Библиотечная игра- квест " кладовая мудрости". Сценарий праздника «Дружба с книгой шагает по планете» Литературный экспресс « Квест – игра « В гостях у сказки Загадки – вопросы

Квест по библиотеке «Знаем, бывали!»

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в подростковой среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте - это отделы библиотеки, где предстоить выполнить свои задания или ответить на вопросы викторины. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать творчество писателей, художников.

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды (маршрутный лист выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями, выдаётся каждой команде с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд).

Пояснения: Игра длится примерно 1 час. В сценарии собраны возможные оформления станций. Остановка на одной станции 7 – 10 минут. Станции можно убрать, можно придумать дополнительные.

Заранее нужно приготовить пазлы, собирая которые в конце квеста, ребята должны получить картинку – эмблема библиотеки. На каждой станции ребята получают в свой конверт один пазл от общей картинки. То есть картинку делим на столько пазлов, сколько станций будет в игре .

Детей встречает ведущий библиотекарь, он же направляет команды по станциям и помогает ориентироваться в ходе квеста. Перед началом квеста каждая команда получает маршрутный лист и конверт для пазлов.

Библиотекарь:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг дугу улыбнемся.

Итак, друзья! Отправляемся в путь! Нас ждут интересные встречи, познавательные задания и весёлая игра!

СТАНЦИЯ 1. «Сложи ПАЗЛЫ» (проходит в отделе автоматизации )

Библиотекарь заранее готовит онлайн-пазлы на компьютере. Приготовленную онлайн-игру выводит на большой интерактивный экран. Ребятам по очереди предстоит собирать по пазлу, пока не получится иллюстрация из книги. Далее необходимо угадать автора и название книги по иллюстрации.

Получают первый пазл .

СТАНЦИЯ 2. «БЮРО НАХОДОК» (проходит в комнате сказок)

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки:

(можно предметы распечатать и показывать как картинки, можно показывать на экране, можно подобрать реальные вещи)

    Полено (папа Карло, А. Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)

    Азбука (Буратино, А. Толстой «Приключения Буратино…»)

    Хрустальный башмачок (Золушка, Г. Х. Андерсен «Золушка»)

    Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш. Перро)

    Цветок («Цветик-семицветик» В. Катаев)

    Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В. Гауфа)

    Лампа (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

    Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)

    Шляпа (Джоан Роллинг. «Гарри Поттер»)

    Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

Получают второй пазл.

СТАНЦИЯ 3. «Стихи пишу сам» (встреча проходит в отделе искусств)

А вот здесь, друзья, вам придётся стать настоящими стихоплётами и придумать рифмы к словам:

Получают третий пазл.

СТАНЦИЯ 4. «Гусеничные тропы» (педагогический отдел)

На станции «Гусеничные тропы» дети делятся на две команды. Каждая команда получает лист с нарисованной сказочной головой гусеницы (можно из мультфильма «Лунтик», Вупсень и Пупсень). У ведущего на станции вырезанные из бумаги зелёные круги, которые он раздаёт детям за каждый правильный ответ. Дети приклеивают из кругов туловище гусеницы. Итак, у кого гусеница больше?

Вопросы для викторины:

    Кто пошёл рыбу ловить, и оставил хвост в проруби?

    Чем кормила лиса журавля?

    Главные слова кота Леопольда.

    Из чего фея сделала карету Золушке?

    Как звали корову кота Матроскина?

    Любимая песенка крокодила Гены.

    Кто говорил: «Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-

    ный мёд»?

    В каком городе жил Незнайка?

    Где находится смерть Кощея Бессмертного?

    Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?

    Почему Буратино не утонул в пруду?

    Кого спасла Дюймовочка?

    Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

    Какими словами начинаются русские сказки?

    Назовите любимое выражение Карлсона?

    Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»

    Как позвать Сивку-Бурку?

    Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?

    Какого цвета были волосы у Мальвины?

    Что потеряла Золушка после бала?

    В чем летает Баба Яга?

    Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»

Получают четвертый пазл.

СТАНЦИЯ 5. «Сказочный винегрет» (младший читальный зал)

На этой станции детям раздаются распечатанные кроссворды. Необходимо за определённое время вписать все задания. Команда получает столько баллов, сколько верно отгадала слов.

Получают пятый пазл.

СТАНЦИЯ 6. «Безумное чаепитие» (старший абонемент)

На станции детей встречает Шляпник и Кролик. Накрыты столы (чай и печенье), но в чашечках нет чая.

Кто это к нам пришёл? Дети какие-то… Откуда вы свалились в нашу нору? Хотите вместе с нами устроить безумное чаепитие? Тогда – быстрее к столу! Но дело в том, что чашки пусты. Их нужно наполнить чаем. Около тарелочек лежат листочки, на них написаны слова. Найдите весь ЧАЙ.

Слова для задания:

  • широЧАЙший

  • мельЧАЙший

  • слуЧАЙно

    велиЧАЙший

    необыЧАЙный

    чрезвыЧАЙность

    невзнаЧАЙ

Когда весь ЧАЙ нашелся, Кролик и Шляпник разливают чай по кружкам и начитается чаепитие.

Получают шестой пазл .

