Игры для детей на экологическую тему. Дидактические игры по экологии для дошкольников. Экологическое лукошко «аптека айболита»

Экологические игры. Охрана природы.

Не вредить, а дружить надо с природой!
Не брать сколько хочешь,
а сколько она может дать!
Убьешь природу, убьешь себя!

КРАСНАЯ КНИГА

Подготовительная работа ведущего: из учебников или справочников перекопируются на лист бумаги изображения различных животных и растений из Красной книги. Полезнее всего отбирать изображения тех животных и растений, которые имеются в вашем районе. Затем этот лист бумаги с картинками и названиями животных и растений из Красной книги разрезается на 20-30 частей и складывается в отдельный конверт. Количество таких заранее заготовленных конвертов должно соответствовать количеству участвующих в игре игроков или команд.

После раздачи конвертов ведущий дает команду начать игру.

Побеждает тот, кто быстрее сложит картину с изображением животных и растений из Красной книги.

Игру можно проводить раздельно для различных классов животных и растений, занесенных в Красную книгу.

КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ НАЗВАНИЙ ЦВЕТОВ

Игрокам показывается плакат (или фотография) вначале с одним цветком, затем двумя, тремя и более цветами.

Правила игры такие же, как и в подобной игре с рисунками (фотографиями) деревьев и кустарников.

Показывать можно вначале любые хорошо известные цветы (розы, гвоздики, ромашки, васильки...), а затем постепенно вводить все больше и больше цветов из Красной книги, а также ядовитых и лекарственных трав.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Игроки делятся на две команды. Сначала одна команда задает вопросы другой (1 0 -1 5 вопросов): «Внесено ли это растение в Красную книгу?». При этом называются как растения, внесенные в Красную книгу, так и не внесенные. Затем подсчитывается количество правильных ответов.

Затем все повторяется, но вопросы задает другая команда.

Очередность выступления команд определяется в результате жеребьевки.

После подсчета правильных ответов, ведущий объявляет команду-победителя.

ПО ЗАПОВЕДНИКАМ

Участники игры разбиваются на команды по 3 -4 игрока. Каждая команда выбирает себе наиболее интересный заповедник и за несколько дней до начала игры тщательно изучает животный и растительный мир заповедника, его ландшафты. В период подготовки к игре, из книг делаются необходимые записи, рисунки, фотографии, а если заповедник рядом, то и видеофильмы.

После такой предварительной подготовки команды собираются для игры. Из членов команд или приглашенных гостей выбирается жюри.

По сигналу ведущего начинается поочередное выступление команд. Каждая команда по очереди рассказывает о заповеднике, демонстрируя фотографии (рисунки) животных, растений и наиболее интересных пейзажей. На выступление команды дается 5 -7 минут.

При выборе победителя жюри учитывает знание и оригинальность излагаемого материала, его познавательное значение, а также энтузиазм и активность всех членов команды.

ДОЖДЬ

Игроки делятся на четыре одинаковые по количеству участников команды: дождь, почва, семена пшеницы, деревья. Каждая команда делает для себя из цветной бумаги пилотки: команда «Дождь» - голубого (или синего) цвета, «Почва» - светло-коричневого цвета, «Семена» - желтого цвета, «Деревья» - ярко-зеленого цвета.

В первой половине игры участвуют три команды: «Дождь», «Почва», «Семена». Команды «Почва» и «Семена» составляют одну смешанную группу, которая занимает безопасную позицию с тем, чтобы мимо нее можно было пробежать без риска. Команда «Дождь» стоит в стороне от этой группы.

Правила игры,: по команде ведущего «Начинается сильный дождь» игроки команды «Дождь» поочередно быстро пробегают мимо команд «Почва» и «Семена» и пытаются их осалить. Осаленные игроки бегут вслед за дождем. Чем дождь больше осалит почвы и семян, тем лучше.

Ведущий командует: Команды по местам. «Почва» и «Семена» перемешались. Начинается сильный дождь. Дождь побежал друг за другом. Веселее, веселее! Сальте, сальте «Почву» и «Семена». Больше, больше и все это на бегу. Осаленные «Почва» и «Семена» бегите вслед за дождем. Быстрее, быстрее! Стоп. Дождь прошел.

Ведущий комментирует: Прошел сильный дождь. Почву и семена унесло водой. Надо защитить почву и семена от сильного дождя,- и далее командует: «Дождь», «Почва», «Семена», встаньте на свои прежние места. Команда «Деревья» займи место перед почвой и семенами, защити их. Шире, шире становитесь, чтобы сильный дождь не достал почву и семена. Встаньте в шахматном порядке. Встали? Молодцы! Игра продолжается. Снова пошел сильный дождь! «Дождь», «Дождь» бегом через деревья к почве. «Деревья» задерживайте «Дождь», сальте его. Осаленный «Дождь»
медленно просачивается в «Почву» и «Семена». Так, «Деревья», весь «Дождь» осалили? Прекрасно. «Семена пшеницы», вы смочены захваченным «Дождем», начинайте прорастать.

Становитесь на стулья и медленно вытягивайтесь, вытягивайтесь вверх. Подняли вверх руки, радостно вздохнули и весело зашевелили руками-ветками. «Почва» поддержи стулья с прорастающими семенами.

Дождь прекратился, из семян выросла прекрасная пшеница,

Спасибо игрокам, вы прекрасно показали, как деревья спасают почву и семена от смыва, как они задерживают влагу и питают водой семена и как хорошо поэтому прорастают семена и дают богатый урожай пшеницы. Деревья - это защитники и друзья почвы и семян. Их надо беречь и сажать вокруг полей и огородов, чтобы они не давали сильному дождю уносить почву и семена. Спасибо всем. Игра окончена».

ВЕТЕР

Игроки делятся на четыре команды: дождь, почва, деревья, семена деревьев. Команды «Ветер», «Деревья» и «Семена» одинаковые по численности, а команда «Почва» в два раза больше.

Команды делают для себя пилотки из цветной бумаги: «Почва - светло-коричневого цвета, «Ветер» - голубого (синего) цвета, «Семена» - желтого, «Деревья» - зеленого цвета.

В первой половине игры участвуют две команды: «Ветер» и «Почва». Команда «Почва» занимает безопасную позицию, чтобы можно было мимо нее пробежать без риска. Команда «Ветер» стоит в стороне от нее.

Задачи команд: по команде ведущего: «Начинает дуть сильный ветер» игроки команды «Ветер» поочередно быстро пробегают мимо почвы и пытаются осалить игроков этой команды. Осаленные игроки «Почва» бегут вслед за ветром. Чем ветер больше осалит почвы, тем лучше.

Ведущий командует: Команды по местам! «Почва» в центре, «Ветер» сбоку, «Деревья» и «Семена» на запасных местах. Начали! «Ветер» побежал. Сальте, сальте «Почву». «Ветер», «ветер», уноси, уноси «Почву». Ветер прекратился. Стоп. Как видите, сильный ветер почти полностью унес почву.

Почву надо защитить от ветра. «Лес» с «Семенами», встаньте перед «Почвой». Пошире, пошире, в шахматном порядке. «Деревья» и «Семена» перемешайтесь, вот так! Снова подул ветер. «Ветер» побежал через «Деревья». «Деревья», задерживайте «Ветер», не давайте ему так быстро бежать. «Ветер», сбавь скорость, захватывай «Семена» и проноси их сквозь «Деревья», подальше от них. Прекрасно! Весь ослабленный «Ветер» просочился сквозь «Деревья» и унес с собой «Семена». Почва осталась нетронутой. Ура! Она спасена. Семена далеко унесены от деревьев. «Семена», прорастайте, прорастайте на новом месте! Вставайте на стулья и вытягивайтесь, вытягивайтесь. «Ветер», поддержи стулья и ростки новых деревьев.

Вот и вырос на новом месте могучий лес, который защитит почву на новом месте от разрушения ветром и водой. Ветер из врага почвы превратился в ее друга. И все это благодаря деревьям. Деревья защитили почву от разрушения сильным ветром, а сильный ветер далеко унес семена и посадил там новые леса. Как говорится: «У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать». Спасибо всем. Игра окончена».

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ РЕК ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Для игры необходимы: пластмассовые ящики (можно цветочные или фотованночки) с дыркой для слива воды, емкость (банки, ведра) для сбора воды, детские лейки, цветная пластмассовая крошка, пластилин, спички с оторванными головками.

