Как играть в домино: правила, советы и секреты. Правила игры в домино: Козел Что означает рыба в домино

Перед вами – увлекательная настольная головоломка, в которой вам нужно выстраивать цепь из костяшек. Но далеко не все знают правила игры в домино, и поэтому она кажется им неинтересной. Число участников варьируется от двух до четырех. Для двух человек раздают по семь костей, для большего количества человек – по пять. Другие размещаются в «резерве» так, чтобы точек не было видно. Первый ход делает игрок, у которого на руках есть «дубль» (то есть 1-1 или любая другая комбинация по возрастанию). С 0-0 нельзя начинать. Суть игры – расположить на поле свои камешки так, чтобы они касались одноименными символами друг к другу. То есть, к 2-2 можно пристроить 2-5, 4-2 и другие, но обязательно должна быть цифра 2. Если таковые отсутствуют, вы выбираете новые из отложенной «колоды». Побеждает тот, у кого ничего не осталось. После этого суммируются очки, выпавшие в процессе прохождения. Классическая партия разыгрывается до 200, 300 или 500 (по договоренности).

А как играть в домино козел? Алгоритм практически такой же, однако появляются термины «рыба» (возможный вариант окончания, при котором у вас остаются фишки) и «яйца». Тот, в результате наберет 101, объявляется «козлом» и считается проигравшим.

Секреты домино

Чтобы чаще выигрывать, достаточно помнить правила и секреты домино Козел, в которых, на самом деле, нет ничего необычного.

  • Первый совет – развивайте зрительную память, чтобы запомнить, какие костяшки сбросил оппонент. Можно просчитать и предположить, какие находятся на его руках, а какие – в «резерве».
  • Второе – старайтесь просчитывать соперников, то есть следить за тактикой. Каждый действует по определенному алгоритму, и если вы установите закономерность, то успех обеспечен.
  • Третье – практикуйтесь с хорошим и опытным напарником. Это необходимо, так как игра коллективная. Если вы – новичок, не стремитесь играть в большой компании.

Рыба в домино

Обычно игра заканчивается, когда противник сбросит все костяшки, которые были у него в запасе. Но один из самых популярных аналогичных исходов – рыба в домино. В таком случае партия оканчивается, если у обеих сторон есть камни, но доложить их невозможно. Производится расчет чисел на доминошках, которые «лежат на руках». Если у вас наименее минимальная сумма «точек», то победа присуждается вам, но в выигрыш идет разность очков. Далее вы играете по тем же правилам, и, если снова возникнет такая блокировка выкладки, следует вести подсчет по вышеописанному алгоритму.

Нет, не слышно уже из наших дворов радостных криков: "Дубль! Рыба!" Не стучат кости по столу, да и "козлы" уже не те. Но, как ни удивительно, домино еще живет, только место обитания его - компьютер. Как играть в домино с ним? Да, практически, так же, как и раньше...

Домино. Определение

Это логическая игра, где выстраивают последовательную цепь из костяшек ("костей", "камней"), которые касаются друг друга половинами с одинаковым количеством точек (очков).

Кости

Костяшка домино - это прямоугольная плиточка с правильной геометрией - длина ее равна ширине, умноженной на два. То есть это два соединенных квадрата, на каждом из которых нарисованы точки (очки): от нуля до шести. Это своего рода плоское перевоплощение

В обычном наборе домино двадцать восемь камней. Составляется он из сочетаний с повторениями по два на семь чисел (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6). Но есть специальные наборы, в которых на костяшках есть очки до девяти и больше. В общем, количество костей в комплекте рассчитывается по формуле (n+1) х (n+2) : 2, где n - это самое большое число очков. То есть для распространенного набора формула выглядит так: (6+1) х (6+2) : 2 = 28.

Делают кости из простых или слоновых костей (отсюда и название), металла, пластика, дерева.

История домино

Из Индии и Китая в восемнадцатом веке игру привезли в Италию. Она несколько изменилась и очень прочно прижилась в монастырях, где запрещалось играть в карточные игры, поэтому монах Домино изобрел эту игру (легенда).

Есть еще вариант из-за белых точек на черном фоне игру стали называть домино, как

От лирических рассуждений давайте перейдем к практике и разберемся, как играть в домино.

Общие правила

Играть могут двое, трое и четверо человек. Правила игры в домино вдвоем отличаются тем, что каждый игрок получает на руки семь костей, если игроков больше - пять.

