Викторина "Что?Когда" (экология). Экологическая игра «Что? Где? Когда? Вопросы для игры что где когда экология

ольга вечернина

Экологическая игра «Что? Где? Когда , включающая работу с родителями, опытническую деятельность, работу в командах со старши

Тема : "Экологическая игра за круглым столом "Что? Где? Когда ?"

Цель : активизировать познавательную активность.

Задачи : расширять объем природоведческих знаний, формировать навыки овладения правилами игры, развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь, воспитывать экологически культурную личность , способную любить родную природу, охранять и беречь ее, воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование : Игровое поле, изображения животных, черный ящик с муляжами, жребий, табличка "Жюри", лист итогов, песочные часы, маски петушков, эмблемы команд.

Ход игры:

Ведущий : Здравствуйте, игроки и гости! Желаю всем сегодня отличного настроения и радостных побед!

Мы проводим сегодня интеллектуальную игру для знаков природы "Что? Где? Когда ?" За круглыми столами расположились ребята группы "Созвездие" и их родители. Они проявят эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку.

Представление команд

Команда №1 - Всезнайки, капитан.

Экологию мы любим ,

С экологией мы дружим

Команда №2 - Юные натуралисты, капитан.

Дорог каждый кустик, мотылек.

Сохраним мы красоту природы,

Пусть журчит, искрится

Чистый родничок!

Команда №3 - Друзья природы, капитан.

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Лес сажаем и растим,

Его мы защитим,

Никому в обиду не дадим.

Сообщение правил игры

Ведущий : Приветствую всех членов команд и желаю им победить. Итак, игроки готовы? внимательно послушайте правила игры.

1. Игра состоит из 10 раундов.

2. В каждом секторе располагаются конверты с заданиями : письма Ваших друзей - животных.

3. На обдумывание и обсуждение задания дается указанное время.

4. После обсуждения ответа на вопрос отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.

5. Подводить окончательные итоги игры, анализировать ваши ответы будет компетентное жюри :

6. Разрешается крутить барабан капитанам по очереди.

Итак, начнем игру!

Гонг, вращается барабан (капитан команды №1)

Ведущий : внимание! Уважаемые знатоки! Вам выпал.

1. "Зеленая аптека"

Мудрый медведь, хозяин лесов, предлагает вам несколько вопросов под названием Зеленая аптека". Каждая команда получает по 2 вопроса. На подготовку ответов дается 1 минута.

Команда 1.

1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника)

2. Какие лекарственные травы помогут избавиться от кашля? (календула, мать-и-мачеха, шалфей, душица, сосновые почки)

Команда 2.

1. Лист какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусов насекомых? (лист подорожника)

2. "Жгуча крапива родится, да в щах пригодится!" Почему так говорят в народе?

Команда 3.

1. Весной организм человека истощается. Ему не хватает витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы? (чай из шиповника, мяты, листьев земляники, смородины)

2. Ты простудился. Какие растения помогут избавиться от простуды быстрее? (лимон, чеснок, лук, алоэ, ромашка, малина)

2. "Лесные ягоды"

Ведущий : Попугай Кеша предлагает вам свои веселые загадки о своих лесных друзьях.

1. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (Дятел)

2. Трав копытами косаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось)

3. На горе - шумит,

А под горой - молчит! (лес)

4. Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин (журавли)

5. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

6. Рыжая кума всех провела (Лиса)

7. Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает (воробей)

8. В воде родилась, а в ней мало бывает (лягушка)

9. Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает (дерево)

3. "Отгадай по описанию"

Ведущий : Забавный пес Барбос прислал для вас, уважаемые знатоки, интересное задание. Оно называется "Угадай по описанию". Угадывать мы будем и животных, и растения.

1. Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро "с жиров". Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой - в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру - уснул, не закрыв глаза. (заяц)

2. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра - бело- пушистая. Желтые цветы превращаются в белые "головки", а с "головок" слетают легкие пушинки. (одуванчик)

3. Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых - просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри - настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого "города"? (муравьи)

4 (запасной) Верхняя сторона листьев этого растения - холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - теплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок? (мать-и-мачеха)

4. "Звуковая пауза"

В игру со знатоками вступает поросенок Дуня, которая прислала нам звуковое письмо с заданием.

5. "Экологические задачи "

В этом секторе в борьбу со знатоками вступает царь зверей - Лев. Он предлагает командам знатоков обсудить и решить экологические задачи .

1. -Вот кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.

Зачем здесь? Идемте вон под то дерево, там уютнее., - возразили девочки.

Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.

2. Ребята вырыли под кустом яму и сложили туда весь мусор, который появился после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак.

Чего ты носишься с этой банкой? - услышал он, брось ее в воду, и дело с концом!

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните!

3. Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нем находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.

Подумайте, что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно . Объясните.

Игра «Закончи предложение и покажи движение»

Хитрая, как ….

Быстрый, как…

Голодный, как…

Неуклюжий, как…

Игра «Отгадай и назови»

(Кто) забрался под листья.

(Кто) залез в берлогу.

(Кто) юркнул в дупло.

(Кто) укрылся под кустом.

(Кто) шмыгнул в логово.

(Кто) спряталась в нору.

6. Конкурс капитанов

Петушки распетушились, но подраться не решились! В секторе 6 соревнуются в знаниях три капитана - три Петушка.

Капитанам одевают маски-шапочки Петухов.

Капитаны бьются в блиц- турнире "Вопрос - ответ"Кто из петушков даст больше верных ответов.

Какой гриб опасен для человека, а полезен некоторым животным?

Зачем белке такой пышный хвост?

Какие птицы прилетают весной первыми?

Где находится ухо у кузнечика?

Кого считают царем зверей?

Зачем ёж таскает на себе яблоки?

Какая змея плюётся?

Какого цвета наша планета, если смотреть из космоса?

Кого в шутку называют косым?

Кого величают по отчеству Патрикеевна?

Какую птицу называют сплетницей?

След какого зверя похож на человеческий?

Какая ягода самая полезная для глаз?

Почему мыши все грызут?

Какая птица откладывает яйца в чужие гнезда?