В игре участвуют 2 или более команд в зависимости от количества ящиков. В каждой команде 2 -3 игрока.

Задача команд - из пластилина сделать защитные валики, а из спичек - защитные лесопосадки, которые задержали бы как можно больше загрязнений - цветную крошку на склонах, не дав им попасть в сливные сосуды - реки.

Выигрывает та команда, которая достигла высокого эффекта задержания загрязнений, при меньшей высоте и количестве пластилиновых валиков и меньшем количестве рядов лесопосадок.

Правила игры: одинаковый у всех команд наклон ящиков, одинаковая интенсивность и место вытекания воды из леек, одинаковое количество высыпанной цветной пластмассовой крошки, одинаковое время игры.

За выполнение всех этих обязательных условий следит жюри, которое с учетом достигнутых командами результатов и соблюдения ими правил игры объявляет победителя.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ РЕК

Для проведения игры необходим специально сделанный рельефный макет местности, на котором имеются русла рек и склоны, распаханные и застроенными жилыми и заводскими постройками.

Кроме того, нужны лейка с водой и цветная мелкая пластмассовая крошка, имитирующая загрязнения - навоз, минеральные удобрения, загрязняющие выбросы автомашин и заводов.

Цветная крошка рассыпается на полях, автодорогах, заводских и жилых территориях. Загрязненные площади попиваются из лейки, имитирующей дождь. Потоки воды смывают загрязнения в реки. На макете хорошо видно, как в руслах рек собираются и текут загрязненные потоки. Вода через отверстия, проделанные в нижней части макета, стекает в бачок.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СМЫВА (ЭРОЗИИ) ПОЧВЫ

Для проведения игры необходим наклоненный на подставке ящик (ширина 1 м, длина 1,5 м.), заполненный легкой и мелкой пластиковой крошкой или промытым чистым песком. В верхней части ящика имеется водопроводный кран с надетым на него шлангом.

В нижней части ящика имеются отверстия,- через которые воды стекает в бак.

Из шланга вода вытекает в верхней части ящика. Потом воды подхватывают и уносят крошку, образуя овраги и русла рек. Чем сильнее поток воды, тем большая скорость образования оврагов и русел рек.

ФАНТАЗИЯ

Игрокам предлагается из различных упаковочных материалов - коробок, банок, бутылок или других видов упаковок - сделать животных, сказочных героев или других каких-либо фантастических существ.

При определении победителей учитывается оригинальность, юмор и фантазия игроков.

УМЕЛЫЕ РУКИ

Игрокам предлагается изобрести и изготовить полезные для хозяйства предметы из различных упаковочных материалов - коробок, банок, бутылок и других.

Игру можно организовать в виде домашнего задания.

При определении победителей учитывается мастерство игрока и полезность изготовленных предметов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Игроки разбиваются на 2 -3 команды. Каждой команде предлагается какое-нибудь ключевое слово, например, турист, браконьер или грибник. Первый член команды его повторяет. Каждый следующий член команды повторяет данное его команде ключевое слово и добавляет к нему любое, обязательно существительное, каким-то образом связанное с первым, например, охотник, ружье, пес, пожар и т.д.

Игра проходит в 2 -3 тура в каждой команде. После этого каждая команда по этим ключевым словам придумывает свою историю и рассказывает ее. Выигрывает тот, чья история оказалась интереснее и поучительнее с экологических позиций.

РАССМЕШИТЬ ПАРТНЕРА

Игроки разбиваются на группы по 5 -6 человек. Задача каждого игрока - рассмешить игроков остальных групп каким-либо рассказом, сказкой или небылицей на экологическую тему, о том например, как «Турист развел вечером костер в лесу, лег около него спать, а так как костер не был обложен дерном и землей, то пока турист спал, загорелась трава около костра, затем его ботинки, потом палатка, а потом и сам турист - вот весело было». Или вот начало другой истории: «Закинул дед в море сеть и думает: сейчас поймаю золотую рыбку...».

В каждой группе должно остаться по одному игроку, которого не удалось рассмешить. Эти игроки собираются в одну команду и начинают смешить друг друга. Весь класс, окружив их тесным кольцом, дружно помогают им в этом.

Победителем становится тот, кого не удалось рассмешить.

Возможно, в этой игре вообще не будет победителя, так как все участники игры в конце концов дружно рассмеются.

ВЕЧЕР ИНТЕРЕСНЫХ ИСТОРИЙ

Участники делятся на команды по 4 -5 человек. Учитель ставит задачу: «Через 20 минут каждая команда должна подготовить увлекательную и смешную историю на любую экологическую тему, длительностью не более 4 -5 минут. Рассказ должен быть не прочитан, а показан. Текст же самого рассказа вы отдаете жюри для оценки. Возьмите карандаши, ручки, бумагу, ножницы и клей для составления рисунков и изготовления необходимого вам реквизита. Начали!»

В состав жюри входят учитель и по одному представителю от каждой команды. Жюри оценивает увлекательность, экологичность и полезность рассказанной истории, а также соответствие текста и пантомимы.

СТРАХОВОЙ АГЕНТ

Из игроков по жеребьевке или на договорных началах выбираются страховые агенты из расчета 1 агент на 5 человек. Задача агента - уговорить других игроков застраховаться от экологического несчастья и бедствия, приводя различные доводы в необходимости и большой выгоде подобного страхования. Из игроков или гостей выбирается жюри.

Побеждает тот, кто застрахует больше участников игры. Но прежде, чем объявить победителя, застрахованные игроки должны рассказать о том. почему они поддались на уговоры страхового агента и решили застраховаться от экологического несчастья и бедствия. Если эти доводы членам жюри и присутствующим покажутся убедительными, то страхование признается действительным.

Лишь после подобного опроса всех застрахованных объявляется победитель.

ОБУЧАЯ - УЧИСЬ

Участникам игры предлагается в течение трех-пяти минут провести урок на любую экологическую тему по собственному выбору.

«Преподаватели» по очереди ведут уроки, а остальные играют роль учеников.

Основная задача преподавателей - в кратчайшее время раскрыть содержание затронутой экологической проблемы и вызвать максимальный интерес у учеников. Одним из показателей такого интереса является количество вопросов, заданных учениками «Преподавателю».

Жюри, состоящее из ведущего и зрителей, оценивает работу «Преподавателя» и объявляет победителя.

ПУТЕШЕСТВИЕ

Каждая команда разрабатывает свой маршрут путешествия по местам, где человек оказал наибольшее влияние на природу (горнопромышленные и газонефтедобывающие районы, заводы-гиганты химической, нефтехимической, машиностроительной и целлюлозно- бумажной промышленности, крупнейшие гидроэлектростанции, теплоэлектростанции и атомные электростанции и другие подобные гигантские сооружения и новостройки), или в места, которые еще сохранили свою экологическую чистоту, но которым грозит опасность быть загубленными (оз. Байкал, районы предполагаемых гигантов-новостроек и другие).

К путешествию необходима серьезная подготовка. Команды предварительно выбирают наиболее интересный для себя район (или объект), подбирают в библиотеке необходимую литературу и тщательно изучают его.

После такой тщательной предварительной подготовки команды составляют маршрут своего путешествия, проходящий по наиболее интересным в экологическом отношении местам (объектам), которые могли бы с полной очевидностью показать, насколько сильно воздействие человека на природу (на экосистемы) и насколько сильно природа (экосистема) изменяется под этим воздействием.

Кроме описания маршрутов, команды готовят необходимые демонстрационные плакаты и макеты.

После того, как выбраны и изучены маршруты путешествий и подготовлены соответствующие демонстрационные материалы, начинается игра.

Для подведения итогов игры из членов команд или приглашенных гостей выбирается жюри.

По сигналу ведущего начинаются выступления команд. Члены команды по очереди рассказывают о своем районе (объекте) и на отдельных примерах демонстрируют связанные с ним изменения в природе (экосистеме), а также рассказывают о предпринимаемых и предполагаемых природоохранных мероприятиях, нацеленных на защиту окружающей среды.

На выступление команд дается 5-10 минут. После этого жюри подводит итоги и объявляет победителя. При выборе победителя учитывается знание затронутой проблемы, оригинальность ее изложения и активность всех членов команды.

ЧТО ДЫМИТ?

Игроки встают в круг, лицом к центру. Эта игра на внимание.