После того, как все команды прошли все станции и все напились чая, ведущая приглашает всех в старший читальный зал и предлагает собрать картинку из полученных пазлов. Проверяет, у всех ли хватает деталей.

Что получилось у вас? Библиотека!!!

Можно вручить диплом об успешном прохождении квеста.

На этом наш квест заканчивается! Ждём вас в гости за новыми книгами!

Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх. У нас в городе квесты активно проводит департамент молодежи и спорта.

Мы же стали применять это понятие к своим мероприятиям лишь с этого года, когда поняли, что схема построения библиотечных игр, так полюбившихся нам и нашим читателям, вполне отвечает названию «квест». Но по сути у нас всё началось раньше, в 2009 году.


Основные правила/условия квеста:

Есть определенный сюжет игры

Есть задания/препятствия

Есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.

Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные(спортивные) задания и интеллектуальные.

Конечно, мы несколько варьируем, изменяем правила под себя. Акцент на интеллектуальные задания, поиск – по книгам. Впрочем, активные моменты тоже вставляем, особенно для малышей. Но это чаще выражается в импровизированной театрализации, танцевальных па и т.п.

Работа организуется так:

Сначала идет обсуждение идей в отделах, представители от каждого отдела (завы) собираются в инициативную группу, приносят разные предложения, обсуждают их и выносят общее решение.

Потом в каждом отделе на местах идет разработка-додумывание заданий, оформления и про. в соответствии с общей темой. Занят каждый пятачок библиотеки, холлы/ч.з/абонементы.....

В этот раз приглашали соц.партнеров (представителей учреждений культуры). Это удобный и интересных ход.

В основе всех наших квестов лежат интерактивные выставки-инсталляции, с которыми мы работаем. В начале игры всем участникам раздаются путевые листки (или «дорожные грамоты», или «карта сокровищ», или «зачетка по околовсяческим наукам»… в зависимости от темы игры). В конце путешествия всегда ждет какой-то сюрприз-награда (фотостудия, где можно сфоткаться в костюмах, поход в библиотечный подвал, грамоты, возможность взять домой книжку из ч/з…).

Да, и еще у нас игры не командные. Дело в том, что все наши библиоквесты проходят на неорганизованных читателях. Но в принципе, если договориться с классами, можно провести и командную игру (вот, кстати, на 1 сентября уже есть заявка повторить пиратские библиосумерки на параллель 5-х классов).

Библиотечный квест, как мне кажется, может иметь несколько вариантов связки сюжета всей игры:

Конкретный герой книги,

Конкретная книга,

Сквозная тема, по которой подбираются задания.

У нас прошло уже несколько библиоквестов:

- «Наш Пушкин» (2009)

- «По планетам с Маленьким принцем» (2010)

- «Вселенная школьных наук» (2011»)

- «Пиратские библиосумерки» (2012)

Несколько слов об одной из игр.

В рамках празднования 200-летнего юбилея А.С.Пушкина, имя которого носит наша библиотека, мы решили в один из дней НДК устроить тематическую игру-путешествие. В каждом отделе были разработаны и оформлены игровые выставки-инсталляции. Дети, знакомясь с ними, открывали для себя творчество Пушкина и пушкинскую эпоху с разных углов зрения:

Через музыку

Через театрализацию и творческие мастерские

Через ролевые игры и проведение аналогий с жизнью и мировой литературой.

Все задания старались сделать нестандартными, чтобы задевало за живое детей и подростков, вызывало их интерес. Так называемое «проникновение в эпоху», попытка найти точки соприкосновения 19 и 21 веков. Сейчас уже многие проводят подобные встречи, а тогда мы попробовали это впервые, у себя, по крайней мере.

Игра начиналась в холле, где всем присутствующим объяснялись условия игры-путешествия, выдавались «подорожные грамоты путешественника». В этой «грамоте» ставились баллы за выполненные задания. Кроме того, здесь же мы предлагали детям высказать свое мнение об игре (рефлексия, которую мы потом проанализировали и с большой радостью обнаружили огромное количество восторженных откликов и ТРЕБОВАНИЙ делать такие игры как можно чаще).

У каждой выставки сначала давалась интересная информация о пушкинской эпохе: -основные занятия барышень 19 века,

Кто и почему стрелялся на дуэли,

По каким правилам писали письма в 19 веке,

О чем разговаривали в девичьих комнатах пушкинских времен,

Кто в позапрошлом веке мог организовать у себя дома салон ….

Потом шли практические игровые задания (2-3 варианта для каждой площадки, с учетом разных возрастов и разной усидчивости читателей). Ребятам предлагалось отгадать, например:

Что обозначает то или иное движение веером в руках дамы,

Вспомнить героев Пушкина, которые в кого-то переодевались,

Вызвать соперника на дуэль, составив письмо в стиле пушкинского времени,

Переписать пером в «Альбом девушки 19 века» какое-нибудь пушкинское стихотворение, -примерить сарафан барышни-крестьянки или костюм пушкинского героя и т д. и т.п.

Примерная занятость на каждой площадке (информация+задание) – 15–20 минут. Впрочем, если кто-то хотел остаться и сделать несколько заданий, мы не прогоняли J

Тем, кто выполнил задание, Смотритель площадки ставил свою печать в «дорожной грамоте» и отправлял дальше.