Сколько ног у паука?

Как называется маленькая лошадь?

Из цветков какого дерева получают лучший мед?

Какая птица является государственным символом России?

Модель земного шара – что это?

В кого превратился гадкий утенок?

У кого из зверей фамилия Топтыгин?

Какую птицу называют лесным доктором?

Физкультминутка «Если бы я был деревом» (под музыку)

Наши ноги – это корни. Они держат нас на земле, ищут нам воду и растут все глубже и глубже. Наша кожа – это кора. Она твердая и жесткая, вся в буграх и бороздах. Она защищает нас от ран. И все поймут, что нельзя вырезать на этой коже. Наши руки – это ветки, они тянутся к солнцу. На них могут отдохнуть птицы и даже свить гнездо (поднимают руки вверх) . Наши кулачки – это почки. Каждую весну наши почки раскрываются и появляются листочки.

7. "Край родной"

Свои вопросы о родном крае прислала для знатоков рыжая красавица Лисица. Каждая команда получает по вопросу. На обдумывание одна минута.

1. Назовите древесные грибы, которые растут на деревьях в нашем лесу.

(гриб чага, березовый кап, опята, трутовик)

2. Кого называют хозяином тайги (Медведя)

3. Каким грибом лечится лось? (мухомор)

4. (дополнительный) Как называется река, на которой стоит город Красноармейск?

8. Черный ящик

Внести черный ящик. что же в нем? Откроем. Это запасливая белка для вас приготовила задания.

Команда 1 получает муляж фруктов.

Команда 2 получает муляжи овощей.

Команда 3 получает картинки цветов.

Назовите их.

"Занимательные ребусы"

Веселая компания прислала вам на обсуждение, уважаемые знатоки, ребусы.

10. Кто где живет?

На столах схематичное изображение :

КРЫША ДОМА

Капитаны выбирают картинки с изображением птиц и "расселяют" по "домам"

Игра проходит в один тур. Принимают участие команды по 6 человек с 6 по 11 классы. В команде выбирается капитан, он представляет отвечающего или отвечает сам, если у команды нет ответа.

На доске табло с номерами вопросов по восьми номинациям.

Табло соревнований

Экология

Ботаника

Зоология

Анатомия

Биоразно

Краеведение

Ход игры

В самом начале игры звучит музыкальная композиция, потом жеребьевка и капитаны тянут номер, кому начинать первым. Потом номер и номинацию называет команда, которая дала правильный ответ.

Игра началась. Продолжительность игры - 1 час, через 30 минут - пятиминутный перерыв.

Учащиеся могут отдохнуть и произвести замену игроков.

Капитаны команд встают, называют номинацию и номер вопроса (например, эрудит 4). Ведущие зачитывают вопрос, дается время на обдумывание - 1 минута, после этого слушаются верные ответы по первым поднятым трем рукам трех команд. Потом зачитывается правильный ответ. Если команда правильно отвечает, ей дается 1 балл (см. специальное табло):

Во время паузы учащиеся показывают музыкальный номер «Маленькая страна».

По окончании игры (продолжительность - 1 час) подводятся итоги.

Из команд-победительниц формируется районная команда- победительница для дальнейшей игры на городском конкурсе в ГорСЮН.

Всем удачи и побед!

(Вопросы по игре прилагаются)

Экология

1. Фенек обитает в пустынях Африки, лисица обыкновенная. типична для умеренных широт, песец живет в тундре. Почему эти близкие в систематическом отношении виды (песец, лисица обыкновенная и фенек) значительно различаются по величине ушей? (Температура среды оказывает существенное формообразующее влияние на животных из близких в систематическом отношении видов с постоянной температурой тела, наблюдается тенденция к уменьшению площади выступающих частей тела, поскольку они отдают в окружающую среду наибольшее количество тепла)

2. Для защиты растений от вредителей и болезней, борьбы с сорняками широко применяются пестициды. Почему применение пестицидов опасно для человека? (Ядохимикаты, попадающие в организм человека с пищевыми продуктами (продуктами земледелия), вызывают тяжелые отравления и различные заболевания)

3. Экологи встревожены осушением и засыпкой значительных площадей в приливно-отливной зоне морей и устьях рек (где река впадает в море) с целью строительства в этих местах городов, курортов, создания обширных зон отдыха для развлечения туристов. Объясните с научной точки зрения обоснованность беспокойства экологов. (Прибрежные участки и устья рек представляют собой «инкубаторы» и «птичники» для многих видов морских организмов. Эти участки служат местами гнездования, кормежки и отдыха перелетных птиц. Разрушение мест обитания при строительстве - самая частая причина вымирания или резкого сокращения численности дикорастущих растений и диких животных)

4. Членистоногие на поверхности моря, особенно в полосе прибоя, встречаются очень редко, но зато они обильно представлены в пресных водах. Назовите возможные причины, мешающие насекомым жить на поверхности моря. (Морская вода в полосе прибоя богата поверхностно-активными веществами, вырабатываемыми водорослями, которые создают пену, служащую настоящей ловушкой для насекомых. Появляющаяся при волнении моря пена снижает поверхностное натяжение, и насекомые не могут удержаться на поверхности воды)

5. На некоторых участках степных заповедников выкашивают траву или ограниченно выпасают домашних животных. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы в заповедниках? Ответ аргументируйте. (Сообщества степей формировались под постоянным воздействием стравливания дикими копытными животными (прежде всего турами). Степь, огражденная от выпаса (такие опыты неоднократно проводились), резко меняет свой облик. Исчезают многие разнотравья, появляются новые, накапливается толстый слой остатков растений.

Поэтому сенокошение, являясь имитацией стравливания, крайне необходимо для сохранения растительных сообществ степи при отсутствии диких копытных животных. Однако сенокошение, в отличие от стравливания, происходит не избирательно и одномоментно.