Выяснить, какие из предприятий или аппаратов дымят, загрязняя воздух, а какие нет.

В центр круга встает один из игроков. Берет мяч в руки и, задав вопрос, быстро кидает кому-нибудь из игроков. Тот должен быстро ответить «Да» или «Нет» и вернуть мяч обратно в центр круга. Центральный в круге игрок задает 3 -5 вопросов, затем встает в круг, а его место занимает кто-нибудь из круга, который еще не вылетел из игры. Если играющий думает более полуминуты, то он также выбывает из игры, а мяч передается другому. Игра тем интереснее, чем быстрее перебрасывается мяч, не давая много времени на раздумье.

Задаваемые вопросы все стандартные, подобные следующим: «Дымит ли пароход?» «Дымит ли береза?» «Дымит ли автомашина?» «Дымит ли стиральная машина?» и т. п. Выигрывает тот, кто последним остается в круге.

ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ

Предлагается всем игрокам представить себе, что произойдет, если, например, в лесу на берегу реки построить завод и поселок при нем.

На осмысление и обсуждение проблемы дается 5 минут.

Затем все встают в круг, а ведущий в центр круга, ведущий начинает: «Представьте себе, что в живописном лесу на берегу небольшой чистой реки построили гигантский завод и поселок для рабочих. Что произойдет?» и показывает на кого-либо из игроков.

Игрок, например, говорит: «Лес вырубят». И все игроки по кругу должны далее по очереди добавлять к этому рассказу одну фразу. Например, следующий игрок добавляет: «На его месте бульдозером расчистят площадку» и т. д. Если кто-то из игроков не успел придумать фразу, то он выбывает из игры. Победителем становится тот, кто дольше всех остается в кругу.

АВТОМОБИЛИ

Игроки разбиваются на команды по 2 -3 человека. Задача команд - найти самое оживленное место и время на дороге, когда больше всего проезжает автомобилей. Побеждает та команда, которая быстрее всех устанавливает это место.

Задачу можно усложнить, дав задание командам подсчитать, сколько машин проезжает по дороге за сутки и сколько вредных веществ за это время они выбрасывают в воздух. Количество вредных веществ, выбрасываемых машинами разных типов и марок, ведущий сообщает командам заранее, используя для этого соответствующий справочный материал.

ИЗОБРЕТЕНИЕ

Участникам игры предлагается изобрести прибор, аппарат, машину, приспособление, средство народной медицины, блюдо и другие технические средства, предметы быта и средства жизнеобеспечения, которые способствуют сохранению и улучшению состояния окружающей среды и здоровья человека.

Каждый участник игры сам выбирает предмет изобретения.

Игроки могут объединятся в творческие группы и совместно разрабатывать какое-нибудь изобретение.

На разработку изобретения дается 10-15 минут. Затем изобретатели рассказывают об основной идее своего изобретения, все остальные участники игры и зрители задают вопросы.

Жюри, состоящее из экспертов (приглашенных или выбранных из числа зрителей) решает, какое изобретение наиболее эко36 логично, эффективно, доступно и оригинально и объявляет его победителем.

СОРТИРОВКА МУСОРА

Игроки разбиваются на команды по 2 -3 человека. Задача каждой команды - подсчитать, сколько и какого мусора выбрасывается в школе за 1 день и выработать предложения по его утилизации.

На это командам дается 1 5 -2 0 минут, так как им надо рассортировать выбрасываемый мусор не только в классах, но и в целом в школе и во дворе школы.

После этого команды докладывают о результатах своих исследований мусора и свои предложения по его утилизации.

Жюри оценивает оригинальность, степень выполнимости и целесообразности предлагаемых командами мероприятий и объявляет победителя.

ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДОМА

Игроки разбиваются на команды по 3 -4 человека. Задача команд - создать проект (схему, рисунок) такого сельского дома, который бы требовал меньшего искусственного отопления и освещения за счет большего использования солнечной энергии, природных материалов, естественных искусственных утеплителей.

На игру отводится 10-15 минут. Побеждает та команда, которая создает проект сельского дома, который требует меньше искусственной энергии для обогрева и освещения.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Игроки разбиваются на команды по 4 -5 человек. В течение 20 минут по команде Ведущего они делают зарисовки и макеты сооружений, машин, окружающей нас дома техники и аппаратуры, а также любых других вещей и предметов, которые вредят экологии и поэтому им место только в музее, в качестве экспонатов «дикого периода развития технической цивилизации XIX -XX вв», которым нет места в будущем, когда человек научится уважать природу и жить в гармонии с ней.

К каждому экспонату прилагается текст с описанием того вреда, который он наносит природе и человеку.

Жюри составляется из ведущего и одного представителя из каждой команды. Побеждает команда, сделавшая наиболее интересные экспонаты, которые могут занять достойное место в экологическом музее.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Игроки разбиваются на две команды: одна команда - корреспонденты, другая - экологи. Экологи располагаются в одной стороне комнаты (желательно на сцене), а корреспонденты в другой.

По сигналу ведущего корреспонденты начинают задавать вопросы экологам по различным глобальным и местным экологическим проблемам. Экологи отвечают.

Через 10 минут команды меняются местами и игра продолжается еще 10 минут.

Побеждает та команда, которая в своих вопросах и ответах- проявит лучшее знание глобальных и местных экологических проблем.

ЭКСПЕДИЦИЯ

Участники игры разбиваются на команды по 3 -4 человека.

Каждая команда должна составить экологическую схему (карту) маршрута своей экспедиции по своему району учебы и проживания, отметив на ней:

1. Все места нарушения экологической обстановки: свалки, вырубки леса, дикие места отдыха, дымящие трубы, скопление автотранспорта (на перекрестках, перед светофорами, перед шлагбаумами, на паромах и т. д.), сброса промышленных вод и сельскохозяйственных стоков в водоемы и другие очаги, места загрязнения и порчи окружающей среды.

2. Все места и объекты, отвечающие экологическим требованиям и нацеленные на охрану и сохранение здоровой окружающей среды: парки, скверы, сады, водоемы (искусственные и естественные), организованные места отдыха, защитные лесополосы, канавы и валы, отстойники, молодые лесопосадки, кормушки и домики для птиц и лесных зверей, наиболее ценные объекты природы (самые старые и могучие деревья, пещеры, скалы, родники и ключи, места гнездовий прилетающих и местных птиц) и другие места и объекты, украшающие природу и способствующие ее сохранению.

На выполнение экологической схемы (карты) и написания к ней пояснительного текста дается 20-30 минут. После этого все материалы передаются жюри, которое анализирует карты и пояснительные тексты команд, выявляет, какая команда наиболее полно отобразила экологическую обстановку в районе и проявила большую наблюдательность, остроумие и знания.

ПРОЕКТ

В данной игре могут быть использованы экологические схемы (карты), составленные командами в игре «Экспедиция».

Участники игры - те же команды. Задача команд - на основе экологической схемы (карты) составить природоохранную схему (карту) необходимых мероприятий, нацеленных на улучшение экологической обстановки и охраны природы в районе школы и местожительства. К карте необходимо составить пояснительный текст, в котором обосновывается необходимость того или иного мероприятия, а также указывается, кто будет осуществлять это мероприятие и какие мероприятия могут осуществить сами ученики.

На подготовку проекта командам отводится 20-30 минут.

После этого природоохранная схема (карта) вместе с пояснительным текстом передается жюри, которое после обсуждения представленных материалов объявляет команду-победителя. При выборе победителя учитываются комплексность мероприятий и реальность их осуществления, а также экологическая грамотность, смекалка, находчивость и оригинальность принятых решений.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РАЙОНА

Игроки разбиваются на команды по 3 - 4 человека. По сигналу ведущего команды в течение 15-20 минут разрабатывают экологический проект организации жизни в месте своего проживания: микрорайоне, поселке, деревне, ферме и т. д. Обязательной составной частью проекта являются рисунки и картосхемы.

Победителем объявляется та команда, которая сумела организовать комфортабельную жизнь людей в своем районе без особого ущерба для природы и даже улучшила при этом экологическую обстановку за счет создания дополнительных зон озеленения и водных бассейнов, специальных мест отдыха и сбора мусора, сооружения кормушек и домиков для птиц и т. д.

ГОРОД БУДУЩЕГО

Участники игры разбиваются на команды по 3 -4 человека.