Был предусмотрен сюрприз-презент для тех, кто прошел все станции – они могли сфотографироваться на память в костюме барышни или кавалера 19 века. Дети остались очень довольны таким подарком и потом в течение месяца бегали в библиотеку, чтобы скинуть себе фотки на флешки/диски.

Примеры библиоквестов (материал взят из блога Библиопазлы):

БИБЛИО КВЕСТЫ.

Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх.

Основные правила/условия квеста:
- есть определенный сюжет игры
- есть задания/препятствия
- есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.

Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные (спортивные) задания и интеллектуальные. КЛАДОВАЯ МУДРОСТИ

для учащихся 5- 8 классов

Цель: популяризация книги и чтения, развитие смекалки, сообразительности, творческих навыков, умения ориентироваться в библиотеке, воспитание культуры чтения и потребности в нем, эстетического восприятия художественной литературы.

Действующие лица: ведущий, литературные герои: Незнайка, Маленький принц, Пэппи длинный чулок, Мэри Поппинс.

Оборудование: аудиозаписи песен “Маленький принц” сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева, песни « Сюрприз», «Леди совершенство» ,к/ф « Пэппи длинный чулок», муз. В. Дашкевич, сл. Ю. Ким ,цветные ромашки по числу участников, волшебная шляпа для проведения жеребьёвки, костюмы для литературных персонажей.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Очень рада вас видеть. Мы с вами находимся в библиотеке. (Обводит рукою зал.) Наша встреча не случайна. Она проходит в дни театрального проекта (а какой же театр обходится без литературных произведений?) и приурочена к неделе детской книги, которая традиционно проводится в стране в конце марта- начале апреля начиная с 1943 года в дни весенних школьных каникул по инициативе детского писателя Льва Кассиля. А 2 апреля, в день рождения Великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена, в знак глубокого уважения и любви к его творчеству, весь мир отмечает Международный день детской книги начиная с 1967 года.

Вся история человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история. За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, открывали в толще погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. Как и во все времена, она служит людям.

Беседа:

А что означает слово библиотека? (Ребята отвечают.) В переводе с греческого « библио» значит « книга», « тека»- хранилище., « Библиотека»- « хранилище книг».

А скажите, часто ли вы бываете здесь или в других библиотеках? Может быть, вы можете рассказать, для чего они нужны? (Ребята отвечают.)Молодцы, ребята! Вы любите книги и нередко приходите к нам в гости.

Рассказ о библиотеке санатория им. Н. К. Крупской.

Наша библиотека насчитывает около 3500 томов художественной литературы. Кроме того, в ней есть и учебники для учащихся 1- 9 классов. А началось её создание в далёком 193… году, когда заведующая педчастью санатория обратилась с просьбой к Н. К. Крупской, работавшей в Народном комиссариате просвещения, посодействовать в организации учебного процесса для детей, которые находились здесь на длительном лечении. Тогда в санатории лечили костно- суставной туберкулёз, процесс этот был очень долгим, дети были лишены возможности посещать обычную школу. При непосредственном участии Н. К. Крупской в санаторий были присланы книги, канцтовары, школьные принадлежности, была организована школа, стали работать кружки. Вот таким нелёгким был путь детей к знаниям.

Для того, чтобы ориентироваться в этом безбрежном море книг, нужно знать, как устроена библиотека. Этому нам с вами и предстоит сегодня научиться. Постигать премудрость мы будем в форме командных соревнований. Для начала определимся с командами и названиями, проведем жеребьёвку, а капитанов вы выберете сами. Жеребьёвка пройдет в необычном литературном ключе. В нашей волшебной шляпе находятся задания –названия произведений, где есть цифры. Впишите правильный ответ - и узнаете свой порядковый номер и номер стола.

Проводится жеребьёвка.

Задания

Велтистов Е. « Миллион и … день каникул»

Шварц Е. « … брата»

Олеша Ю. « … толстяка»

Ушинский К. « … желания»

Названия команд

Книгочеи, Всезнайки, Дети Тавриды, Умники и умницы.

Соревнования команд будут проходить в форме литературной викторины, квеста и выполнения финального задания. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, вечером будет награждена дипломчиками и крупчиками. Желаю всем удачи и победы! Итак, приступаем к литературной викторине. (Результаты фиксируются на переносной доске.)

Литературная викторина

    Он жил в каморке под лестницей в доме у своих дяди и тёти Петуньи и был потомственным волшебником. Кто этот литературный персонаж? (Гарри Поттер.)

    Настоящее имя этого американского писателя- Сэмюэл Клеменс.Он автор книг

    « Приключения Тома Сойера», « Приключения Гекльберри Финнк», « Принц и нищий». Назовите его литературный псевдоним. (Марк Твен.)

    Почему золотая монетка прилипла ко дну мерки Али- Бабы в сказке « Али- Баба и сорок разбойников»?(Дно было смазано медом.)

    Вспомните заклинание в сказке Р. Киплинга « Маугли». (« Мы с тобой одной крови, ты и я».)

    Как называлась предшественница книги - свёрнутое трубкой полотно, сделанное из папируса? (Свиток.)

    Как звали двух братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.)