Ограниченный выпас сельскохозяйственных животных также может заменять положительное влияние диких копытных на степное сообщество)

6. Семья шмелей состоит в среднем из 100 рабочих особей, совершающих в погожий день не менее 20 вылетов. За каждый вылет шмель посещает приблизительно 240 цветков. Сколько цветков может опылить семья шмелей за один месяц? На основании подсчитанного сделайте вывод о значении шмелей для насекомо- опыляемых цветковых растений. (Семья шмелей опыляет в день 10-12 млн цветков. Пчелы одной семьи в день опыляют не менее 360 млн цветков. Поэтому общественные пчелы как опылители имеют исключительное значение. Связи насекомых-опылителей с цветковыми растениями, развивавшиеся в течение длительной эволюции, постепенно выразились в такой зависимости, что их раздельное существование невозможно)

7. Человеку очень трудно собирать кокосовые орехи с высоких пальм. Применение техники не всегда возможно, да и дорого, как быть? (В Таиланде существуют специальные школы для обезьян, где четвероруких обучают собирать кокосовые орехи с пальм. Хорошо обученный длиннохвостый макак за день собирает до 1400 орехов)

Ботаника

1. Какое растение кормит, лечит, одевает, наказывает? Что вы о нем знаете? (Крапива)

2. Какую кашу можно сварить из будущего веника? (Пшенную)

3. В какие цветы Зевс превратил любопытных людей, которые подглядывали из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась? (В анютины глазки)

4. Какое растение Карл Линней назвал пищей богов? (Какао)

5. Согласно легенде, Кентавр нашел, что сок этого растения обладает драгоценными свойствами заживлять раны. Он исцелил им свою рану, нечаянно нанесенную отравленной стрелой Геракла. Именно с этих пор растение имеет название «центаура», то есть цветок Кентавра. Кентавр впоследствии пожертвовал собой, отказался от бессмертия и ушел вместо Прометея в царство мертвых. И лишь небесно-синие цветки каждое лето напоминают о нем. (Василек)

6. В Красную книгу заносят исчезающие виды растений. А куда переводят спасенное растение? (В Зеленую книгу спасенных)

7. Какое растение утверждает, что является моющим, чистящим средством? (Ягель-ягель)

Зоология

1. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (В осиновой коре содержится 10% жира)

2. Плавают ли муравьи? Если да, то как далеко? (Да, могут реку переплыть)

3. Какой паук является страшным врагом верблюда? Почему? (Ядовитый паук - каракурт. После его укуса верблюд погибает или становится неработоспособным)

4. Широко распространенное на Земле животное? (Крыса)

5. Какой породы была собака:

В рассказе А. Чехова «Дама с собачкой»? (Шпиц)

В рассказе А. Чехова «Каштанка»? (Помесь таксы с дворняжкой)

В повести Д. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»? (Фокстерьер)

В повести Джека Лондона «Белый клык»? (Смесь волка с собакой)

6. Какие насекомые сами умеют делать бумагу, а потом из нее строят себе жилища? Как они это делают? (Шершни, осы. Они вырабатывают бумагу из древесной массы, соскабливая дерево челюстями и смачивая его клейкой слюной, из полученной бумаги и мастерят себе гнездо)

7. Какой представитель кошачьих умеет ловко подражать голосу оленя, заманивая его? Он же может переплывать реки. (Тигр)

Анатомия

1. Когда Петр I приказал по утрам чистить зубы, боярыни возмущались: «Белые зубы у арапов и у обезьян, а у боярынь всегда черные!» Почему? (Заморский в то время сахар стоил дорого и лакомиться им было очень престижно. Вот и чернили зубы: дескать, сахара много едят)

2. Европейская медицина лечит болезни. А что в отличие от нее лечит китайская медицина? (Человека. «Лечи не болезнь, а человека - девиз китайских медиков уже 30 веков»)

3. В борьбе за здоровое питание дошли до того, что пишут о его отсутствии даже на бутылках с растительным маслом, где его не может бьггь по определению. О каком веществе идет речь? (О холестерине, который содержится только в животных жирах)

4. Для дачи наркоза человеку на лицо накладывают маску. Можно ли усыпить таким способом насекомое? Почему? (Нет, у них дыхальца - на брюшке)

5. Где в теле каждого человека расположен осветительный прибор, что это за прибор? (В позвоночнике - ночник)

6. На древних олимпиадах запрещалось использование этого природного допинга. Оказывается, что его регулярное применение вдвое снижает риск заболеть раком желудка и кишечника. Что это за растение? (Чеснок)

7. В Древнем Риме считалось, что употребление в пищу этого злака способствует развитию мускулатуры, поэтому он занимал особое место в питании гладиаторов. Что это за злак? (Ячмень)

История

1. Какой сорт сливы назван по имени французской королевы? (Ренклод)

2. Придворный этикет феодального Китая требовал от того, кто разговаривает с императором, держать во рту этот цветок. Какой? Почему? (Гвоздику. Она использовалась как дезодорант еще с III века до н. э)

3. С 1 января 1991 г. страны-члены ЮС признали ее фруктом, чтобы Португалия могла производить и продавать конфитюр из нее. Что это за плод? (Морковь)

4. Каждую осень в американском штате Нью-Хемпшир проходит регата на этих гигантских выдолбленных плодах с мотором и парусом. Что это за плоды? (Тыквы)

5. Какие бобы у ацтеков во времена Монтесумы служили деньгами? (Какао-бобы)

6. Кого вместо собак заводили японцы, чтобы быть предупрежденными ночью о приближении чужака? Почему? (Сверчков. Ночью, когда хозяева спали, сверчки постоянно стрекотали, а при приближении кого-либо к дому резко умолкали, от этого хозяева и просыпались)

7. Какой современный стиль плавания носит имя насекомого? (Баттерфляй - бабочка)

Биоразнообразие

1. Из какого дерева были изготовлены:

Скипетр Юпитера? (Из дуба)

Троянский конь? (Из ели)

Стрелы Амура? (Из кедра)

2. Назовите минералы, которые связаны с растениями. (Гранат, цитрин, березит, моховик, горный лен)

3. Название какой страны переводится на русский язык как «птичий хвост»? (Уругвай, в Южной Америке)

4. Эндемиками какой страны являются попугаи розеллы? (Австралии)

5. На каком континенте нашли волосатую лягушку? (В Африке, но это не шерсть, а выросты кожи, они помогают лягушке дышать под водой)