Каждой команде дается 10 минут на составление рисунков и рассказа о том городе будущего, в котором они хотели бы жить.

По сигналу ведущего начинается выступление команд. Очередность выступления устанавливается по жребию. На выступление одной команды дается 3-5 минут. В выступлении обязательно учитывается воздействие предлагаемого проекта на человека и окружающую среду.

После этого жюри, составленное из членов команд или приглашенных гостей подводит итоги и объявляет победителя.

При подведении итогов игры оценивается не только оригинальность разработанного проекта, но и его экологичность.

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Участники игры разбиваются на команды по 3 - 4 игрока. Каждая команда должна сотворить свой идеальный мир - каким бы она хотела его видеть, кто из растений и животных должен его населять, в каких условиях они должны жить, каково место человека в этом мире, как люди относятся к своим меньшим братьям и себе подобным. На подготовку игры отводится 15 минут.

Затем каждая команда излагает свой проект сотворения мира.

При определении победителя жюри учитывает гармонию сотворенного мира, его красоту, разнообразие, взаимозависимость растений, животных и людей и динамичность установленных между ними связей, а также оригинальность и целесообразность предложенных идей.

КВН

Все игроки разбиваются на команды по 5 -7 человек. Выбирается капитан, ведущий. Жюри состоит из представителей команд, не участвующих в данный момент в игре. Соперник и очередность выступления команд определяется по жребию.

На сцену выходят две команды, за ними следующая пара и т. д., соответственно жеребьевке.

Четыре команды-победители выходят в полуфинал, а две команды - победители полуфинала - в финал.

Встречи всех команд проходят по сценарию: «Приветствие команд», «Вопрос-ответ», «Экологическая песня», «Экологический конкурс капитанов», «Домашнее задание».

В «Приветствии» команды обыгрывает такие темы, как «Отношение товарищей, учителей, администрации к экологии», «Экология - это надежда человечества», «Экологи - друзья природы», «Экологи - санитары природы» и т. п.

Во втором конкурсе «Вопрос-ответ» задаются вопросы на любые экологические темы, задача ответчика - проявить массу юмора и экологических знаний в своих ответах.

В третьем конкурсе «Экологическая песня» команды исполняют попурри из известных песен, заимствуя из них отдельные фразы экологического содержания, не возбраняется добавлять свои личные строчки и куплеты.

В «Конкурсе капитанов» вопросы готовятся заранее ведущим и членами жюри. Вопросы записываются на бумажках, которые скатываются в трубочку и опускаются в какую-нибудь ярко разукрашенную коробку. Капитаны по очереди достают бумажки с вопросами и отвечают на них.

В конкурсе «Домашнее задание» участвуют все члены команды.

В качестве домашнего задания отрабатываются такие темы, как «Мы - друзья птиц», «Мы - друзья леса», «Мы - друзья рыб», «Мы - экологи», «Чистота воды, воздуха, почвы в нашем районе», и т. д.

При показе домашнего задания команды демонстрируют свои придуманные лозунги, плакаты, девизы, значки; показывают фотографии, слайды и видеофильмы о проведенных во время выполнения домашнего задания экологических мероприятиях - уборке мусора, посадке деревьев, обустройстве мест отдыха туристов, охране лесов и животных, озеленении класса и школы и т. д.

Длительность каждого конкурса, количество заданных вопросов, а также общая продолжительность всей игры обговаривается заранее между учениками или задается учителем перед началом игры.

Как и в любом КВН в экологическом КВН жюри оценивает не только знания, но также остроумие, оригинальность, юмор и находчивость участников игры.

"Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов

Петрякова Ольга Борисовна методист МБУ ДО "Дом детского творчества" г. Краснослободск Республика Мордовия.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий по станционной экологической игры. На каждой станции дети отвечают на вопросы, получают по одному баллу, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят баллы в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов, за все выполненные задания. Данная разработка может быть использована учителями биологии, педагогами дополнительного образования, методистами учреждений дополнительного образования детей. Сценарий праздника предназначен для детей старшего школьного возраста.
Тема: "Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов.
Цель: Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Задачи:
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- прививать экологическое мышление;
- сформировать основы экологической культуры;
-научить решать экологические задачи и проблемы;
Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, ноутбук.
Подготовительный этап: Команды заранее готовят визитную карточку и домашнее задание.
Ход мероприятия.
Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас в Доме детского творчества на игре "Экологический серпантин".
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.
Вся ваша работа будет оцениваться компетентным жюри. (Представление жюри)
Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс "Визитная карточка". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс "Визитная карточка".
(представление команд)


Ведущая: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Сейчас мы отправляемся в путешествие по станциям, согласно вашим маршрутным листам. А в конце собираемся в этом зале, для проведения конкурса домашнего задания и подведения итогов. (Каждая команда получает маршрутный лист).

Станция "Орнитологическая"
1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек)
2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
3.Этих птиц называют "северные попугайчики". Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)
4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
5."Меня называют "смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?" (Поползень)

Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.

1. Корень, стебель, цветок, букет , лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб , небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта , ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа , - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд , королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза , лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона , кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей , соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.


Станция "Эрудит"
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).

3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? (Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)


Станция "Золотые россыпи помоек"
Нужно подчеркнуть правильный ответ.

I. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.
II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
IV. Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
V. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
VI. Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
X. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
XI. Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).


Станция "Лесные загадки"
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.
(Медуза).

Игры-викторины, игры на развитие творческого воображения, игры-соревнования на тему «Экология»

Выбери ответ!

Подготовьте карточки. Договоритесь заранее, сколько карточек должен взять каждый участник игры. Все карточки сложите в конверт. Затем участники берут из конверта карточку-вопрос и отвечают.

Порядок игры: I тур — все ребята берут по одной карточке;

II тур — играют победители первого тура; III тур — играют победители второго тура; IV тур — суперигра (для победителей

III тура). Карточки можно копировать, дополнять.

Зачем кузнечику сабля?

Для сражения

Для откладки яиц

Для красоты

Для чего дятел по дереву барабанит?

Чистит клюв

Кому-то что-то сообщает

Музыкой увлекается

У кого когти самые сильные?

У медведя

У муравья

Почему тюлененок растет как «на дрожжах»?

Много спит

Много ест

Мало двигается

Зачем зайцу большие уши?

Чтобы лучше слышать

Чтобы не перегреться

Для торможения на поворотах

Зачем страус голову в песок прячет?

От страха

Ищет пищу

Зачем звери зализывают раны?

Чтобы быстрее заживали

Просто от боли

С гигиенической целью

Копытные

Кошачьи

Собачьи

Как обезьяна рисуют?

До определенного возраста неплохо

Совсем не рисуют

Какая змея самая ядовитая?

Гремучая змея

Как ходит сороконожка?

На полусогнутых ногах

Нога за ногу

Не касаясь земли ногами

Отчего дрожит мышка?

Потому, что боится кошку

Чтобы согреться

Чтобы проветрить шкурку

Почему у журавля один птенец?

Откладывается только одно яйцо

Сильный убивает слабого

Вылупившийся птенец выбрасывает другие яйца

Когда спят кенгуру?

Вечером

Кто чаще всех обедает?

Птенцы ласточки

Птенцы пеструшки

Птенцы горихвостки

Самая большая птица на земле.

Журавль

Самый крупный из всех медведей.

Гималайский

Самый сильный хищный зверь.

Белый медведь

Ответы

1. Саблю имеет только самка. Она втыкают ее в песок или землю и по ней откладывает яйца.

2. Не долбит, а именно барабанит. Так он призывает самок.

3. Ни у кого нет таких когтей, как у гигантского броненосца, что живет в Южной Америке. Они длиной и шириной с ладонь.

4. Много ест.

5. Заяц ими потеет.

7. Чтобы быстрее заживали.

8. Всех «перепрыгала» обыкновенная лошадка, ее рекорд — 2 м 47 см в высоту и 22 м 16 см в длину.

9. Как выяснилось, обезьяны с детства могут научиться рисовать* Они, как и дети, начинают рисовать с каракулей, а затем осваивают прямую линию, позднее — круг. На этом их способности иссякают.

11. Сороконожка переставляет ноги след в след.

12. Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться.

13. Журавли откладывают по два яйца, но птенец остается один. Вылупившиеся птенцы начинают жестокую драку, пока один не убьет другого.

15. Птенцы пеструшки — более 500 раз в сутки.

16. Страус.

18. Белый медведь.