Оставшиеся кости (точками вниз) откладываются в сторону - это "резерв" или "базар". К нему обращаются, когда на руках нет необходимого элемента для хода.

Начинает игру участник, у которого есть наименьший дубль (кость с одинаковыми очками 0-0, 1-1, 2-2 и т. д.). Если его нет ни у кого, то ищут кость с самым маленьким значением, например, 0-1 или 1-2.

Ходят по часовой стрелке по очереди. Игрок не имеет права пропустить ход или идти на "базар", если у него на руках есть соответствующий раскладке камень. За один ход можно выложить только одну кость. Ход пропускают, "стучат", если камни "базара" кончились, а нужного нет.

Конец тура игры наступает, когда у одного игрока заканчиваются все кости - он выходит. Остальные подсчитывают очки с оставшихся на руках камней.

"Рыба" - ситуация, при которой у всех еще есть камни, а ходов больше нет - блокировка игры. Бывает, когда выложены все комбинации сочетаний одного числа, например 5, то есть на столе уже лежат кости 5-4, 5-0, 3-5, 5-2, 5-5, причем один конец цепи заканчивается камнем 5-1, а на второй игрок поставил камень 6-5. В такой ситуации человек, поставивший последнюю костяшку, "рыбу" (6-5), называется "рыбак". Все очки участников игры записываются на счет "рыбака". Он начинает следующий тур. Играют до оговоренного в начале числа очков сто, сто один, сто двадцать пять, двести.

Таковы общие правила игры в домино. Она очень гибкая, поэтому существует множество разновидностей. А по большому счету каждая компания, раскладывающая по столу костяшки, создает свою индивидуальную игру, со своими частными правилами. Но есть и отдельные модификации, прочно прижившиеся в нашей стране, например "козел".

Как играть в домино в "Козла"

Так как основные моменты остаются неизменными (количество игроков, костяшек, начало хода и т. д.), перечислим только отличительные :

  • последний камень из "базара" не забирают;
  • следующий тур начинает игрок, вышедший в этом, или "рыбак";
  • начать записывать себе очки можно только с двадцати пяти, набранных за раз;
  • если после "рыбы" у игроков осталось одинаковое количество очков на руках - "яйца", эти очки добавят проигравшему в следующем туре;
  • проигрывает тот, кто набрал сто двадцать пять очков и больше, он - "козел".

"Морской козел"

Это более сложная, активная, но очень популярная у нас разновидность игры. Если игроков набирается четыре, то играют парами (командой) по диагонали.

Давайте уточним, как играть в домино в "Морского козла":

  • победивший в любом туре записывает себе все очки проигравших;
  • если у игрока есть дубли на оба кона расстановки костей, он может выставить их за один ход;
  • тот, кто первым начал записывать себе очки, может начать любой тур с дубля шесть-шесть, и если он сам выиграет этот раунд - "на сто", то он выиграет всю игру, а при проигрыше с двадцатью пятью очками и более проиграет;
  • закончивший кон дублем ноль-ноль - победитель, такой розыгрыш называется "лысый козел";
  • если последний дубль шесть-шесть, то игрок также считается победителем, при условии что хотя бы у одного проигравшего на руках осталось двадцать пять очков и более, если нет, то следующий его кон "на сто" обязательно;
  • если на руках осталась только кость ноль-ноль - это двадцать пять очков, только шесть-шесть - это пятьдесят очков, только ноль-ноль и шесть-шесть - семьдесят пять;
  • если у "рыбака" осталось камней меньше, чем двадцать пять очков, а у противника больше, то в этом туре "рыбак" побеждает, и следующий его розыгрыш "на сто";
  • если с трех попыток "яйца" не разыграли, то есть не начали следующий кон с дублей от один-один до три-три, эти "яйца" "протухли";
  • если при парной игре один выходит победителем против пары соперников, он - "генерал".

Как вы, наверное, заметили, отличия в правилах разновидностей игры очень тонкие, и как играть в домино, вы можете выбрать сами. Есть еще "спортивное домино", ЧЧВ, "осел", "телефон", "маггинс", "генерал", "колбаса" и много-много других... По большому счету, каждая собравшаяся компания решает, как играть в домино. Правила очень подробно и досконально оговариваются. Иногда их даже записывают перед игрой.

Играем в домино с компьютером

Сейчас, в основном, играют в домино с компьютером (на двоих), по сети, через интернет. Если вы решите поиграть в "Козла" онлайн, то возможен любой вариант по количеству игроков, это могут быть сымитированные люди или реальные пользователи сети.