6. Назовите грушу с высоким европейским дворянским титулом? (Дюшес - сорт крупных сочных южных груш. Дюшес - по-французски «герцогиня»)

7. Вика и Виктория - так могут называть одну и ту же девочку. В растительном мире тоже есть вика и виктория. Одно ли это растение или разные? Если да, назовите семейства. Что вы о них знаете? (Вика - травянистое растение семейства бобовых; Виктория - водное растение семейства кувшинковых с цветками диаметром 25-35 см, распускается перед закатом белой, как снег, на второй день - розовеет, на третий - становится алой)

Краеведение

1. Какое дерево наших лесов цветет первым, а какое последним? (Ольха, липа)

2. Древние славяне считали, что на этом дереве растут молодильные яблочки. Что это за дерево? (Дуб)

3. Издревле на Руси под Рождество ходили ряженые в масках сказочных героев. Маска медведя символизировала богатство, коровы - долгую жизнь, лисы - хитрость. А что символизировала маска козы? (Плодородие)

4. Как называется город, который стоит в устье небольшой речки, густо поросшей травой семейства осоковых? (Камышин)

5. Раньше казаки вместе с лошадью в стойле держали козла, запах которого отпугивал небольшого зверька. Какого? Чем он мог навредить лошади? (Ласка, бегая по спине лошади, пугала ее. Лошадь металась, покрывалась потом, который слизывал зверек, так как ему не хватало ряда солей)

6. В голодные годы в муку добавляли размолотую траву. Какую? (Лебеду)

7. Чтобы выполнить указ Екатерины II о развитии этого производства в нашем крае, государство поощряло крестьян: платило немалые деньги, навсегда освобождало крестьян от рекрутства, даром землю давало, снабжало машинами. Но все без успеха. Какого производства лишился наш край? (Шелководства)

Эрудит

1. Какой плод таможенники предлагают съесть подозреваемым в перевозке наркотиков людям, направляя на рентген желудка в случае отказа? Почему? (Ломтик лимона, употребление лимона провоцирует выделение желудочного сока, который может растворить упаковку и вызвать смерть «глотателя»)

2. Эфирное масло какого цветкового растения идет на производство знаменитых французских духов «Шанель № 5»? (Жасмина, но только из французского города Грас - столицы парфюмерии)

3. Как отличить ветку кедровой сосны от ветки сосны обыкновенной? (У обыкновенной сосны хвоинки расположены по 2 в пучке, а у кедровой - по 5)

4. В мультиках и сказках зайца часто называют косым. За что его так называют? (У зайца глаза выпуклые и находятся по бокам головы. Это дает ему обозрение на 360°. Благодаря этому зайцы спасаются от погони)

5. Из какого материала, ежегодно собираемого на морских пляжах, бережливые немцы начали прессовать теплоизоляционные плиты? (Из водорослей)

6. Что можно получать из хвои сосны? (Витаминную муку, искусственную шерсть)

7. В честь какой богини получила латинское название полынь? (В честь Артемиды - богини охоты, луны, плодородия, деторождения и врачевания. Полынь - артемизия - трава здоровья)

Интеллектуальная игра по экологии

«Что? Где? Когда?»

Цель:

Обобщить, систематизировать, закрепить знания детей пройденного материала.

Задачи:

1. Учить отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закреплять знания о математических представлениях, развитие речи.

2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, любознательность, коммуникативную речь детей;

3. Воспитывать интерес к разным видам деятельности, творчеству.

4. Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

5.Развивать интерес родителей и детей к природе. К её сохранности и красоте.

Вступительная беседа.

Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы М.Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». (Цитата – на экране)
- Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Экология – это наука о доме, о природе. А природа – это и есть наш большой дом, и мы все сообща должны поддерживать в нём порядок.


Ведущий:
Раскрывайте шире двери!
Заходите поскорее!
Что за чудо?
Что за диво?
В нашем зале так красиво!

Много здесь друзей, подруг

Интересно так вокруг!

Начинается игра – ЧТО, ГДЕ, КОГДА!

Выбор команд с помощью разрезных картинок.

Ведущий раздает всем присутствующим элементы разрезных картинок. По команде играющие начинают собирать целую картинку: например, у одних получается бабочка, у других - апельсинка. В команду объединяются дети, имеющие части одной и той же картинки. Команды придумывают себе название и выбирают капитанов.

Представление членов жюри.

Жюри, как видите, у нас достойно уважения.
Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!
За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 фишке. (ведущий кладет фишки на стол)
Команды прошу занять свои места. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Начинаем игру. Итак – вперед к победе!

Напоминаю правила игры:

На подготовку ответа дается 1 минуты (играет музыка) .

На вопросы отвечает каждый по очереди.

Воспитатель – ведущий крутит стрелку волчка. На столе вокруг волчка разложены конверты с вопросами.

Раунд1.Блиц-опрос для команд . На сколько вопросов успеет ответить команда, столько очков ей засчитывается.


Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц, осел)
Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой)
Какая птица охотиться ночью? (сова)
Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)
Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
Назовите детенышей курицы (цыплята)
Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)
Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)
Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)

Вопросы ко второй команде.


Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Когда земля под снегом отдыхает? (зимой)
Как одним словом называются животные, которые живут рядом с человеком? (домашние)
Как назвать детеныша коровы? (теленок)
У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
Сколько ног у жука? (шесть)
Лев - дикое или домашнее животное? (дикое)
На каком дереве растут желуди? (на дубе)

Когда земляника поспевает? (летом)
Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
У какого зверя есть иголки? (у ежа, дикобраза)
Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

Игра «ЗИМУЮЩИЕ-ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Раунд 2. Загадки-описания природных сообществ.

1. Догадайтесь, куда мы пришли?
- Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели. (луг)
2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лес, роща)

3. В лесу стало очень сыро, много мха, пахнет тиной, квакают лягушки. Комары летают целыми стаями. (болото)
4. Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди?

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит, журчит. (ручей)
По окончании конкурса слово предоставляется жюри.

Игра «РУЧЕЕК»

Раунд 3. "Экологические знаки".

Каждая команда получает по 5 знаков. Ребята должны определить название каждого из них.