    Как называется перечень всех печатных единиц, имеющихся в библиотеке? (Каталог.)

    Что такое « библиотека»? (Собрание книг.)

    Назовите самую крупную библиотеку в нашей стране. (Российская государственная библиотека в Москве, фонд составляет ок. 30 млн. экземпляров.)

    Как называлось жилье, в котором жили старик со старухой из « Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина? (Землянка.)

Блиц- опрос « Моя любимая книга»

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы - настоящие любители книги и чтения. Сейчас мы проведём блиц- опрос « Моя любимая книга». На столах перед вами - цветные ромашки. Я попрошу вас взять ручки и на лепестках написать свою фамилию и имя, возраст, название вашего любимого литературного произведения. И каждый из вас сможет принять участие в акции по изучению читательских интересов и посадить свой цветок на нашу поляну. (Ребята выполняют задание.)

Игра « Узнай героя по описанию». Знакомство с героями лит. Произведений - ассистентами ведущего.

Ведущий: А теперь я хочу представить вам моих помощников. Думаю, вы будете рады встрече с ними и узнаете этих героев литературных произведений.

Этот персонаж неугомонный и неусидчивый, носит широкополую голубую шляпу и зелёный галстук, любит яркие цвета. (Незнайка выходит под аудиозапись песни « Сюрприз»)

Незнайка:

Почему-то обо мне знают все на свете.

Знают даже на Луне взрослые и дети.

Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,

Что другим не по плечу, мне давно известно.

Ведущий: Все имущество этой чудо- няни состоит из зонтика и гобеленовой сумки. Кто она? Мэри Поппинс из повести Памэлы Треверс.(Выходит под аудиозапись песни «Ветер перемен» или «Леди совершенство».)

Мэри:

Я здесь на несколько минут,

Но ждут ли Мэри Поппинс тут?

Если сто рублей накопишь,

Ты - богач, ты - богач,

Если встретишь Мэри Поппинс,

То настал миг удач!

Зравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!

Скуке зелёной скажем мы «нет»!

Милые дети, добрые дети!

Я всем посылаю свой добрый «привет»!

Ведущий: А следующая наша гостья - очень необычная и неугомонная девочка. Она живёт на вилле « Курица», спит с ногами на подушке, возвращается домой, пятясь назад, раскатывает тесто прямо на полу и держит лошадь на веранде. Догадались, кто это? Конечно же, Пэппи длинный чулок. (Выходит под аудиозапись песни из к/ф « Пэппи длинный чулок», муз. В. Дашкевич, сл. Ю. Ким.)

Пэппи:

Я весёлая девчонка,

Не скучаю никогда,

Я большая фантазёрка

И красотка- хоть куда!

Не люблю учиться в школе,

Мне по нраву отдыхать

И мечтать о синем море,

И на лошади скакать!

Ведущий: Этот герой любит путешествовать, наблюдать закаты, заботится о своей планете и удивительной розе, страдает от одиночества.(Маленький принц появляется под аудиозапись песни « Маленькая страна» муз. И. Николаева, сл. И. Резника.)

Маленький принц:

Маленький принц, златокудрый ребёнок...
Голос мой тих, и так ласково звонок,
С верою в сказку я вечно живу,

Может, поэтому, и не расту?

Ведущий : Может, поэтому, ты не взрослеешь?
Мир скучных взрослых принять не умеешь.
Маленький принц, мальчишка из сказки,
В космос бескрайний глядишь без опаски,
Знаешь, что звёзды далёкие греют
Тех, кто в их свет без сомнения верит,
Тех, кто доверил свои им мечты...
И им особенно дорог стал Ты...

Ведущий : Что ж, разминка прошла успешно, теперь переходим к квесту и будем учиться ориентироваться в библиотеке. Книги на стеллажах расположены в определённом порядке - по алфавиту, а также на стеллажах вы можете видеть тематические рубрикаторы- разделители: приключения, детективы, сказки, замечательный Крым и др. Сейчас каждая из команд получит маршрутный лист, должна будет пройти по указателям, найти свой стеллаж и выполнить задания на каждой из 4 станций. Каждая из команд на станции может заработать от 1 до 5 баллов. При подсчете к ним добавляются баллы за викторину и финальное задание и таким образом определяется команда- победитель. Подсказки - книги, расположенные на стеллажах.

Станция « Сказки»

    Назовите 5 писателей-сказочников. Подсказками вам пусть служат книги на стеллаже.

    Кто обитает в этом сказочном жилище? Найдите книгу на полке.

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом… (Князь Гвидон из сказки А. С. Пушкина)

    Кто был причиной несчастий Элизы и её братьев из сказки Г. Х. Андерсена. (Злая мачеха.)

    О каком персонаже русской народной сказки идёт речь:

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля из русской народной сказки.)

    Кот от бедности избавил,

Королю его представил,

Говорит он громким басом,

Звать… (Маркизом Карабасом из сказки Ш. Перро « Кот в сапогах».)Найдите книгу сказок Шарля Перро на полке.

Станция « Этот замечательный Крым»

1.Вспомните название нашего полуострова, которое закрепилось за ним с античных времён. Подсказкой вам послужит название одной из команд- участниц. (Таврия, Таврика, Таврида.)