Каждый разработчик вкладывает в версию игры свои закономерности хода и подсчета очков, так что будьте начеку.

Удобно играть с компьютером, потому что раздача костей и, главное, подсчет очков происходят автоматически, вам не нужно ломать голову, кому сколько причитается при такой рокировке. Но принцип работы программы вы должны уяснить из правил, которые обычно подробно расписаны в специальном разделе, чтобы не попасть впросак.

Выигрышные правила

Как играть в домино, чтобы выиграть? В любом варианте игры есть тактики, сочетания, последовательность действий, при которых выигрыш будет более достижимым и реальным. Рассмотрим некоторые из них для разновидностей "Козлов":

  • всегда внимательно наблюдайте и запоминайте ходы противников, кто какую кость куда положил, это даст вам представление о наборе костей и сделает ваших соперников более предсказуемыми для вас;
  • если играете парой (онлайн), определитесь, кто ведущий, а кто ведомый, и придерживайтесь этой расстановки сил всю игру;
  • вы нашли "рыбное" место, если соперники часто пропускают ходы или при одинаковом количестве костей играют одним номиналом, например, только крупными, - стоит рискнуть.

Домино очень популярно сейчас, особенно в сети. Множество ресурсов предлагают вам поиграть бесплатно и даже без регистрации на их сайте. Эта увлекательная игра развивает логику и внимание, найдите время, чтобы попрактиковаться в ней и...


Домино — настольная игра, которая раньше пользовалась огромной популярностью. Плюс заключался в мобильности и увлекательности игры.

Компактные размеры при переносе и занимает мало места в процессе раскладывания стандартных комбинаций домино.

Один сеанс игры состоит из нескольких раундов с начислением определённого количества очков. Зачастую проводятся целые мини-турниры. Играть в домино можно в любом возрасте.

Она представляет собой комплекс правил, определяемые уровнем умений играющих. Существуют самые простые интерпретации и правила, которые станут понятными даже для начинающих.

Существует детское домино, которое предназначено для детей среднего возраста. Если данная игра является понятной для детей, то любой взрослый сможет научиться играть.

Правила игры в домино для начинающих:

  • Самый понятный принцип игры в домино заключается в выстраивании костяшек, чтобы совпадало количество очков. Таким образом, выстраивается последовательная цепь.

    Существуют определённые нюансы, которые определяют моменты окончания и начала игры, случай, когда у игрока нет кости с необходимым количеством очков.

  • Классическое домино предполагает участие двух — четырёх игроков. На двоих раздают по 7 костей, для троих или четырёх – 5 элементов на одного участника.

    В классическом варианте кости называют «камнями». Остальные кости укладывают изнаночной стороной. Эта совокупность называется «базаром». Первый ход осуществляет игрок, обладающий костью с очками 6 и 6.

    Кость называют дубль. Следующий игрок должен положить камень, где есть наличие шести очков на одном из делений. Если такового нет, следует вытянуть кость из общего «базара».

  • В классическом домино существует такое понятие, как «рыба», «крест». Когда ход закрывается камнем-дубляжом по соответствию очков предыдущей кости.

    Выигрывает тот, кто завершает выкладку своих камней. Часто рыбой заканчивается такая игра. Иногда у человека при выкладке «рыбы» остаются камни, тогда изменяется правило подсчёта очков.

  • Окончание игры не определяет победителя. Игроки заранее договариваются о максимальном количестве очков.

    Инструкция подсчёта очков: все очки, которые остались у остальных игроков суммируются и записываются на счёт того, кто завершил выкладку рыбой и у него не осталось камней. Если у победителя остались кости, то записывается разность очков всех игроков и его личных.

  • Каждый игрок старается обойтись без дополнительных камней, находящихся в дополнительной раскладке. Замечательно, если соперник подбирает как можно больше камней с базара.

Домино — это не только чисто механическая игра, а занятие, требующее логического мышления. Существует огромна разновидность игры домино: «Козёл», «Осёл», «Телефон» и другие.

Различие заключается в индивидуальной системе подсчёта очков и принципе окончания самой игры. При изучении правил важно обратить внимание на понятийный аппарат, то есть знать терминологию. Например, в домино существует такой термин, как «колбаса».

Секреты в домино

Классика в игре домино не предполагает слишком заумных комбинаций, которые приводят к победе. Существуют секреты относительно ведения игры.

Не зависимо от количества игроков и подвида игры, правильно обдуманный ход может привести к положительному исходу игры.