МЫ - АРТИСТЫ!

Игра на развитие творческого воображения. Карточки, которые вытягивают игроки, представляют собой творческие задания самого различного плана.

1 карточка

Представьте, что все звери вдруг решили стать вежливыми и здороваться друг с другом. Изобразите, как бы это сделали крокодилы, жирафы, обезьяны.

2 карточка

Изобразите мимикой и походкой встревоженного кролика, хмурого ястреба, восторженного поросенка.

3 карточка

Расскажите стихотворение А. Барто «Идет бычок, качается», изобразите ситуации, в которых вы: испугались собаки, хвастаетесь перед ребятами, немой.

4 карточка

Зоологические прыжки: попробуйте попрыгать так, как это делают воробьи, кенгуру, зайцы, лягушки, кузнечики.

5 карточка

Сочините историю про собаку, жившую в холодильнике; щуку, играющую на гитаре; ворону, которая любит кататься на велосипеде (на выбор).

6 карточка

Представьте, что вы — кошка, которая любит музыку. Исполните нам на кошачьем языке какую-нибудь песенку, а ребята попробуют ее угадать

7 карточка

Вы все знаете, что есть танец маленьких утят, а вы попробуйте исполнить танец маленьких бегемотиков.

8 карточка

Представьте, что в зоопарке состоится концерт вокально-инструменталь- ных ансамблей, дуэтов и др. Подберите «артистов» для исполнения любой знакомой песни или мелодии так, как это могли бы сделать ансамбль в составе... (это ваш выбор).

9 карточка

На балу у Мухи-Цокотухи веселились и плясали только насекомые. Изобразите этих насекомых и станцуйте так, как могли бы танцевать тараканы, бабочки, кузнечики, стрекозы, майские жуки (на выбор).

10 карточка

Сочините текст песен про носорогов, или баранов, или волков, или белок (на выбор) аналогично «Песне про зайцев», которую исполняет Ю. Никулин в комедии «Бриллиантовая рука».

11 карточка

Придумайте автобиографию сказочных героев: Кота в сапогах, Медведя (на ваш выбор). Не забудьте сообщить: где и когда родился, кто родители, какую школу окончил, есть ли среднее или высшее образование, где и в качестве кого работал, в каких войсках служил, наличие наград.

12 карточка

Составьте хвалебную речь, где главным содержанием будут похвалы в адрес уважаемых лиц. В качестве героев будут персонажи басен И. А. Крылова (на ваш выбор). Выразите восторг и восхищение Моське — «за смелость в критике вышестоящих инстанций»; Лебедю, Раку и Щуке — «за принципиальность в отстаивании жизненных убеждений»; Муравью — «за последовательную борьбу с тунеядством».

КТО КАК «РАЗГОВАРИВАЕТ»?

Увеличьте до нужного размера и скопируйте игровые карточки на бумагу разного цвета, размножьте в зависимости от количества участников или команд и разрежьте.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Ответы: 1 — А; 2 — Б; 3 — В.; 4 — Б; 5 — А; 6 — В.

КРЕСС-КРОСС «МИР ЖИВОТНЫХ»

Если в игре принимают участие несколько ребят или команд, можно увеличить и вывесить кресс-кросс (см. игровые карточки) или размножить для каждого участника.

Для расшифровки необходимо разгадать загадки, найти ответы в головоломке и обвести (см. пример). Время на выполнение задания -— 3-5 минут.

Загадки

1. Стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)

2. Заплелись густые травы, закудрявились луга.

Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Баран)

3. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

4. С бородой родился, никто не дивился. (Козел)

5. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (Петух)

6. Явился в желтой шубке — прощайте две скорлупки! (Цыпленок)

7. В воде купался и сух остался. (Гусь)

8. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)

9. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

10. У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (Сом)

11. Под землей обитает, длинные норы копает. (Крот)

Л
Ь
К
Р

БЛЕФ КЛУБ

Тема: «Стороны горизонта. Ориентирование на местности».

Цель игры: повторить знания по данной теме.

Правило: учащиеся дают ответ только по сигналу учителя, обдумав ответ в группе или индивидуально.

Оборудование: по желанию учителя на доске могут находиться подсказки в виде таблиц.

    А верите ли вы, что прибор, который помогает определить стороны света называется спидометр? /нет, это компас/

Без карты и компаса не отправятся в полёт самолёты, не поплывут по морям корабли, не поедут в дальнюю дорогу автомобили. В глубокой древности, когда ещё не было компаса, люди находили путь по солнцу и по звёздам. Самый безотказный «компас» - солнце. Каждое утро оно поднимается над горизонтом, в полдень достигает наибольшей высоты и затем опускается всё ниже и ниже, пока вновь не спрячется за горизонтом. То место, где солнце появляется над горизонтом, называется востоком, где заходит западом.

    А верите ли вы, что кора берёзы всегда белее и чище с южной стороны. Трещины, неровности и наросты находятся всегда на северной стороне дерева? / ДА /

    А верите ли вы, что грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников? / ДА /

    А верите ли вы, что если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа - юг, а слева - восток. / нет /

    А верите ли вы, что пчёлы ориентируются по солнцу? / ДА /

    А верите ли вы, что попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой? / ДА /

    А верите ли вы, что если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на восток, то в полдень – с севера на юг? И в пасмурный день бабочки располагаются так же. / ДА /

    А верите ли вы, что местность, изображённая условными знаками на листе бумаги, называется рисунком? / нет, картой /

    А верите ли вы, что определить стороны света можно по направлению полета птиц. Осенью они летят на юг, весной – на север? / ДА /

    А верите ли вы, что правильно определить направление в степи поможет норка суслика? Грызуны, как правило, вход в своё жилище делают с южной стороны. / ДА /

    А верите ли вы, что олени в лесу точат свои рога только о северную сторону дерева? /нет/

    А верите ли вы, что в южных районах растёт «компасное» растение латук, листья которого, обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг рёбрами? / ДА /

    А верите ли вы, что ягоды на открытой лесной поляне раньше созревают с севера? / нет, с юга /

    А верите ли вы, что цветущий подсолнечник поворачивает свою головку за солнцем?/ДА/

    А верите ли вы, что в большинстве случаев муравейники расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников? / ДА /

    А верите ли вы, что если нет компаса, то север – юг можно определить по часам? Нужно направить часовую стрелку на солнце и мысленную линию на «1», разделить линию пополам, получите « юг». /ДА /

    А верите ли вы, что в 12 часов дня волки встают головой на север и начинают выть? /нет/

    А верите ли вы, что на стволах сосен с южной стороны выступает смола, а на северной тянется вдоль ствола тёмная полоса? / ДА /

    А верите ли вы, что мхи, лишайники чаще всего поселяются с южной стороны камней, пней, стволов? / нет, с северной /

    А верите ли вы, что после дождя раньше просыхает южная сторона предметов? / ДА /

Дидактическая игра

«ЭТО ОН, ЭТО ОН, ВОДОЁМ, РОДИМЫЙ ДОМ»

Цель: закрепить знания детей о растительном и животном мире водоёма.

Ход игры: учитель называет группы животных и растений. Если данные животные и растения обитают в водоёме, то дети произносят фразу: « Это он, это он, водоём, родимый дом» или « Это в нём, это в нём, в водоёме мы живём». Если данные группы в водоёме не обитают, то дети молчат.

1. Аир, белокрыльник, телорез, водокрас.

2. Заяц, лиса, волк, куница.

3. Бобр, выдра, выхухоль, ондатра.

4. Подорожник, ромашка, василёк, шалфей.

5. Вертячка, водолюб, водомерка, плавунец.

6. Сорока, ворона, голубь, синица.

7. Выпь. кряква, цапля, нырок, скопа, чайка.

8. Вьюн, карась, карп, пескарь, линь, налим.

9. Моллюски, катушка, прудовики, перловица.

10. Соловей, пеночка, кукушка, зимородок.

11. Жаба, жерлянка, лягушка.

12. Гадюка, кобра, гюрза.

13. Кувшинка, рогоз, стрелолист, телорез.

Игра: «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Игра проводится при изучении темы «Раннецветущие растения».

Цель игры: научить детей распознавать учащихся раннецветущие растения, развивать зрительную память.

Игровое действие: найти цветок данного растения, узнать, что изменилось во внешнем виде растения.

Оборудование : карточки раннецветущих растений, у которых снимаются цветы.