2. Назовите города- герои Крыма.(Керчь, Севастополь).Найдите справочники- путеводители по этим городам на книжной полке.

3. Какой город был столицей Боспорского царства? (Боспор- совр. Керчь.)

4. Назовите известных вам русских писателей, побывавших в Крыму. (А. С. Пушкин,

Н. В. Гоголь, А. Грибоедов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. Бунин, М. Горький, А. Куприн,

В. Г. Короленко, М. Булгаков, М. Цветаева, А. Ахматова и др.)

5. Какой город Крыма имеет исторические названия Керкинитида иГезлёв? (Евпатория.) Найдите путеводитель на полке.

Станция « Детектив»

    Кто из писателей стал родоначальником жанра детектива? (Эдгар По.)Найдите на книжной полке книги этого автора.

3. Игрой на каком музыкальном инструменте увлекался Шерлок Холмс- герой рассказов

А. Конан Дойла? (На скрипке.)

4.Эркюль Пуаро и мисс Марпл- герои произведений писательницы… (Агаты Кристи.)Найдите на полке её книги.

5. Назовите имя неизменного спутника и помощника Шерлока Холмса.(Доктор Ватсон.)

Станция « Фантастика и приключения»

2. От чьего имени ведётся рассказ в романе « Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона? Подсказкой вам может быть текст романа.(От имени главного героя- Джимми Хокинса.)

3. Этот французский писатель и географ, один из основателей жанра научной фантастики, предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях: самолет, вертолет, полёты в космос, видеосвязь и телевидение. Назовите его имя.

(Жюль Верн.) Найдите его книги на полке.

4.Кто из героев известного романа Жюля Верна порвал все связи с человеческим обществом и удалился в океан, чтобы чувствовать себя свободным? Подсказку найдите в романе « Двадцать тысяч лье под водой. (Капитан Немо.)

5.Приключенческий роман Вальтера Скотта « Айвенго» с захватывающим сюжетом переносит нас в эпоху средневековой Англии. А откуда родом был сам писатель? (Из Шотландии.) Ответ можно найти в предисловии к роману.

Ведущий: Что ж, вы прошли квест, удачно сориентировавшись в библиотеке, проявили свои познания, но и поняли, конечно, что много вам ещё предстоит узнать. И обогатить знания вам поможет верный и надёжный помощник- книга. Теперь вам предстоит финальное испытание- нужно вспомнить и записать за 1 минуту как можно больше пословиц, поговорок, загадок о книге и знаниях. Время пошло!

Ведущий: Вот и подошло к концу наше в вами мероприятие. Игра закончена, но процесс познания продолжается. Поэтому я говорю вам - до свидания, до новых встреч!

Перед расставанием хотим сказать напутственные строки.

Пэппи:

У тебя друзей немало.

И живут они вокруг.

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

Незнайка:

Книга – друг твой и товарищ.

Мы берем ее везде.

Ведь она тебе поможет

И в учебе, и в труде!

Мэри Поппинс:

Книжки первые страницы

Нас встречают с юных лет

И несут вас, словно птицы,

Облетая белый свет.

Маленький принц:

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!

Ведущий : Читайте книги и приходите в библиотеку! Всем спасибо за внимание и участие!

Игра представляет собой викторину в виде квеста. Очень удобная форма проведения (дети восприняли с большим интересом). При необходимости можно заменить произведения (на усмотрение педагога) и провести данную игру как внеклассное мероприятие или урок литературы.

Сценарий игры для летнего лагеря «Литературный квест»

