример социальных объектов

Железные дороги, шоссе и грунтовые дороги

Такие условные знаки топографических карт, как дорожная и железнодорожная (Рисунок 8) развязка, присутствуют на любых схемах. Дорожная развязка играет наиболее важную роль для читателя и помогает выбраться как пешком, так и на транспортном средстве. Обозначается линейными обозначениями, масштаб которых точно измеряется только в длину.

На всех схемах указывается:


Реки, озера, каналы и прочее

Водные условные знаки на топографической карте разделяются на линейные и масштабные.

Линейными обозначены реки, ключи, родники и водные каналы, имеющие четкую протяженность в длину.

Масштабными указываются озера, моря, водохранилища, которые можно измерить и в длину, и в ширину. Уточнение для водоемов пишется мелким курсивом (для реки «рек.» или озера «оз.»). Все водоемы исполнены в голубом или синем цвете (Рисунок 9), на некоторых картах глубина обозначается более темными оттенками синего.
Рисунок 9. Пример обозначения рек и озер

Рельеф местности

Поскольку все планы местности представлены в двухмерной плоскости вопреки изначальной форме эллипсоида планеты Земля, объем и рельеф изображается при помощи изогипс. Изогипсами называются линии, которые позволяют отобразить объем рельефа в двухмерном пространстве. Рельеф представлен не только сушей и возвышенностями, но и водоемами и впадинами. В зависимости от выпуклости или вогнутости ландшафт обозначается разными цветами. Состоит из элементов: основание, склон, вершина или дно, высота или глубина объекта (Рисунок 10).





error: Контент защищен !!