Правило: учитель раздаёт по командам карточки раннецветущих растений. Дети должны верно соединить цветок с основным стебельками. Выигрывает та команда, которая справилась с заданием быстрее и верно.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ:

" Живая и неживая природа"

Игра проводится для ознакомления с понятиями живой и неживой природы.

Цель игры: Подвести детей к тому, что вся природа делится на жи¬вую и неживую, расширять кругозор детей.

Материал: У детей на парте тетради или листы бумаги и карандаши. Дети рисуют на бумаге 2 квадрата.

В первый квадрат зарисовывают или записывают отгадки, которые начинаются с согласной

буквы. Во второй квадрат - отгадки, которые начинаются с гласной.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

Была рожком, стала кружком.

В небе подсолнух:

Весь год цветёт,

А семян не дает.

Стоит Егорка в красной Ермолке,

Кто ни пройдет, всяк поклон отдает.

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ногами

За жуками, мотылями.

Что это за девица,

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Он совсем не хрупкий,

Спрятался в скорлупке.

Заглянешь в середину,

Увидишь сердцевину.

Из плодов он твёрже всех

Называется...

ИГРА « ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Цель игры: научить детей различать части растений.

Игровые действия: хлопаем в ладоши, поднимаем руки вверх.

Правило: хлопать или поднимать руки можно только по сигналу учителя.

Ход игры: учитель называет разные культурные растения. Если у них можно есть вершки, то учащиеся поднимают руки вверх. А если мы едим корешки, то дети хлопают в ладоши по сигналу учителя все вместе.

Например, капуста, морковка, лук, картофель, укроп, овёс, кукуруза, салат, цветная капуста, рожь, брюква, помидоры, хрен.

ИГРА «ЗООЛОГИЧЕСКОЕ И БОТАНИЧЕСКОЕ ЛОТО»

Вариант 1.

Игра может проводиться при изучении темы или при закреплении темы «Разнообразие природы нашей Родины».

Цель: проверить знания детей по изученным природным зонам.

Игровое действие: распределить животных и растения по изученным природным зонам.

Материал: карточки животных и растений по природным зонам.

Варианты :

а/ группа ботаников

б/ группа зоологов

в/ группа ботаников и зоологов

Каждой группе даётся задание. Например – вариант В.

1 группа - ботаники. Данная группа отбирает карточки с растениями Арктики и тундры.

2 группа – ботаники. Этой группе нужно отобрать карточки с растительным миром зоны лесов.

3 группа – зоологи. Отбираются карточки с группой животных, обитающих в зоне степей.

4 группа – зоологи. Отбираются карточки с животным миром пустыни.

Вариант 2.

Вариант 2 может быть использован при изучении темы «Разнообразие растительного мира». Или при изучении темы «Разнообразие животного мира». /2 класс/

Цель: проверить знания детей по изученной теме.

Материал: карточки лото.

1 группа – пресмыкающиеся 1 группа - хвойные

2 группа – звери 2 группа – цветковые

3 группа – птицы 3 группа – мхи, водоросли

4 группа - насекомые 4 группа – папоротники

Выигрывает та группа, которая сделает правильный выбор и обоснует свой ответ.

Карточки ЛОТО смотри в приложении.

Дидактическая игра

" К А К И Е М Ы Д Е Р Е В Ь Я? "

Игра может быть использована в 1 классе по программе А. А. Плешакова при закреплении темы "Растения зимой и немного о животных" и в 3 классе при изучении темы "Зона лесов". Игра проводится эффективно, если до её проведения организовать экскурсию в парк, где дети могут наблюдать дере­вья в природе. Цель игры: Закрепить знания детей о лиственных и хвойных растениях, расширять кругозор детей.

Материал: Учитель должен иметь мяч или мягкую игрушку.

НАПРИМЕР: липа, кедр, дуб, лиственница, сосна, ясень, берёза, ель, вяз, осина, пихта, ива, тополь, клён, ольха.

Дети ловят мяч и возвращают его учителю вместе с ответом. Они называют, к какой группе относится данное растение /к лиственным или хвойным/.

Дети не должны думать более 10 секунд. Если ребёнок не знает, или затрудняется назвать ответ, то он возвращает мяч учителю. Учитель бросает его другому ребёнку.

НАПРИМЕР: дуб - лиственное, сосна - хвойное...

Игра с мячом может проводиться по темам: "Разнообразие животного мира", "Съедобные и несъедобные грибы", "Зимующие и перелётные птицы", "Разнообразие растительного мира", "Дикие и домашние животные ", т.е. по всем темам, где есть классификация. Например: щука - рыба, лягушка - земноводное, ворона - птица..

Дидактическая игра "Да - нет"

Игра проводится на уроках природоведения во 2 классе после прохождения темы "Разнообразие животного мира".

Цель игры: уметь выделять основные признаки животных, учить детей анализировать и выбирать главные, отсекающие вопросы; расширять кругозор детей; уметь распределять животных по основным группам; учить детей работать в группе.

Учитель загадывает для каждой группы животное. Детям даётся (по желанию учителя) 10, 8, 7, 5 попыток. Если ребята играют не первый раз, то количество попыток должно уменьшаться. Первый раз - пробный, учитель учит детей играть, а затем загадывает командам животное. Дети задают вопросы, на которые учитель может ответить только словами "да" или "нет". Команды задают вопросы учителю по очереди. НАПРИМЕР: Животное - лось.

Вопросы детей: Ответы учителя:

Это насекомое? Нет.

Это зверь? Да.

Он живет в наших лесах? Да.

Он хищный? Нет.

Он травоядный? Да.

У него длинный хвост? Нет.

Он быстро бегает? Да.

Это лось? Да.

Примечание: Количество правильных ответов может быть записано на доске по командам.

Такая игра может проводиться по темам: «Растения», «Комнатные растения» и т.д.

Дидактическая игра

« КТО КАК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЕТ»

Игра проводится при прохождении темы «Животные весной». Игра может быть проведена на этапе изучения нового материала. Учитель может проверить, какие знания уже есть у детей по данной теме и вместе с детьми проанализировать допущенные ошибки. А можно провести игру на этапе закрепления изученного материала.

ЦЕЛЬ: повторить изученные знания в игровой форме, учить работать детей в команде и в коллективе.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с текстом / 3 комплекта/.

Животные весну встречают,

Что-то в жизни изменяют,

Карточки передвигай,

Предложенья составляй.

1 Зайка беленький

и он вылез из берлоги.

2 Белка серую дублёнку

вылез из норочки раньше всех погреть иголочки.

3 Вода подмочила мишке ноги

меняет костюм на серенький.

сменила на рыженькую шубёнку.

после долгого сна выползают на прогретые солнцем места.

6 Лиса тёпленькую шубку

в лужице, в пруду, вымётывают икру.

поменяла на лёгенькую шкурку.

в лесной хатке появляются волчатки.

9 У волчихи

вылезает из норы делать новые ходы

Дидактическая игра

«МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Игра может проводиться при изучении тем: "Тела, вещества, частицы", "Полезные ископаемые", "Три состояния воды". /2,3 класс/

Цель игры : закрепить знания детей о твердых, жидких, газообразных состояниях веществ; учить анализировать тела, расширять кругозор.

Оборудование : у детей карточки с маленькими человечками.

У учителя могут быть картинки. предметов, или он просто загадывает детям загадки. Пробный ход: Если игра проводится на уроке изучения нового материала, то можно первые три примера разобрать с детьми. Например:

Коль зимою прыгнуть с вышки

То набьёшь, конечно, шишки.

Знать, тверда была вода,

Ты ответишь без труда.

В каком состоянии вода? /в твёрдом/

Ну а если прыгнуть в воду

В очень тёплую погоду-

Будешь мокрым ты до нитки,

Летом лёд бывает жидким.

Каких человечков будем показывать?

Зачерпнём воды из речки

И поставим греть на печке.

Пар заполнит весь наш дом,

А воды мы не найдём.

В каком состоянии вода? /в газообразном/ Покажите человечков.

Содержание : Учитель показывает картинки или называет вещество, а дети показывают соответствующие карточки. Например: камень, сок, воздух, вода... Задачу постепенно можно усложнить, включая предметы состоящие из жидких и твёрдых тел, жидких и газообразных тел. Дети должны показывать в этих вариантах две карточки. Например: суп /жидкие и твёрдые тела/, лимонад /жидкие и газообразные/.