Бывалые игроки знают секреты, помогающие приблизиться к победе. Заучивать их не нужно, стоит запомнить только концепцию ведения «боя».

Важно! Главная особенность выигрышной комбинации заключается в количестве игроков. Придётся учитывать возможные комбинации очков костей каждого из участников. Это главное условие успеха.

Максимально просто просчитать варианты ходов соперников, если играть двумя парами или вчетвером. Таким образом, в игре, нужна не только внимательность, но и память, логика, умение соотносить ситуативные комбинации. Секреты настольного увлечения заключаются в простых манипуляциях.

Что нужно учесть, чтобы стать победителем в домино:

Секреты игры Хитрости при использовании секретов
Наличие нескольких дублей Если в раздаче у игрока попадается два камня с дублями, то не стоит выбрасывать сразу на стол. Время выкладки костей, можно определить после нескольких ходов соперников.
Дать себе шанс Когда разнообразие очков позволяет, то стоит выставлять камни так, чтобы у соперников деления с таким количеством очков не было, а у вас точно находилось. Выигрывается один ход без обращения к «базару».
Следить за игрой Это самый простой и доступный секрет, который может привести к победе. Стоит внимательно следить за ходами противников и чётко переделять слабые стороны игроков.

Если игра производится парами, важно уметь правильно, но скрытно для второй пары, сигнализировать о своём игровом состоянии.

Выигрышные дубли В зависимости от подвида домино, важно внимательно следить за игроками, у которых предположительно находятся выигрышные кости или дубли.

Если победить не получится, то не стать последним такая внимательность точно поможет.

Неформальный лидер Стоит определять лидера в каждом кругу игры. В зависимости от своей ситуации определяется тактика игры против неформального лидера.

Иногда приходится подыгрывать, чтобы ухудшить ситуацию слабого участника или наоборот — противостоять, защищая свой интерес.

Сильные кости В зависимости от намерений соперников определяется принцип игры для себя. Если у противников не лучшая ситуация, то лучше начинать свою игру с сильных камней, тогда победа будет быстрой. В противном случае, ситуация выстраивается наоборот.

Полезное видео

    Похожие записи

Среди вестимых и знаменитых в народе игр исключительно огромную знаменитость имеет домино – трудно обнаружить человека, тот, что бы никогда не играл в домино и не побеждал противников, передвигая костяшки. Побороть в домино на 1-й взор несложно, впрочем существует масса различных вариантов игры, и вы можете учесть некоторые стратегии, которые увеличивают ваш шанс на выигрыш.

Инструкция

1. По правилам игры весь из игроков выбирает семь закрытых и перемешанных между собой костей домино , и его последующей целью в игре становится выставление единовременно костей 6:6 и 0:0, создающее выигрышную обстановку.

2. Если у вас в комплекте костей есть два дубля, вы имеете право выставить на доску оба дубля либо же сберечь один дубль про резерв, выставив 2-й. Первым ходит тот игрок, у которого в комплекте есть кость 1:1. Если в домино играют четыре человека, право хода переходит от первого игрока по часовой стрелке ко второму, третьему и четвертому.

3. Выставляйте кости так, дабы на дальнейшем ходе к предыдущей кости могла приклеиться дальнейшая. Если же вы выставите кость 6:6, а после этого 0:0, вы выиграете партию, получив звание генерала. Выставление только одной кости 0:0 наделяет вас званием офицера. Таким образом, вашей тактикой в игре должно стать тяготение получить звание генерала либо офицера, а значит создание выигрышной обстановки, которая дает такую вероятность.

4. Невзирая на то, что договоренности между игроками запрещены правилами игры, вы можете заблаговременно договориться со своим партнером о каких-то сигнальных знаках либо сформировать нормальное поведение для каких-нибудь игровых обстановок, а также отслеживать это поведение у других игроков.

5. В всяком игровом круге усердствуйте запоминать ходы конкурентов, а также ходы своего компаньона. Если вы играете вчетвером, вам надобно также определиться, кто из вашей пары с партнером станет игровым лидером. Определив главы, не переназначайте его в ходе игры – глава должен остаться непоколебимым на протяжении каждой партии.

6. Отслеживайте за костями своих противников, усердствуя вычислить расположение выигрышных дублей 0:0 и 6:6. Если конкуренты зачастую пропускали ходы либо играли большими костями, возрастает шанс возникновения «рыбы», что может привести к проигрышу конкурентов.