1-ая команда:

1) – Не разжигай в лесу костер..
Знаешь ли ты, что пожар в считанные часы может погубить лес, на восстановление которого могут уйти столетия, только за 2016 год в округе ликвидировано 584 случаев лесных пажаров.

2) - Не оставляй мусор.
Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например:
кожура апельсина – 2 года;
пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет;
жестяные банки – от 80 до 100 лет;
пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!
3) - Не уничтожай грибы, даже ядовитые.
Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить.
4) - Нельзя вырубать деревья.
Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки!
5) Нельзя брать диких животных и птиц домой.

2-ая команда:

1) - Не лови бабочек.
Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки.
2) - Не ломай ветки.
Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!
3)- Не трогай птичьих гнёзд.
Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.
4) - Бережно относись к воде.
Знаешь ли ты, что всем живым организмам нужна вода. Здоровый человек употребляет ежедневно около 2 литров воды. Люди получают воду не только в виде напитков, но и содержащуюся в пище. Например, яблоко содержит 80% воды. Человек не может больше недели прожить без воды.
5) - Не рви цветы.
Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.

ТАНЕЦ «НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ»

Раунд 4. « Реши кроссворд»

1 команда

1.Карась, сом, щука, окунь-это кто? (ры б ы)

2.Время года, когда в саду малина поспевает? (л е то)

3.Как назвать детеныша лошади? (же р ебенок)

4.Сколько ног у паука? (вос е мь)

5.Птица с красной грудкой? (сне г ирь)

6.Кто носит свой дом на спине? (ул и тка)

2 команда

1.Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (п тицы)

2.Дерево, у которого ствол белый? (бе р еза)

3.Время года, когда вода на речках замерзает? (з и ма)

4.Как называется дом муравьев? (му р авейник)

5.Время года, когда листва с деревьев опадает? (о сень)

6.Какая птица лечит деревья? (д ятел)

7.Кто в лесу плетет паутину? (па у к)

Какое слово получилось в выделенных клеточках? (БЕРЕГИ ПРИРОДУ)
О чем говорит нам эта фраза?
О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей среде.
Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

Происходит подсчет жетонов, выбираются знатоки для игры с родителями

Раунд 1. Блиц-опрос для команд

ДЕТИ:

Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник, лесничий)

Какие жуки носят название месяца?(майские)

Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

Под каким кустом во время дождя сидит заяц? (под мокрым)

Что такое зеленый покров Земли? (трава)
У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
Что делает ёж зимой? (спит)
Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)

РОДИТЕЛИ:

Чем питается бабочка? (нектаром)

Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

Сколько ног у паука? (восемь)

Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)

Как называется активная оболочка Земли, которая населена живыми организмами? (Биосфера)

Какую рыбу называют «водяной свиньей»? (Карп)

Какие птицы вьют гнезда из слюны, которые можно отварить и съесть? (Стрижи – саланганы, живут в Юго-Восточной Азии и в Австралии)

Какое дерево называют символом России?(Береза)

Какое растение считалось священным у славян и отвечало за силу и достаток? (Дуб)

Что значит, если на пути вам все чаще стал попадаться подорожник? (Значит, где-то рядом тропа)

Раунд 2. Загадок о явлениях природы (загадки-перевертыши)


Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Небо хмуро, солнца нету,
Просто наступила...
осень (лето)

Что за милая пора –
Солнце, зелень и жара?
Всем понятно - это время
Называется...
лето (весна)

Белым снегом всё одето -
Значит, наступает…
зима (лето)

Я красивый, я летаю,
А весной от солнца таю.
Угадайте поскорей,
Кто же это?…
снег (соловей)

Раунд 3 . «Черный ящик»

«Чёрный ящик» - в студию.

В этом чёрном сундучке

Прячется загадка.

Вы загадку отгадайте,

Что там прячется, узнайте.

Если правильный ответ, крышку поднимайте,

Что найдёте там, внутри, смело доставайте.

Дети:

То, что спрятано внутри, могут быть овальные, большие, маленькие. Появляются в конце лета, начале осени на травах, кустарниках, деревьях. Их разносит ветер или сеет человек. Из них вырастают новые растения.

(Семена)

Правильно, это семена и плоды. Открывают «Черный ящик». Рассматривают семена подсолнечника, гороха, ноготков, крылатки клёна, плоды шиповника и др.

Родители:

Уважаемые знатоки. Какому веществу написал гимн французкий летчик и писатель Антуан Де Сент- Экзюпери: « У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты есть сама жизнь». Это самое распространенное вещество на Земле. (Вода.)

Спасибо детям и родителям за эту замечательную игру.

Всем хочу я сказать на прощанье:
Нас так много живет на Земле
И о природе – одной – позаботиться можем вполне!
22 апреля – День Земли. (На экране)
- Прочитайте предложение. Может кто-то из вас знает, почему именно в этот день люди стали отмечать День Земли?
(Рассказ сопровождается показом фотографий на интерактивной доске) Впервые этот день начали отмечать в США, после трагедии, которая произошла в 1969 году. Большая авария произошла на нефтяной буровой установке. Огромное количество нефти разлилось по поверхности океана, загрязнило пляжи. Погибло множество животных, особенно пострадали птицы. Это трагическое событие потрясло многих людей. Они решили хотя бы раз в году напоминать жителям планеты об их отношении к окружающей среде. Так появилась идея проведения Дня Земли. Этот праздник объединяет жителей многих стран. С каждым годом их становится всё больше и больше. День Земли стали отмечать и в России. Кроме того, по постановлению правительства с 15 апреля по 5 июня у нас проводятся специальные дни защиты окружающей среды.
- А какие добрые дела можете сделать вы, ребята, чтобы наша Земля стала чуточку краше и чище? (Развесить кормушки, убрать свой двор, посадить деревья, разбить клумбу около подъезда, побелить деревья, рассказать младшим о правилах поведения в природе и т.д.)


Марина Ишкальдина
Игра-викторина «Что? Где? Когда?» (на экологическую тему)

Игра-викторина "Что? Где? Когда?»

(на экологическую тему) для детей старшей группы детского сада.