При изучении темы "Полезные ископаемые" детям можно предложить отгадать загадки и показать нужную карточку.

НАПРИМЕР:

Он очень прочен и упруг, Без неё не побежит

Строителям - надёжный друг. Ни такси, ни мотоцикл,

Дома, ступени, постаменты Не поднимется ракета,

Красивы станут и заметны. Отгадайте, что же это?

/гранит/ /нефть/

На кухне у мамы помощник отличный -

Он синим цветком расцветает от спички.

Игра «Найди третье слово»

Игра может проводиться устно и письменно. Даётся 2 слова, надо найти третье. Первое слово обозначает животное, второе - растение, а третье - природную зону, где живут эти живые существа.

РАСТЕНИЕ ЖИВОТНОЕ ПРИРОДНАЯ ЗОНА

водоросли тюлени?

карликовая берёза? тундра

Медведь зона лесов

мак дрофа?

Верблюд пустыня

кипарис? побережье Чёрного моря

ИГРА: " ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО ".

Игра может проводиться как устно, так и письменно.

а/ Послушай названия растений или животных.

6/ Подумай, к какой пригодной зоне они относятся.

в/ Подумай и добавь ещё одно название.

1. водоросли, мхи, ... 15. медведь, барсук, ...

2. тюлени, моржи, ... 16. куница, соболь, ...

3. чайки, белые медведи, ... 17. полынь, ковыль, ...

4. черника, полярная ива, ... 18. тюльпан, ирис, ...

5. мох, карликовая берёза, ... 19. хомяк, дрофа, ...

6. гага, лемминг, ... 20. степная черепаха, кобылка, ...

7. песец, северный олень, ... 21. суслик, цикада, ...

8. белая куропатка, тупик, ... 22. осока, верблюжья колючка, ...

9. полярный волк, белая сова, ... 23. зелёная жаба, варан, ...

10. заяц беляк, северный олень, ... 24. песчаный удавчик, тушканчик, ...

11. берёза, осина, ... 25. джейран, варан, ...

12. пихта, кедр, ... 26. пустынный воробей, рябок, ...

13. дуб, липа, ... 27. кипарис, магнолия, ...

14. лиса, рябчик, ... 28. морской конёк, медуза, ...

ИГРА: «НАЙДИ, О ЧЁМ РАССКАЖУ»

Цель игры:

Игровое действие: угадывание растений по названным признакам.

Правило: называть отгадку можно только по просьбе учителя.

Оборудование: предметы должны быть расставлены на столе перед учащимися / комнатные растения/. Игра может проводиться во время экскурсии на поле или луг. В этом случае учащиеся показывают растение прямо на поле по просьбе учителя.

Ход игры: учитель подробно описывает предмет, его характерные признаки. Учащиеся отгадывают его и по просьбе учителя показывают. Если дети не справились с заданием, то учитель помогает им.

Комнатные растения

    Аспарагус плюмозус /перистый/ . Полувьющееся растение в виде пышного куста с длинными ветвящимися стеблями, покрытыми мягкими, нежными игловидными кладодиями, которые располагаются мутовкой. Стебли с редкими, обращёнными вниз шипами. Растение покрывается мелкими белыми цветочками.

    Бальзамин султанский /«огонёк»/.

Ванюша –Ванёк, Рубашка – кумач.

Рубашонка – огонёк. Носи, да не плачь

    Глоксиния. У неё имеются короткие травянистые стебли о крупные овальные листья тёмно-зелёного цвета. Край листа с небольшими округлыми зубчиками. Цветки крупные, похожи на колокольчики, сидят по одиночке на ломких цветоножках. Окраска венчика разнообразная: белая, розовая, фиолетовая, у многих сортов двух- или трёхцветная.

    Кактус.

Зелёный комок Есть и булавки,

В серединке промок. Есть и канавки,

А глянуть снаружи – Всюду добавки

То шире, то уже, И бородавки.

    Традесканция зебровидная. У растения свисающие травянистые стебли. На верхней стороне листа две широкие продольные серебристые полоски.

    Фикус. Вечнозелёное комнатное деревце с крупными удлинённо-эллиптическими цельными кожистым и блестящими листьями.

    Плющ восковой. Лазающее растение с длинными тонкими побегами, на которых расположены блестящие, толстые, кожистые листья овальной формы.

Растения поля и луга.

1. Василёк синий. Растение с прямым ветвистым стеблем высотой до 30-40см. Листья очередные, узкие покрыты паутинкой, как и стебель. Цветочки находятся в корзинке. Лепестки – голубые, а внутренние – сине-фиолетовые.

    Репей.

Выпускает он листы, Сто плодов шершавых, цепких.

Широченной широты. Если их не оборвёшь,

Держатся на стеблях крепких, На себе их все найдёшь.

    Горошек мышиный. Многолетнее растение. Стебель слабый, лазящий, длиной до 1-2 м. Листья перистые, мелкие, узкие. При помощи усиков растение цепляется за соседние. Цветки синие с фиолетовым оттенком, собраны в сухие кисти.

    Одуванчик.

На зелёной хрупкой ножке Ветерочек прошуршал,

Вырос шарик у дорожки. И развеял этот шар.

    Клевер луговой, красный. Многолетнее растение высотой до 20-60 см. Из главного короткого стебля поднимаются восходящие изогнутые стебли с короткими волосками. Листья состоят из трёх сросшихся листиков. Головка у цветка розовая или красная.

    Пижма обыкновенная. Растение многолетнее, высотой 60-125 см. Корзинки ярко-жёлтые в густом плотном щите. Листья поочерёдные, перисторассечённые.

ИГРА « ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ» /1, 2 класс/

Игра проводится в 1 и во 2 классе при изучении темы «Труд людей весной». Она может быть введена как на этапе ознакомления с новым материалом на основе имеющихся знаний учащихся, так и на этапе закрепления изученного материала.

Цель игры: дать знания о деятельности людей весной или закрепить полученные на предыдущих уроках знания о труде людей весной, познакомить с русскими народными пословицами и поговорками, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: карточки для каждой команды с пропущенными словами.

Ход игры: учащиеся делятся на несколько команд и получают карточки, в которых даны пословицы о сельскохозяйственных работах но полях. В каждой пословице пропущено одно слово. Дети должны отгадать это слово, воспользовавшись словами для справок. Выигрывает та команда, которая быстрее и верно соберёт пословицу и объяснит её значение.

1 карточка

  1. Пахать – больше хлеба собирать.

    Завези на поля больше..........., снопы валиться будут с воза.

    Кто рано..........., тот семян не теряет.

    Кто спит............ , плачет зимой.

5. Невспаханный..............., урожая не даст.

Слова для справок : глубже, навоза, листьев, засевает, наст, убирает, засыпает, весной, зимой, пласт.

2 карточка

    Не.......... рожь, соберёшь хлеба на грош.

    Пересохший............, урожая не даст.

    Сроки прозеваешь - ............... потеряешь.

    Рожь сей в золу, а................ в воду.

5. Пересев.............. недосева.

Слова для справок: удобришь, спрячешь, пласт, хуже, деньги, урожай, пшеницу, ромашки, лучше.

3 карточка

    Посеешь в.............., больше приплоду.

    Рой в глубь............. - будет рожь густа.

    Кто.............. в парник сажает, тот помидоры получает.

    На поле отвезём, так и хлеба привезём.

5. Кто............... не постарается, тот осенью урожая не досчитается.

Слова для справок : погоду, рассаду, пласта, навоз, урожай, весной, зимой.

ИГРА «УГАДАЙТЕ, ЧТО В МЕШОЧКЕ»

Дидактическая задача: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Игровые действия: угадывание на ощупь предметов.

Правила: выбирая предмет, смотреть на него нельзя. Описать, ощупывая руками содержимое мешочка.

Оборудование: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности /лук, репа, редька, свёкла, помидор, слива, груша, яблоко/ или плоды и семена деревьев /жёлудь, каштан, орех, семена клёна, сирени/ и другие лежат в мешочках.

Ход игры: Учащиеся по очереди подходят к мешочкам и угадывают содержимое.

Варианты : Учащиеся могут подходить к мешочкам и вслух описывать и характеризовать содержимое мешочка. Остальные ребята угадывают данный предмет.

ИГРА: «УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Дидактическая задача: найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие: поиск предмета по загадке-описанию.