Цели:
- развитие логического мышления,
- проверка знания литературных произведений,
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русской и зарубежной литературе,
- совершенствование некоторых видов речевой деятельности школьника (слушание, говорение);
- развитие интереса к чтению литературных произведений,
- сплочение коллектива,
- выявление лидеров.
Задачи:
- актуализировать знания о литературных произведениях (А. Милн «Винни – Пух и все-все-все», А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», сказки А.С.Пушкина),
- расширить кругозор учащихся,
- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности,
-создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Необходимое оборудование:
- жетоны по количеству вопросов;
- книги А. Милна «Винни – Пух и все-все-все», А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», сказки А.С.Пушкина и др.;
- портреты русских писателей;
- листочки и ручки по количеству команд;
- грамоты для награждения участников.
Ведущий: - Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рады видеть вас! Скажите, пожалуйста, любите ли вы компьютерные игры?
/Ответы детей/
- А что вы знаете, о таких компьютерных играх, как квест?
/Ответы детей/
- Квест, или приключенческая игра - один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым, а может давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. Название quest произошло от серии игр фирмы Sierra (Space Quest, King"s Quest, Police Quest и другие). Ребята, сегодня вам предстоит принять участие в литературном квесте. Вы готовы?
/Ответы детей/
- Для участия в этой увлекательной игре нам предстоит разделиться на команды.
/Деление на команды по какому-либо принципу: «Груша – яблоко – банан», «Броуновское движение» и т.п./
- Ребята, а теперь каждой команде предстоит выбрать капитана и придумать название.
/Знакомство с командами и их капитанами./
-Приступаем к игре. Познакомимся с её правилами. Игра состоит из 4 уровней. На каждом уровне вам предстоит ответить на ряд вопросов. Право на ответ получает тот, кто первым поднимет руку. Если прозвучит неверный ответ, право на ответ переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество жетонов. Итак, прежде чем попасть на первый «уровень», необходимо отгадать загадку и найти книгу-отгадку.
С Пятачком он ходит в гости,
Любит мёд, варенье просит.
/Дети произносят отгадки, находят книги-отгадки среди других/
- Молодцы, ребята! Вы справились с первым испытанием и перешли на первый уровень игры. Как вы, наверное, уже поняли, этот уровень будет посвящен произведению Алана Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все».
Гуляя, Винни всегда был весел. А вот чтобы узнать, где он гулял, отгадайте загадку.
На горе шумит
А под горой молчит. (Лес.)
Пух вышел на поляну и увидел высокое превысокое...
Летом холодит,
Зимой согревает. (Дерево.)
На верхушке этого дерева Винни увидел...
Приятное мое кушанье,
Сладок плод моих трудов. (Пчела.)
И Пух полез на дерево за этим лакомством.
Стоит посудина долблена,
А в ней кашица не варена. (Улей и мед.)
Но вот Пух упал с дерева в кустарник, а как называл¬ся кустарник?
На горе горынской
Стоит дуб волынский,
Нам нем платье богатырское,
А сучье дьявольское. (Терновник.)
Вытащил Пух из носа колючки, отправился к своему другу Пятачку и стал просить у него...
Твой хвостик Я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Воздушный шарик.)
У Пятачка было два воздушных шарика один синий, а другой зеленый: «Если будешь добывать мед на зеленом шарике, то пчелы примут тебя за...»
Летом вырастаю,
А осенью опадаю. (Листья.)
А если лететь за медом на синем шарике, то ты бу¬дешь похож на...
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча.)
Друзья взяли синий шарик, а Пятачок еще прихва¬тил с собой...
Черный кочет
Рявкнуть хочет. (Ружье)
Они отправились в поход. Друзья стали надувать шар, вдруг Пятачок отпустил веревочку и Пух полетел в... Это что за потолок -
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий. (Небо.)
«Ура! - закричал Пух. -Ну, на кого я похож?» Отгадаем, на кого же он похож?
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.) Наступило недолгое молчание и опять послышался голос: «У тебя, Пятачок, есть дома эта вещь?»
Гуляю я и в дождь, и в зной -
Характер у меня такой. (Зонт.)
Вдруг пчела села Пуху на...
У чурки две печурки. (Нос.)
Из-за какого именно насекомого его назвали Пухом?
Кто над нами
Вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится? (Муха.)
Гулял Пух по лесу и попал в гости. К кому?
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Кролик.)
А про какой продукт Пух сказал, что его можно не да¬вать?
Всем нужен,
А не всякий сделает. (Хлеб.)
Пух полез из норы, и сначала показался его...
Есть всегда он у морей,
Есть всегда у кораблей. (Нос.)
Потом показались его...
Плосконькая досочка:
По краям обшивка
А в середке дырочка. (Уши.)
Потом показались лапы, а потом Пух завопил отчаянным голосом. И Робин предложил ему похудеть, а с помощью друзей Пух вылез из норы.
- Молодцы, ребята! Для перехода на второй уровень необходимо выполнить следующее задание. Найдите среди представленных портретов тот, на котором изображён автор таких произведений, как «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его балде». На листочке напишите номер этого портрета.
/Выполнение задания/.
- Молодцы, ребята! Вы перешли на второй уровень, задания которого посвящены творчеству Александра Сергеевича Пушкина.
1. Какой кот курсирует у Лукоморья? /Учёный/
2. Сколько лет прожили вместе старик со старухой? / «Ровно 30 лет и 3 года»/
3. Кто принёс царевне отравленное яблоко? /Чернавка/
4. Какое свойство имело зеркальце из сказки «О мёртвой царевне»? /«Говорить оно умело»/
5. Как обозвала старуха старика, когда узнала, что он отпустил золотую рыбку? /«Дурачина ты, простофиля»/
6. Какая сказка заканчивается словами «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»? / «Сказка о золотом петушке»/
7. Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»).
8. Кто был предводителем тридцати трех богатырей? (Черномор.)
9. Кто носился в море над Лебедью? (Коршун.)
10. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем.)
11. Что случилось со старым корытом старухи? (Раскололось.)
12. Какого цвета были сапоги у старухи, когда она была столбовою дворянкой? (Красного.)
13. Что приказала царица Чернавке сделать с царевной? (Увести в лес на съедение волкам.)
14. Где захотела жить старуха, чтобы рыбка золотая была у нее на посылках? («В Окияне-море».)
15. Что попросила старуха у золотой рыбки во второй раз? (Новую избу.)
16. В какой гроб семь богатырей положили царевну? (Хрустальный.)
17. Что сделала царица с волшебным зеркальцем, когда узнала, что царевна ожила? (Разбила.)
18. К какому месяцу должна, по словам царя, родить ему сына-богатыря красна девица? («К исходу сентября».)
19. Что говорит ученый кот, когда идет налево? (Сказки.)
20. Каково имя няни Александра Пушкина? (Арина Родионовна.)
- Ребята, на следующем уровне себя проявят ваши капитаны. Как известно, любой руководитель должен обладать хорошей дикцией. А чтобы выработать чёткую дикцию, необходимо время от времени проговаривать скороговорки.
Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Тётя чуть чего читает Тютчева.
- Молодцы! Чтобы перейти на следующий уровень, вам предлагается такое задание: написать на листочке автора и название произведения, герои которого находятся перед вами. (Изображения Буратино и Мальвины, героев произведения Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».)
1. У кого из героев сказки фамилия и имя различаются лишь одной буквой? / Карабас Барабас/
2. Кому подарил говорящее полено Джузеппе? (Шарманщику Карло.)
3. Кто едва не погубил Буратино в первый день его жизни? (Крыса Шушара.)
4. Кто такие Алиса и Базилио? (Лиса и кот.)
5. Кто спас Буратино, когда разбойники повесили его на дерево? (Мальвина.)
6. Каким лекарством лечили Буратино? (Касторкой.)
7. Как называлась страна, в которую Буратино звали кот и лиса? (Страна Дураков.)
8. Какие слова должен был произнести Буратино, чтобы выросло денежное дерево? (Крекс, фекс, пекс.)
9. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас Барабас? (Доктор кукольных наук.)
10. Где находилась потайная дверь, которую надо было открывать золотым ключиком? (В коморке Папы Карло.)
11. Что нашел Буратино и его друзья за этой дверью? (Кукольный театр.)
12. Какую волшебную фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему она волшебная? («А роза упала на лапу Азора», фразу можно читать и слева направо.)
13. Что мечтал купить папе Карло Буратино? (Новую куртку.)
14. Он «в широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением и музыкой добывал себе на хлеб». (Шарманщик Карло.)
15. «Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через порог и на улицу». (Буратино.)
16. «Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким приподнятым носиком». (Мальвина.)
17. «Появилась большая, страшная змеиная голова». (Черепаха Тортилла.)
18. «Вошел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок». (Дуремар.)
19. «Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок». (Пьеро.)
20. «Человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил». (Карабас Барабас.)
/Подведение итогов игры/
Команды занимают призовые места в зависимости от количества заработанных жетонов. Можно отдельно отметить капитанов команд и наиболее активных участников игры.
- Ребята, вам понравилась игра?
-Вот видите, в интересные игры таятся не только за экранами мониторов. Надеюсь, сегодняшняя встреча заставит вас открыть какую-нибудь интересную книгу, скрывающую множество литературных загадок. Спасибо за игру! До новых встреч!