Эта старинная китайско-индийская игра стала дюже знаменитой еще в 18-ом веке. Тогда же костяшки получили имя “домино” в честь маскарадных черно-белых костюмов. Теперь существует несколько разновидностей игры в домино. Разглядим самую знаменитую в России разновидность – “козел”.

Вам понадобится

  • набор костяшек домино, пустой стол, от 2 до 4 увлеченных людей

Инструкция

1. Все костяшки опрокидываются на стол точками вниз и скрупулезно перемешиваются. После этого игроки разбирают наугад по 5-7 костяшек. Если вы играете вчетвером либо втроем, то всякому достается по 5 костяшек. Если игроков только двое, то они берут по 7 штук. Оставшиеся камни образуют так называемый “рынок”, их откладывают в сторону не открывая.

2. Игроки рассматривают свои камни. Начинает игру тот, у кого есть самый старший дубль (камень с идентичными числами). Вообще, это камень 6-6, если такого на руках ни у кого нет, то ищут 5-5 и так дальше. Если же сложилась такая обстановка, что ни у кого нет дублей, то ходят со старшего камня с различными числами 6-5 либо 6-4 и так дальше. Выходит, 1-й ходящий кладет первую фишку на стол, ход от него переходит по часовой стрелке к дальнейшему игроку.

3. Дальнейший игрок должен положить к имеющемуся на столе камню один из своих камней с тем условием, что на одной его половине такое же число точек, как и у теснее лежащего на столе. Так игроки выкладывают камни на стол, присоединяя их к одному либо иному краю получающейся линии по тезису совпадения числа точек.

4. Если у кого-то из игроков есть два дубля, которые могут быть положены и справа, и слева от множества камней на столе, то такие дубли дозволено положить за один ход. Вообще же в ход кладется только один камень. Если у игрока нет подходящего камня, то он отправляется “на рынок”, то есть берет наугад фишку из кучи лишних камней. Игрок берет камни из “рынка”, до тех пор пока не вытянет подходящий. Все неподходящие к выкладыванию камни остаются у него на руках.

5. Таким образом игра продолжается, пока один из игроков не выложит все свои камни на стол либо же пока не возникнет “рыба”. “Рыба” – это тупиковая обстановка, когда у всех игроков есть фишки на руках, но ни у кого нет подходящих фишек для стола, а в “рынке” фишки закончились.В конце игры подсчитывается число очков, оставшихся у всякого игрока. Число очков совпадает с числом точек на костяшках, которые остались у игрока на руках. При этом пустой дубль 0-0 стоит 25 очков. Запись очков для всякого игрока открывается с 13 очков. Позже записи очков начинается дальнейший кон игры. Заканчивается игра, когда один из игроков наберет 101 очко, его называют “козлом”.

Обратите внимание!
В домино фишки именуются “камнями”, “костяшками” и “домино”.

Полезный совет
Выигрышно усердствовать, как дозволено стремительней выложить фишки с огромным числом очков и штрафной дубль 0-0.Следите за числом тех либо иных фишек на столе, дабы своевременно сделать “рыбу”. Всякое число точек на фишках встречается 7 раз.

Доктор технических наук В. ИЛЬИЧЕВ.

Игры, в которых известна вся информация о позиции соперников, называются играми с полной информацией, например шахматы. Стейниц, Капабланка, Нимцович и другие мастера разработали общие позиционные шахматные принципы, которые оказались очень эффективными в практической игре. Большинство карточных игр - игры с неполной информацией, например преферанс (см. "Наука и жизнь" № 7, 1992 г.). К их числу относится и домино, в котором изначально, да и позднее неизвестно точное расположение костей на руках соперников.

Ребенок приходит в школу с огромным числом вопросов к жизни, к миру. И ему начинают давать множество ответов, но на вопросы, которые он не задавал.
А. Г. Асмолов

С комбинаторной точки зрения домино существенно сложнее преферанса. Действительно, согласно правилам в преферансе игра идет "масть в масть", поэтому все масти (пика, трефа, бубна, черва) в достаточной мере изолированы. Напротив, почти каждая костяшка (две клетки) домино представляет собой своеобразный "переходник" от одной масти (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6) к другой, поэтому здесь они тесно взаимосвязаны.

Если согласно правилам домино соединить все двадцать восемь костяшек в прямую линию, то на концах стола будет обязательно находиться одна и та же масть. Это обусловлено тем, что каждая масть присутствует в четном числе (8) клеток. Оказывается, что и в практической игре можно обнаружить полезные эвристические закономерности, справедливые не абсолютно, а лишь с определенной (но достаточно высокой) вероятностью. Рассмотрим ряд таких тактических и стратегических принципов.