Оборудование: Учитель вывешивает на доске иллюстрации отгадываемых растений и животных. По перечисленным признакам и описаниям учащиеся должны угадать объект.

Ход игры: Описание даётся в медленном темпе, так чтобы учащиеся смогли увидеть и рассмотреть всё то, о чём говорит учитель. Дети могут работать коллективно, или индивидуально, записывая предметы под номерами в тетрадь. Можно предложить работу и в группах. Каждой группе даётся описание одного или нескольких объектов и по картинкам на доске они должны догадаться о чём идёт речь.

УГАДАЙ ДЕРЕВО ПО ОПИСАНИЮ:

    Это самое любимое, родное для каждого человека дерево. Его можно назвать символом России. Красавица эта, белоствольная с зелёными кудрями. /берёза/

    Это громадное дерево до 40м высотой. У него толстый ствол с извилистыми сучьями, образующими широкий шатёр листвы. Кажется, что стоит русский богатырь. Древние люди считали дерево магическим и приносили ему жертвы. /дуб/

    Это аккуратное, изящное дерево. Издали оно похоже на наконечник огромной, нацеленной в небо пики - – так прям её ствол. Дерево не требовательно к свету и может хоть всю жизнь расти в тени более рослых деревьев. Оно не сбрасывает осенью свои хвоинки, а меняет их постепенно в течении нескольких лет. /ель /

    Любимое место этого дерева – берега рек и прудов. Оно так и тянется к воде, склоняя над ней в глубоком поклоне свои «плакучие» ветки. Эти ветки такие гибкие, что местные люди плетут из них корзины. Дерево укрепляет берега каналов и водохранилищ, откосы плотин. /ива /

    У этого дерева высокий, стройный ствол и длинная голубоватая хвоя. Оно одаривает сибиряков вкусными и очень питательными орешками. /кедр/

    Дерево очень неприхотливо, хорошо растёт в тени, и на скудных почвах. Осенью никто не может с ним сравниться по красоте. Листья у него красные, жёлтые, багряные, зелёные, оранжевые. /клён /

    Главные владения этого дерева – Сибирь. Как и других хвойных, у неё вместо листьев хвоинки. Правда, хвоинки не колючие, а мягкие, словно - шелковистые. На зиму они опадают. /лиственница /

    Листья этого дерева осенью не меняет свою окраску. Какими зелёными они были летом, такими и опадают осенью. Окраска древесины – светлая, почти белая. Но стоит дерево срезать, как срез на глазах начинает краснеть На его корнях образуются клубеньки, способные усваивать азот из воздуха. /ольха/

    Настоящая красота дерева раскрывается в конце лета – начале осени, когда раскраснеется оно от обилия ягод. Огнём загорятся их грозди на фоне изящных, как пёрышки, листьев. Стоит дерево нарядное, словно румяная невеста. /рябина/

Это дерево садов и городских бульваров. В его изящной густой кроне красиво переливаются свет и тени. Листва на ветках расположена как бы слоями. Листья у этого дерева сердцевидной формы. Главное в нём – красота и её нежные клейкие листочки, её сладкие ароматные цветы летом, её золотое убранство осенью. /липа /

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ ЖИВОТНЫХ СТЕПИ:

    Это единственное дикое копытное млекопитающие, живущее в степях. Эта небольшая антилопа /длина тела 100-145см /, масса от 20 до 50 кг. Она покрыта шерстью песочно-глинистого цвета. Их горбатая морда вздута и заканчивается нависающим над ртом коротким хоботом. /сайгак /

    Это близкий родич лисицы, но меньше её по размерам. У него крупные широкие в основании уши и чёрный кончик хвоста. Живёт в норах. Зимняя шерсть пушистая, шелковистая, красивая, имеет значительную ценность. /корсак /

    Эта птица - самая маленькая среди куриных. Оперение у неё невзрачное, жёлто-бурое, в пестринках. У самцов на горле тёмно-рыжее пятно, у самок оно почти белое. Питаются эти птицы семенами сорных растений, вредными насекомыми, их личинками, падалицей на хлебных полях. /перепел /

    Эта одна из самых крупных птиц, размером с индюка. Окраска оперения сверху рыжая с чёрными пестринками, снизу – белая. Самцы крупнее самок и отличаются наличием бледно-серого цвета усов в виде пучка длинных нитевидных перьев по бокам горла. Эта птица хорошо бегает и неплохо летает. /дрофа /

    Внешне это животное похоже на хомячка. Живёт в степях, ведёт дневной образ жизни. Питается жуками, зреющими хлебами на пашнях, семенами, луковицами, насекомыми. Животные живут семьями или по одиночке, роют глубокие норы, в которых проводят в спячке не только зиму, но и всю самую жаркую часть лета. /суслик /

Экологические игры по развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе содержат сюжет, используют роли, правила или же содержат только задания. Действия в таких играх могут быть обозначены текстом, который и определяет последовательность игры.

Игры, предложенные воспитателями ДОУ, помогут дошкольникам любить родной край и окружающую как живую, так и неживую природу. Игровые упражнения, пособия разработанные специалистами дошкольного воспитания, легки в изготовлении, имеют один или несколько вариантов проведения.

Игры и пособия для экологического развития и воспитания

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 546 .
Все разделы | Экология. Дидактические игры и экологические пособия

Электронные дидактические игры экологического характера Электронно-дидактическая игра экологического характера «Когда это бывает?» Цель : уточнить представления детей о сезонных явлениях и изменениях в природе. Ход : На слайдах слева изображены листья деревьев с различной окраской в зависимости от времени года, ветки, шишки, ветки с...

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание правильного отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом его поведения. Природа привлекает детей, постоянно...

Экология. Дидактические игры и экологические пособия - Мастер-класс по изготовлению пособия из фетра «Календарь природы»

Публикация «Мастер-класс по изготовлению пособия из фетра «Календарь...» Здравствуйте уважаемые педагоги, сегодня я хотела бы показать вам мастер-класс по изготовлению календаря природы для детского сада своими руками. Итак, мне понадобилось: фетр разных цветов, ткань плащевка, липучка, нитки для шитья, иголки швейные, листочки для оформления, глазки...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактические игры по природе для детей старшей и подготовительной групп Магазин «Фрукты, ягоды» Подготовка воспитателя: подбор муляжей или картинок с изображением известных детям фруктов и ягод. Дидактическая задача: умение детей точно описывать внешний вид-цвет, форму, вкус, местопроизрастания фруктов и ягод. Проверять правильно ли они понимают и...

Развитие словаря у детей первой младшей группы посредством дидактических игр и упражнений в процессе ознакомления с природой Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из...

Дидактические игры по экологическому воспитанию для старших дошкольников Дидактические игры по экологическому воспитанию для старших дошкольников. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека...

Экология. Дидактические игры и экологические пособия - Презентация дидактической игры по экологическому воспитанию «Загадки про лето»

Дидактическая игра по познавательному развитию. Направление «Экологическое воспитание "Загадки про лето" средний дошкольный возраст Цель: Обобщение и расширение знаний детей по теме «Лето». Задачи: -Систематизировать знания детей о времени года-лето -Закрепить знания о сезонных...

Дидактическая игра по экологическому воспитанию «Четвертый лишний» (тема «Лето») Дидактическая игра по познавательному развитию для детей средней группы Направление «Экологическое воспитание «Четвертый лишний» (тема «лето») Цель игры: -Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний Задачи: -систематизировать знания детей о...

Найди листочек. Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства. Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы, один букет у...

Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр Всем известно, что именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и...

Игры по экологии используемые педагогами ДОУ направлены на уточнение, закрепление, расширение знаний о предметах и явления природы, животного и растительного мира. В таких играх используются листья, плоды декоративных деревьев, овощи, фрукты и т.д. Они используются на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, ОБЖ и др. конкретизируют познания детей о свойствах и качестве объектов природы.

  • Игры настольно-печатного происхождения помогают систематизировать знания о растениях, явлениях неживой природы, животных.
  • Игры словесного содержания помогают закреплять свойства и признаки предметов окружающего мира.
  • Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, подрожать их повадкам и образу жизни. Такие природоведческие игры отражают явления живой и неживой природы.
  • Творческие игры учат дошколят отражать впечатления, полученные в процессе ознакомления с окружающим миром. Игровые упражнения направлены на закрепление полученных знаний.




error: Контент защищен !!