Литературная игра для младших школьников

Литературно - интеллектуальная игра для младших школьников «В гостях у Севы Читайкина»

Кряжевских Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»
Цель: Развитие любви и интереса к чтению книг.
Задачи: 1. Проверить, как прочитали за лето рекомендательный список книг.
2. Развивать таких качества, как умение рассуждать, делать выводы, оценивать поступки героев; развивать память, внимание.
3. Воспитывать внимание к слову, уважение к авторам книг, умение принимать решение, слушать друг друга, играть командой.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер.
Возраст: Игра предназначена для учащихся 2 - 3 классов, будет интересна учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.

Аннотация:
На лето каждый выпускник первого класса получает рекомендательный список книг для летнего чтения. Это делаю с целью ориентации в многообразии книг, формировании читательского интереса, возможности выбора любимой книги. С другой стороны – появляется обязанность в чтении книг, что важно для тех детей, для кого книга пока не стала другом. Как проверить насколько внимательно дети читали летом? Как сделать это ненавязчиво и интересно? Для этого и предназначена игра. Все задания составлены на основе книг из рекомендательного списка, который привожу в приложении.
Сева Читайкин – герой, который появляется иногда на уроках литературного чтения. Он остроумный, чтение книг – его любимое занятие. Часто он предлагает ученикам сложные, требующие размышлений, вопросы.
Интерактивная игра состоит из пяти категорий:
«Стихи»
«Сказки»
«О животных»
«О детях»
«Детские писатели»
В каждой категории 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов.

Инструкция по применению:
Класс делится на несколько команд. Деление на команды можно провести по жеребьевке, по рядам, по желанию.

На слайде 2 изображено игровое поле. Играющие команды по очереди выбирает категорию и количество баллов. Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с баллами. При правильном ответе команде присуждается соответствующее вопросу количество баллов. Результаты фиксируются на доске.
Каждому вопросу соответствует красочный слайд. Правильные ответы появляются по щелчку. Возврат на игровое поле осуществляется по кнопке в правом нижнем углу.
Сыгравший номер при возврате на игровое поле пропадает.

Игровое поле включает две кнопки с баллами, которые открывают не вопрос, а физкультминутки. В категории "Животные" выбор 10 баллов открывает "Зарядку маленьких зверят" и в категории "Сказки" выбор 20 баллов открывает "Сказочную зарядку". Физкультминутки выполняют все команды, баллы начисляются той команде, которая сделала выбор.
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Необходимо продумать награждение победителям, конфеты - всем участникам.
В конспекте привожу не все слайды, чтобы конспект не был слишком громоздким.