Цель : Активизировать знания детей о животных, растениях. Воспитывать экологическую культуру дошкольников, стремление самим беречь природные богатства и призывать к этому окружающих.

Материалы и оборудование: столы для знатоков, жюри и телезрителей, конверты с вопросами, чёрный ящик с экологическими знаками, игрушечный телевизор, медали «Юные знатоки природы»

В зал под музыку входят дети, садятся за круглые столы, их приветствуют дети, взрослые.

Ведущий : Добрый вечер, дорогие друзья!

Мы рады видеть вас на игре для маленьких эрудитов «Что? Где? Когда?». Команда знатоков играет против команды телезрителей. В качестве телезрителей сегодня выступают родители.

Итак, я представляю команду «Знатоков» (называет детей) . Капитан команды… Члены команды …

А какая игра без жюри! Я представлю вам членов жюри: …

А сейчас я ознакомлю вас с правилами игры.

На столе у знатоков лежат конверты. В этом конверте написано, кто из телезрителей играет против команды. Телезритель задаёт вопрос команде. Даётся время на обсуждение. После чего знатоки отвечают на вопрос. Затем телезритель даёт свой ответ.

Ну что же, уважаемые знатоки, позвольте пожелать вам удачи и успехов!

Итак, начинаем. 1-ый раунд игры.

Начнём с капитана. Карина, бери любой конверт.

Против команды знатоков играет телезритель Александрова Вера Фёдоровна.

Внимание на экран!

:

«Уважаемые знатоки! Ответьте на вопрос «Кто из животных трижды меняет своё обличье?»

Ведущий

Звучит музыка…Музыка замолкает.

.

(Телезритель зачитывает правильный ответ): это насекомое-бабочка. Сначала она представляет из себя гусеницу, затем куколку и только потом превращается в бабочку).

Да, вы правильно ответили…

Ведущий : Молодцы, ребята! Счёт 1: 0 в пользу знатоков. Продолжим игру.

Начинаем 2-ой раунд ! Динара берёт любой конверт…

Против Вас играет Галиева Наталья Дамировна… Внимание на экран.

В экране телевизора появляется названный родитель :

«Уважаемые знатоки! Ответьте на вопрос: Для чего птице хвост?»

Ведущий : Время пошло! Обсуждайте! Думайте, отвечайте на вопрос (звучит музыка) .

Ваше время прошло. Капитан, кто будет отвечать? (Названный капитаном игрок отвечает на вопрос) . А теперь внимание на экран! Правильный ответ… птица управляет в полёте хвостом, как рулём)

Ведущий : Молодцы, ребята! Счёт:2:0 в пользу знатоков. Объявляется литературная пауза.

Литературная пауза

Дети читают стихи.

1. Любите родную природу,

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобой

Навеки родная земля.

2. На ней мы с тобою родились

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

3. Птицы, рыбы и звери,

В душу людям смотрят,

Вы их жалейте, люди,

Не обижайте зря.

Ведь небо без птиц, не небо!

А море без рыб, не море.

И земля без зверей, не земля!

4. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Всё это называется природой,

Давайте же всегда её беречь!

5. Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ведущий : Спасибо, ребята! Мы продолжаем. 3-ий раунд. Толя, бери любой конверт. Внимание на экран. Против вас играет телезритель Алешкова Светлана Васильевна.

В экране телевизора появляется названный родитель : «Уважаемые знатоки! Назовите несъедобный гриб, который служит лекарством для животных?»

Ведущий

Звучит музыка…Музыка замолкает.

Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать?

А теперь, внимание на экран! Правильный ответ.

(Телезритель зачитывает правильный ответ: это гриб-мухомор).

Спасибо, ребята! Счёт: 3:0 в пользу знатоков. Продолжаем игру.

4-ый раунд. Настя, бери любой конверт. Внимание! Против вас играет телезритель Строкина Ольга Юрьевна.

Вносится чёрный ящик. Из него достаются 2 экологических знака.

Телезритель : Что означают эти знаки?

Ведущий : Время пошло! Звучит музыка…Музыка замолкает.

Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать? (Капитан называет ребёнка, тот отвечает).

А теперь, внимание на экран! Правильный ответ. Телезритель зачитывает правильный ответ : 1 знак означает: Нельзя рвать в лесу, на лугу цветы и траву- пусть красивые растения украшают нашу Землю. 2 знак – Не трогай яйца птиц в гнёздах. Иначе взрослые птицы могут бросить свои гнёзда и не вылупленные птенцы погибнут.

Ведущий : Молодцы, ребята! Счёт:4:0 в пользу знатоков.

Музыкальная пауза - дети поют песню «Не дразните собак».

5-ый раунд.

Полина, бери любой конверт. Против команды знатоков играет телезритель Калугина Алёна Петровна. Внимание на экран!

«Уважаемые знатоки! Ответьте на вопрос «Какие домашние животные похожи на диких?»

Ведущий : Вам даётся время, чтобы подумать, тихим голосом обсуждайте и высказывайте своё мнение. Минута пошла.

Звучит музыка. Музыка замолкает.

Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать? (Капитан называет ребёнка, тот отвечает).

А теперь, внимание на экран! Правильный ответ.

(Телезритель зачитывает правильный ответ: свинья похожа на кабана, волк -на собаку, рысь- на кошку, заяц – на кролика).

Ведущий : Молодцы, ребята! Счёт:5: 0 в пользу знатоков.

6-ой раунд . Ваня, бери любой конверт.

Против команды знатоков играет телезритель Замыцкая Ольга Александровна. Внимание на экран!

В экране телевизора появляется названный родитель:

«Уважаемые знатоки! Назовите самую маленькую птицу на Земле»

Ведущий : Время пошло, обсуждайте, думайте!

Звучит музыка… Музыка замолкает.

Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать? (Капитан называет ребёнка, тот отвечает) . А теперь, внимание на экран! Правильный ответ.

(Телезритель зачитывает правильный ответ : самая маленькая птица на Земле – колибри).

Ведущий : Молодцы, ребята! Счёт: 6: 0 в пользу знатоков.

Физкультминутка

Светит солнышко в окошко, потанцуем мы немножко!