Напомним, что в домино играют две соперничающие пары (Красный + Желтый против Синий + Зеленый). Будем считать, что игроки ходят по часовой стрелке, в результате чего на столе возникает цепочка ("стол") костяшек, к краям которой пристраиваются новые камни.

(Иллюстрация 1)

Если игрок не имеет возможности выставить камень ни к одному из краев "стола", он пропускает ход (игрока "прокатили"). Пара выигрывает, когда один из ее участников первым успевает выставить все свои костяшки. Разумеется, чем чаще конкретный игрок попадает "в прокат", тем меньше у него шансов первым выставить все свои камни. При поиске эффективных способов игры целесообразно выделить две простые (чистые) стратегии - оборонительную и наступательную.

В первой игрок ходит так, чтобы на оставшихся у него костях было наибольшее разнообразие мастей. Обороняющийся игрок полагает, что данная стратегия позволяет минимизировать вероятность попасть ему в "прокат" в будущем.

Во второй игрок действует "однообразно", а именно выставляет камни с одной и той же мастью. Набор из трех и более костей игрока, содержащих одну и ту же масть n , назовем n-давлением .

Пусть игрок Красный производил, например, 1-давление. В результате борьбы соперничающих пар на столе оказались выложенными ровно шесть костей масти 1, а последний камень этой масти находится на руках Красного. Поэтому на одном из краев "стола" находится камень масти 1, который неприкосновенен для других игроков. Здесь будем говорить, что Красный взял "концевой камень ". Теперь он застрахован от "проката" по крайней мере на ближайший ход.

Приведем естественный способ "измерения" силы давления. Так, оценим дупль в 0,5 очка, а остальные (простые) камни этой масти - в 1 очко. Тогда сила давления равна сумме очков камней масти n . Если сила давления больше 3,5 очка, то оно "самодостаточ но". А именно: его нельзя полностью блокировать оставшимися камнями этой масти, поэтому можно самостоятельно добраться до концевого камня. Обсудим особенности "несамодостаточных" давлений:

1. Два простых камня + дупль оказываются слабым давлением (сила = 2,5). Данное давление скорее оборонительное, а не атакующее средство. Оно ограничивает возможности соперников выставлять свое сильное давление. Так, в позиции, приведенной ниже, Красному следует играть не дуплем 2|2, а простым камнем 1|2.

(Иллюстрация 2)

Этот ход одновременно ослабляет чужое 2-давление и демонстрирует свое 1-давление. Отметим, что, когда другие игроки выставляют два камня масти 1, это давление становится сильным. Теперь у Красного появляется шанс получить концевой камень.

2. Три простых камня или три простых камня + дупль оказываются средними давлениями (сила = 3 и сила = 3,5 соответственно). Если партнеры (добровольно или вынужденно) хотя бы один раз поддержат это давление, то оно сразу станет сильным.

Отметим, что согласно правилам домино шесть или семь камней одной масти пересдаются. Поэтому очень сильные давления не допускаются. На руках одного игрока может быть одновременно несколько давлений.

В начале партии каждая масть встречается в среднем на двух клетках. Поэтому при наличии давления - большого числа клеток одной масти - снижается разнообразие клеток с другими мастями. Теперь некоторые масти будут встречаться не более чем на одном камне.

Реализация давления напоминает кадровую политику, когда повсюду расставляют своих людей, которые дружат между собой и враждуют с другими. Атакующий игрок надеется, что рано или поздно "обескровленного" его давлением противника "прокатят".

Практика показала, что атакующая стратегия, как правило, более продуктивна, чем оборонительная. Реальная эффективная стратегия представляет собой синтез обеих чистых стратегий, в котором доминирующую роль играет наступательная тактика. Рассмотрим несколько типичных игровых ситуаций.

Эпизод 1 . Пусть в результате своего сильного, например, 1-давления Красный взял один концевой камень. А спустя некоторое время соперники вынудили его расстаться с этим камнем масти 1. Несколько удивительно, что после этого остальные игроки могут вычислить одну из оставшихся красных костяшек:

Принцип 1. Пусть в эпизоде 1 выставленная концевая костяшка Красного имела вид 1|n, тогда у него еще остался камень масти n.

(Иллюстрация 3)

Практика показала, что это правило реализуется более чем в 50% случаев. Приведем две причины, подтверждающие принцип 1.