Категория 1. Стихи
10 баллов
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
Чего же так боялся мальчик из стихотворения Сергея Михалкова?
Ответ: Мальчик боялся уколов.
20 баллов
Дама сдавала в багаж …
Кто автор этих строк? Что дама сдавала в багаж?
Ответ: Стихотворение С. Я. Маршака
Дама сдавала в багаж …
Диван, чемодан, саквояж,
Корзину, картину, картонку
И маленькую собачонку.

30 баллов

В 1935 году в журнале «Пионер» впервые была опубликована поэма С.Михалкова "Дядя Стёпа". Этот литературный герой был любим всеми детьми. Какой подвиг совершил дядя Степа?

Ответ: Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас.
40 баллов
Угадай стихотворение и автора
“Мальчик мечтал, чтобы мама купила ему снегиря, ради этого стал послушным и вежливым, перестал обижать девочек, но когда снегирь был ему подарен, засомневался, стоит ли ему и дальше быть примерным мальчиком”.

Ответ: Стихотворение «Снегирь»
50 баллов

Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три.
Нужно, что ни говори.
Вспомните, о каком лекарстве идет речь в стихотворении «Чудесные таблетки»?
Ответ: Лекарство от лени.
Категория 2. Сказки
10 баллов
Героиня какой сказки говорила про себя: «из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена». Кто автор сказки?



Ответ: В. Даль «Девочка Снегурочка»
20 баллов


Сказочная зарядка
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят! (руки вверх)
30 баллов

Выражение «Остаться у разбитого корыта» стало крылатым выражением. Когда так говорят? Какое отношение имеет это выражение к А. С. Пушкину?
Ответ: Так говорят про человека, который все потерял, остался ни с чем, как старуха в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
40 баллов
Кому из героев Шарля Перро принадлежат эти вещи: сапоги, хрустальная туфелька, прялка и веретено, корзинка с пирожками, белые камешки?

Ответ: Сапоги – коту из сказки «Кот в сапогах», туфелька – Золушке из одноименной сказки, корзинка – Красной Шапочке, прялка – старушке из сказки «Спящая красавица», камешки – Мальчику-с-пальчику.
50 баллов
Многие литературные герои становятся любимыми для многих поколений читателей. Так произошло и с этим литературным героем. Ему поставлены памятники в Тобольске, Астрахани, Ишиме. Внимательно рассмотри памятники и отгадай героев.

Ответ: Это Конек – Горбунок и Иван.
Категория 3. О животных
10 баллов

Физкультминутка «Зарядка маленьких зверят»
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Рыжим хвостиком вильнуть.
А волчата - спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а Мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То двумя, то всеми вместе
Долго топчется на месте.
20 баллов
Назовите автора сказки о маленьком храбром мышонке – путешественнике.


Ответ: Виталий Бианки «Мышонок Пик»
30 баллов
Угадай басню. Звучит отрывок из басни в исполнении актера Олега Табакова.
Ответ: Звучит отрывок басни «Кукушка и петух»
40 баллов
К героине какого рассказа В. М. Гаршина подходит пословица «Ум тянет человека вверх, а хвастовство – вниз» Объясните.

Ответ: Пословица подходит к лягушке из сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница». Сообразительность помогла лягушке подняться в небо, а хвастовство, желание прославиться чуть не погубило лягушку.
50 баллов


О ком из животных не говорится в рассказе Г. Скребицкого « Кот Иванович»?
Ответ: В рассказе не говорится о петухе.
Категория 4. О детях
10 баллов

Какое волшебное слово помогло Павлику выполнить желания в рассказе В. Осеевой?
Ответ: Пожалуйста.
20 баллов

В одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать - найти юных лентяев и воспользоваться растраченным ими временем. Ведь тот, кто впустую тратит время, сам не замечает, как стареет. Кто автор этой поучительной сказки?
Ответ: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
30 баллов

Какое желание Жени из сказки В. Катаева «Цветик- семицветик» считаешь самым важным»?
Ответ: Самым важным было последнее желание о выздоровлении Вити.
40 баллов

Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка в рассказе К. Паустовского «Стальное колечко»?
Ответ: Если наденешь колечко на средний палец – получишь здоровье, на безымянный - большущая радость, на указательный - увидишь весь мир.
50 баллов
Из книг какого автора эти герои?

Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам Н. Носова «Огородники», «Ступеньки», «На горке», «Мишкина каша», «Телефон», «Фантазеры».
Категория 5. Детские писатели
10 баллов
Назовите фамилию Дениски – героя рассказов Виктора Драгунского.
Ответ: Кораблев.
20 баллов

Назови героев рассказов Любови Воронковой «Подружки идут в школу», «Командир звездочки», «Солнечный денек»
Ответ: Танюша, Аленка, Демушка.
30 баллов
Кто придумал этих замечательных героев?

Ответ: На слайде представлены герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин, Хватайка, почтальон Печкин, корова Мурка, теленок Гаврюша.
40 баллов
Узнай рассказ В. Драгунского по иллюстрации.

Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным», «Куриный бульон», «Где это видано, где это слыхано…»
50 баллов
Этот литературный герой Эдуарда Успенского стал талисманом олимпийской сборной России с 2004 года.
Ответ: Чебурашка.





error: Контент защищен !!