Ведущий : Ну что ж, уважаемые знатоки, наша игра подходит к концу.

Предоставим слово жюри! Жюри подводит итоги.

Конкурс «Самый любознательный родитель»

А теперь дети зададут вопросы родителям…

1. Какое дерево цветёт позднее всех? (липа цветёт летом)

2. Какая ягода заменяет лимон? (клюква содержит лимонную кислоту)

4. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника)

5. Какая птица самая большая на Земле? (страус)

Ведущий : Уважаемые знатоки! Вы сегодня заслужили много добрых и хороших слов. Во время игры вы справились со всеми заданиями. Ответили на все вопросы правильно. Вы – настоящие знатоки природы.

Награждение медалями «Юные знатоки природы"

Мы благодарим наших дорогих родителей за участие в нашей викторине!

Тема: Экологическая игра за круглым столом. «Что? Где? Когда?»

Цели: 1 .Активизировать познавательную деятельность, расширять объем природоведческих знаний, формировать навыки овладения правилами игры;

    Развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь;

    Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: Игровое поле: названия секторов, динамическая стрелка, конверты с заданиями, изображения животных, черный ящик с муляжами, жребий, табличка «Жюри», лист итогов, песочные часы, гонг, маски петушков, эмблемы (команде, капитану, игрокам).

    Организационный момент.

Подготовить игровое поле: разложить названия секторов, конверты с заданиями и установить вращающиеся стрелку.

Подготовить игроков: команды придумывают название, выбирают эмблемы и рассаживаются за круглым столом вокруг игрового поля.

    Сообщение темы и цели игры.

Ведущий

    Здравствуйте, уважаемые игроки и гости! Желаю всем сегодня отличного настроения и радостных побед!

Мы проводим интеллектуальную игру для знатаков природы Что? Где? Когда? За круглым столом собрались участники игры - это ребята из 2-х классов нашей школы. Они должны проявить эрудицию. И смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте с ними познакомимся.

    Представление команд

Ведущий

    ая команда -«Всезнайки», капитан - Салихов Назих

    ая команда -«Юные натуралисты.»,капитан- Гарифуллин Инсаф

    я команда - Друзья природы», капитан Хамидуллин Разил

    Сообщение правил игры.

    Сообщение правил игры

Ведущий

Приветствую всех членов команды и желаю им победить.

Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.

    Игра состоит из 10 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.

    В каждом секторе располагаются конверты с заданиями: письма ваших друзей -животных.

    на обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время.когда игрокам разрешается общаться между собой.

    После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.

    подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы, уважаемые знатоки, будет компетентное жюри.(Представление членов жюри) Представляю членов жюри: учительница начальных классов Мингалимова Р.Ш., Камалова Г.И.

    Разрешается вращать барабан капитанам команд по очереди.

Итак, начнем игру!

    Игра по заданиям

(Гонг. Вращается стрелка)

Ведущий.

Внимание! Уважаемые знатоки! Вам выпал сектор 1 «Зеленая аптека»

(Открывается конверт под сектором 1, на котором изображен медведь.)

    Мудрый Медведь, хозяин лесов, предлагает вам в своем письме несколько вопросов под названием «зеленая аптека». Каждая команда получает по 2 вопроса. На подготовку ответов дается 1 минута.

    команда

    Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист

подорожника.)

    Какие лекарственные травы помогут тебе избавиться от кашля? (Календула, мать-и-мачеха, шалфей, душица, сосновые почки..)

    Лист какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах, насекомых? (Лист подорожника)

    «Жгучая крапива родится, да в щах пригодится» Почему так говорят в народе? Объясните (Крапива богата витаминами А,С,К)

    Весной организм человека истощается. Ему не хватит витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы? (Чай из шиповника, мяты, крапивы, листьев смородины, земляники)

    Ты простудился. Какие лекарственные растения тебе помогут быстрее избавиться от простуды? (Лук, чеснок, лимон, малина, алоэ, ромашка)

РАУНД 2

Сектор 2. « Лесные ягоды»

Ведущий Попугай Кеша предлагает вам свои веселые загадки о лесных друзьях Каждой команде по 3 загадки, на обсуждение этого задания дается 1 минута. Отгадайте загадки, напишите отгадку. Команда!

    Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел) 2.Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

3.На горе шумит, а под горой молчит. (Лес)

Команда 2

    Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавли)

    За деревьями, кустами,

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

    Что не сеяно родится? (трава)

Команда 3 1.Озорной мальчишка В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

    В воде родилась, а в ней мало бывает. (лягушка)

    Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает, (дерево)

РАУНД 3

Сектор 3 « Отгадай по описанию»

Ведущий забавный пес Барбос прислал для вас, уважаемые знатоки, интересное задание. Оно называется «Отгадай по описанию.» Каждой команде предлагается по 2 текста - описание животного и растения. Догадайтесь по описанию, о ком идет речь? На подготовку ответа дается

Команда 1

1 .Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляют пеньки. Являются водными животными хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег высокий, они живут прямо в норах. А там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши или

хатки. Выход из домика или норы находился под водой, они строят плотину. Как называется этот зверь? (Бобр)

2.Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе.

Команда 2

    Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро «с жиров». Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру- уснул, не закрыв глаза, (заяц) с

    Сегодня полянка золотисто - желтая от цветов, завтра бело­пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с

«головок» слетают легкие пушинки, (одуванчик)

Команда 3

    Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых - просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри - настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого «города»? (Муравьи)

    Верхняя сторона листьев этого растения -холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - теплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок? (мать -и -мачеха)

РАУНД 4

Сектор 4«Звуковая пауза»

Ведущий В игру со знатоками вступает Поросюшка Дуня, которая прислала нам звуковое письмо с заданиями."

    Внимание, знатоки! Возьмите лист бумаги и ручки. Сейчас вы услышите голоса различных животных, живущих вместе с Дуней на ферме в деревне. Ваша задача - услышать и записать как можно больше названий животных, голоса которых вам знакомы.