Причина 1. Так как каждая масть (в частности, масть n ) встречается в среднем дважды, то в начале партии у Красного наряду с камнем 1|n имеется еще и костяшка m |n . Далее в процессе игры возможны следующие варианты выставления этих камней Красным:

1. На одном из краев стола находилась масть n . Тогда Красный, развивая свое 1-давление, обязательно выставил бы камень 1|n .

2. На одном из краев стола находилась масть m . Здесь Красный может (но вовсе не обязатель но) выставить камень n |m . Поэтому более чем в половине случаев камень 1|n выставляется раньше костяшки m |n . Поскольку камень 1|n остался у Красного, то костяшка m |n и подавно находится у него. Отсюда следует справедливость принципа 1.

Причина 2. Пусть, например, камни 1|n, 1|a, 1|b, 1|c составляют сильное 1-давление Красного. Назовем масть из набора {n , a , b , c } дефицитной, если она представлена в одном экземпляре среди начальных семи камней Красного. При наличии сильного 1-давления такая дефицитная масть (по крайней мере одна) найдется обязательно. Пусть, например, это будут масти a , b и c . Поскольку n не дефицитная масть, то у Красного имеется еще и камень вида m |n .

Далее, весьма вероятно, что дефицитные масти оказываются одноименным давлением у остальных игроков. Следовательно, кости с мастями a , b , c они станут выставлять наиболее часто и камни 1|a , 1|b , 1|c покинут Красного в первую очередь. Тогда концевой будет "поздно выставляемая" костяшка 1|n , а на руках у Красного останется костяшка m |n .

Разумеется, существуют и другие причины, которые подтверждают этот принцип (их поиск предоставляется читателю).

Эпизод 2. Если оборонительные ресурсы Сине-Зеленой пары невелики, то в результате 1-давления Красному удается захватить сразу два единичных конца.

(Иллюстрация 4)

Тогда на обоих краях стола будет находиться 1, а еще две костяшки масти 1 окажутся на руках Красного. Пусть для определенности на руках у Красного камни 1|n , 1|a , n |b . Если нет других ("высших") соображений, то при своем ходе Красному следует позаботиться о сохранении максимального разнообразия мастей на оставшихся камнях. Поэтому логичным будет ход 1|n . Отсюда вытекает

Принцип 2. Пусть в эпизоде 2 первая выставленная концевая костяшка имела вид 1|n , тогда у Красного еще остался камень масти n.

Эти принципы в совокупности с информацией об известных камнях стола позволяют достаточно точно определить оставшуюся у Красного костяшку масти n. Пусть этот "вычисленный" камень имеет вид n |k и является последним у Красного. Тогда Желтому следует организовать n -давление или k -давление, чтобы его партнер (Красный) смог закончить партию. Более сложен вариант, когда соперников вынуждают выставить требуемые камни. Разумеется, для этого необходимо как-то вычислить костяшки Сине-Зеленой пары (например, исходя из тех же принципов 1 и 2!).

Справедливости ради приведем начальный набор камней на руках Красного, когда рассмотренные выше принципы 1 и 2 не могут быть выполнены. Вот один из абсолютно "беспринципных" раскладов:

(Иллюстрация 5)

Эпизод 3. Пусть Красный производил 1-давление и захватил концевой камень слева. В данной ситуации у него большой выбор ходов. Возникает вопрос: какую из костяшек выставить справа? Как бы Красный ни сыграл, но, вероятно, скоро противники заставят его расстаться с концевым камнем 1|2. Поэтому сейчас логично поставить костяшку 2|5. Так, исподволь, Красный готовит 2-давление.

(Иллюстрация 6)

Следовательно, имеет место

Принцип 3. Пусть в эпизоде 3 Красный имеет слева концевой камень 1|n, тогда ему следует справа выставлять костяшки масти n.

Здесь неявно подразумевается, что масть n не является давлением соперников. Остальным игрокам следует иметь в виду, что при такой стратегии Красного может нарушиться принцип 1.

Эпизод 4. Обсудим часто встречающуюся проблему: когда Красному выгодно делать "рыбу"? Напомним, что здесь пара Красный + Желтый выигрывает, если сумма очков на ее камнях меньше, чем соответствующая сумма у другой пары. Приведем полезный рецепт хорошего решения. А именно: нужно мысленно сделать "рыбу" и подсчитать общее число очков на столе (S ) и у себя на руках (R ). Справедлив

Принцип 4. При R < 42 - S/4 делайте "рыбу".

Действительно, сумма очков всех камней домино равна 168. Если на столе находится S очков, то (168 - S )/4 - их среднее число, приходящееся на одного игрока. При выполнении данного неравенства число очков у Красного меньше среднего, поэтому у его пары есть хорошие шансы выиграть "рыбу".

Конечно, перед окончательным решением об "изготовлении рыбы" Красному следует обратить внимание на число камней у Желтого, а также вспомнить, в какой масти было давление партнера.

Эпизод 5. Пусть в какой-то момент времени перед Красным возникла следующая проблема выбора. При одном ходе у него образуется свой концевой камень на одном краю стола, но затем это позволяет и Синему взять его концевой камень на другом краю. А при другом ходе концевых костяшек ни у кого из них нет.

(Иллюстрация 7)

Первый вариант для Красного оказывается хуже, если у него на руках имеются дополнительные камни. Действительно, в результате последовательного образования концевых костей Красному придется расстаться со своей концевой костяшкой. Поэтому при успешной реализации давлений справедлив

Принцип 5. 2-давление сильнее 1-давления.

Для успешной реализации давления игрокам важно своевременно его начать.

Эпизод 6. Для игрока, делающего первый ход (заходчика), вовсе не обязательно сразу выставлять свое давление. Это можно сделать и на втором ходе. Так, пусть у него в начале партии имеются cледующие камни:

(Иллюстрация 8)

Тогда хорошим оказывается "мягкий" ход 0|0. Здесь костяшки 0|0, 5|5 и 5|6 не участвуют ни в каком давлении, поэтому представляют собой трудно выставляемый "балласт". Целесообразно сразу сбросить его часть, а затем выставить камень ("переходник") 0|1 - переход к основному 1-давлению.

Принцип 6. При наличии камня-переходника делайте мягкий заход.

Эпизод 7. Послепервых трех-четырех кругов игры выявляются основные масти-давления игроков (например, 1 у Красного, 2 у Синего, 3 у Желтого и 4 у Зеленого). Теперь у пары игроков, которая сможет продолжить свое давление (или даже получить концевой камень), возникнет позиционное преимущество.

С другой стороны, некоторые масти все еще полностью находятся на руках игроков, и их естествен но назвать "свежими" (например, 0 и 6). Выставлять свежие масти опасно. Так, если Красный выложит камень со свежей мастью 0, то весьма вероятно, Синий выставит костяшку 0|2. Таким образом, Сине-Зеленая пара продолжит развивать свое 2-давление. Поэтому соблюдайте

Принцип 7. Не выставляйте свежих мастей .

У принципа 7 существуют исключения. Например, пусть у Красного имеется три (или более) камня со свежей мастью 0. В этом случае образование Синим концевого камня не столь опасно, поскольку ему, скорее всего, не выдержать продолжительного 0-давления со стороны Красного.

Эпизод 8. Профилактические мероприятия эпизода 7 можно дополнить. Так, когда нет возможности выставить свое давление, тогда "здоровый образ игры" состоит в блокировке давления соперника. Например, пусть Синий производил 2-давление и у него остались камни 2|m и 2|n . Теперь игрокам Красному и Желтому опасно выставлять костяшки с мастями m и n . Зачастую блокировка давления противника быстрее отправляет его "в прокат", чем развертывание своего давления. Поэтому полезно правило

Принцип 8. Не давайте сопернику продолжить его давление.

Эпизод 9. В обозначениях эпизода 7 рассмотрим следующую ситуацию. ПустьЗеленый выложил слева свежую масть 0, а у Красного нет подходящего камня 0|1 для продолжения своего 1-давления.

Тогда правильным является выставление Красным справа тоже свежего давления (0 или 6). Теперь если Синий "пристроит" к свежей масти 0 свое 2-давление (выставит камень 0|2), то в ответ Желтый симметрично "пристроит" к свежей масти 6 свое 3-давление (выставит камень 6|3). Поскольку "2-давление сильнее 1-давления", пара Красный-Желтый получает преимущество.

Принцип 9. Поддерживайте свежие масти с обеих сторон.

(Иллюстрация 9)

Если все участники придерживаются этого принципа, в середине игры возникают моменты своеобразной "игры в поддавки". Игроки начинают выставлять только свежие масти (давление свежими мастями), "вежливо" предлагая сопернику первым получить концевой камень. Пара, которая не может поддержать свежие масти с двух сторон, обычно проигрывает.

Разумеется, перечисленные "принципы" далеко не исчерпывают всех тактических и стратегических приемов игры в домино, но, несомненно, принесут определенную пользу игрокам.





error: Контент защищен !!