РАУНД 5

Сектор 5 «Экологические задачи»

Ведущий

В этом секторе в борьбу с игроками вступает царь зверей -Лев. Он предлагает командам знатаков обсудить и решить экологические задачи. На решение одной задачи 2 минуты.

Команда1

    Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, -предложил Алик. - Зачем здесь? Идемте вот под то дерево, там уютнее,- возразили девочки.

Мальчишки пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.

Команда 2

* Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который появился после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть её и положить в рюкзак.

Чего ты носишься с этой банкой,- услышал он.- Брось её в воду.- и дело с концом.

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки, Объясните.

Команда 3

    Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нем находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.

Подумайте, что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно. Объясните

РАУНД 6

Сектор 6 Конкурс капитанов

Ведущий

«Петушки распетушились, но подраться не решились! В секторе 6 соревнуются в знаниях три капитана- три Петушка.

Капитанам, надевают маски - шапочки.

    Капитаны бьются в блицтурнире «Вопрос-ответ» Кто из петушков даст больше верных ответов?

Вопросы для капитана команды 1

    У каких деревьев осенью листья красного цветов? (Клен, рябина, осина)

    Какая птица не вьют гнезда инее высиживает птенцов? (Кукушка)

    какой осенний месяц следует за августом? (сентябрь)

    Сколько ног у паука? (Восемь) .

    Умываются ли звери? (да)

    Какие грибы получили название тех деревьев, под которыми растут?(подосиновик, подберезовик)

    Какое ядовитое растение ты знаешь?(вороний глаз, вех, белена)

Вопросы для капитана команды 2

    Какие ягоды есть полезно? (земляника, смородина)

    Назови любое хищное животное. (Волк)

    Кто на себе свой дом носит?

    У какого растения семена напоминают парашюты? (парашюты)

    Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушка)

    У каких деревьев вместо листьев иголки?(ель,сосна, кедр, пихта, лиственница)

    Почему яркую божью коровку птицы Не клюют?(едкая житкость) Вопросы для капитана команды 3

    Назови всеядное животное.(Медведь)

    Какой цветок с весной появляется из-под снега? (подснежник)

    Назови любое лекарственное растение.

    Какие ягоды мы собираем в лесу?(земляника, черника)

    Назови любое насекомое.

    Назови животные леса, у которого рога.(Лось, олень, лань)

    Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свои листья? (лиственница)

РАУНД 7

Сектор 7 «Край родной»

Ведущий

Свои вопросы о родном крае для знатаков прислала в письме рыжая Лисица. Каждая команда получает по 2 вопроса. На обдумывание - 1 минута.

Команда 1

    Назовите древесные грибы, которые растут на деревьях в нашем лесу, (гриб чага, березовый кап, гриб трутовик)

    Кого называют хозяином тайги? (Медведь)

Команда 2

1 .Это животное обитает в наших лесах, а в народе его называют «мягкое золото». Кто это? (Росомаха)

    Каким грибом лечится лось? (мухомором)

Команда 3

    Смола каких деревьев обладает лекарственными свойствами? (Лиственницы и кедра)

    Каких змей можно встретить в наших краях? (Уж,гадюка)

РАУНД 8

Сектор 8 «черный ящик»

Ведущий. Внести черный ящик! Что же в нем? Откроем. Это запасливая белочка для вас приготовила задания. Сейчас из каждой команды выходит сюда по 1-ому игрока. С закрытыми глазами вы должны узнать овощи и фрукты, назвать их. Итак выходим по очереди.

РАУНД 9

Сектор 9 «Загадочные кроссворды»

Ведущий

Умный слоненок приготовил для вас кроссворды. Рассмотрите их. Ключевое слово «Природа» поможет вам разгадать кроссворд. Читайте загадки по порядку и вписывайте отгадки в клеточки по буквам.

    Нарушает тишину гомон, щебетание.

Это встретили весну гости наши ранние. (Птицы)

    У какой кисочки на ушах кисточки? (рысь)

    Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет, (лиса)

    В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца, (крот)

    Днем спит, ночью летает И прохожих пугает, (сова)

    Все время стучит

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит, (дятел)

    И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберется в куст- и спит, Кочерыжку съест- и сыт. (заяц)

Команда 2

    Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днем он забияка,

Поутру- часы, (петух)

    Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом- Тут как тут! (снегирь)

    У кого глаза на рогах, а дом на спине, (улитка)

    Непоседа пестрая, ^

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

    Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? (волк)

    Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)

    Сядет, хвостик распушит, ^ *.

Быстро шишку шелушит. Спрыгнет вниз, сорвет грибок- Заготавливает впрок. (белка)

Команда 3

1. Уродилась я на славу,

Г олова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня в них ищи. (капуста)

    Весной веселит.

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

    Сидит-зеленеет,

Падает-желтеет,

Лежит» чернеет. (Лист)

    Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги.(подорожник)

    Эх, звоночки, синий цвет,

С языком, а звону нет! (Колокольчик)

    Он желтым цветом распускается,

А отцветет- сдувается, (Одуванчик)

    Стоят в поле сестрички-

Желтые глазки, белые реснички, (ромашки)

РАУНД 10

Сектор 10 «Занимательные задачи»

Ведущий Веселая компания прислала вам на обсуждение, уважаемые знатоки, занимательные задачи.

Команда 1

1 .Что помогает змее охотиться даже ночью?

Ответ:

У змей имеются особые приспособления - ямки за глазами, улавливающие тепло тела деяких животных и помогающие им охотиться даже ночью.

Команда 2

    Почему пауки считаются хищниками?

Ответ:

Они плетут паутину и ждут, когда в неё залетит жертва-м\"ха, комар,- а

затем съедают её.

Команда 3

1. Для чего люди ловят змей? И что за странная профессия?

Ответ:

Есть такая необычная, «странная» профессия- змеелов. Змееловы ловят ядовитых змей, из яда которых фармацевты изготавливают лекарства. Работа змеелова очень опасна, но лекарства, получаемые из яда, нужны

Ведущий Н аша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями своих удивительных друзей. Молодцы! Жюри подводит окончательные итоги, и мы узнаем победителей сегодняшней игры «Что? Где? Когда?

Слово представляется жюри. Награждаются победители.





error: Контент защищен !!