Признаки и способы нанесения патины на медные монеты. Доступные способы самостоятельного наведения патины на монеты после чистки Правила и методы патинирования

Патинирование монет - это быстрый и эффективный способ придать им старинный вид. Способов нанесения темного налета много, выбирать их нужно в зависимости от типа металла и желаемого оттенка. Чаще всего процедуре подвергаются медные поверхности, но иногда состаривают монеты из никеля, бронзы и даже серебра.

Слово «патина» относится к терминам итальянского языка. Впервые о ней узнали после проведенного химического опыта, реакцией которого стала трансформация поверхности монеты. На серебряном или медном сплаве темный налет смотрится красиво, а вот на алюминии представляет собой мутную пленку, из-за чего подобные экземпляры теряют в цене.

Важным условием патины является полное покрытие металла, т.к. отдельные пятна не добавят очарования монете. Поэтому неравномерное покрытие убирают и наносят его искусственным путем. Но, если оксидная плена проникла глубоко в сплав, трогать ее не рекомендуется. Такие изделия после очистки превратятся в тонкие пластины с бесформенными рытвинами вместо рисунка.

Патинирование монет проводят по нескольким причинам:

  • экземпляр был куплен или найден в плохом состоянии, со следами коррозии, нуждающихся в очистке. Внешний вид откопанных денежных образцов во многом зависит от местности, в которой ее отыскали и качества грунта;
  • увеличение стоимости. Древние монеты с благородным коричневым налетом ценятся гораздо дороже экземпляров с зелеными пятнами на поверхности;
  • неосведомленность в истинной ценности монеты с естественными следами окисления и желание придать ей блеск приводит к потере изделия своей значимости. Чаще всего патина стирается или же монету бросают в кислоту, после чего ее окрас становится желто-оранжевым.

Патинирование проводится путем химической реакцией, в процессе которой образуется пленка или налет. Многолетняя практика показала, какие существуют способы нанесение патины и как выполнить процедуру в домашних условиях. В процессе нужно соблюдать пропорции веществ иначе можно навсегда потерять редкую монету.

Правила и методы патинирования

Ни для кого не секрет, что металлы под воздействием воздуха и воды со временем окисляются. Но происходит это у различных сплавов по-разному. Если сталь или железо в результате такого воздействия разрушаются, то медь покрывается темной защитной пленкой. Именно такой слой придает особый шик старинным вещам, свидетельствуя об их подлинности.

Часто в желании убрать с монеты загрязнения ее подвергают механической обработке, в результате которой происходи и снятие патины. Вернуть после этого благородный знак отличия вполне реально. Зачастую искусственное патинирование медных монет оправдано с эстетической точки зрения, поскольку помогает скрыть результаты их очистки.

Необходимые инструменты

В зависимости от выбранного метода нанесения патины необходимо подготовить инструментов и материалы. Минимальный набор включает в себя:

  • стеклянную или пластиковую емкость;
  • выбранный химический реактив;
  • мерный стакан;
  • палочки для размешивания;
  • синтетическую кисточку;
  • жидкость для обезжиривания;
  • резиновые перчатки;
  • респиратор;
  • мыло;
  • губку;
  • ненужные чистые тряпки;
  • ватный диски.

Когда все это будет собрано, можно приступать к проведению эксперимента.

Процесс нанесения патины

Конечно, наличие «родного» слоя окислов намного предпочтительней, ведь он не только говорит о ценности экземпляра, но и надежно предохраняет монету от порчи. Если есть возможность сохранить природный налет, то лучше его не трогать. Когда же без искусственного состаривания не обойтись, патину наносят самостоятельно. Патинирования обычно проводят одним из и следующих методов:

  • окунают монеты в подготовленный раствор;
  • помещают денежный образец в парогазовую среду;
  • наносят состав на поверхность кисточкой.

Качество конечного результата напрямую зависит от метода получения патины и от того, насколько хорошо была подготовлена монета.

Первым делом монеты очищают от жира и окислов. Делают это ватным диском, смоченным в уайт-спирите или бензине. Эти жидкости хорошо убирают жирные следы, мешающие процессу окисления и возникновения реакции патинирующего раствора с медью. Также необходимо обязательно надеть перчатки, т.к. на оставленных следах от пальцев патина ляжет неровно.

Особенности и способы патинирования монет в домашних условиях

В зависимости от металла, существует достаточно большое количество методов нанесения на монету патины. Все они выполнимы и не требуют знаний древних алхимиков и специальной лаборатории. Большинство видов патины наводится простыми способами, но не стоит ожидать от нее сверхэффекта. Дефекты монеты, такие как дыры, рытвины, забоины, подтеки, образовавшийся слой не скроет, а только изменит их окраску.

Чем качественней будет выполнено патинирование, тем ценней станет монета. Опытные коллекционеры знают, что искусственный налет не добавляет финансовой значимости изделиям. Но патина, наведенная по всем правилам, ничем не отличается от естественной. Монета приобретает благородный раритетный вид в глазах потенциальных покупателей. Универсального метода окисления не существует и наиболее подходящий из всех подбирается только экспериментальным путем.

Патинирование медных монет

Патинирование медной монеты выполняют серной кислотой. Средство наносится на металл, и буквально в течение нескольких секунд она темнеет. После процедуры изделие обязательно промывают с мылом, чтобы окислительные процессы не продолжались. Получившаяся от серной мази патина имеет достаточно насыщенный черный цвет, но она неустойчива. Если потереть поверхность тканью, налет сотрется, поэтому данным методом стоит пользоваться в крайнем случае.

Патинирование медных монет нашатырным спиртом проводят в хорошо проветриваемом помещении, т.к. пары вещества довольно едкие. Обрабатываемую монету окисляют в закрытой банке или контейнере. Для этого ее помещают в емкость с нашатырем так, чтобы она контактировала только с его испарениями, а не с жидкостью. Емкость плотно закрывают и выжидают 15-30 секунд. Если же монету оставить на долгий срок, то ее можно испортить. Патина не станет темнее, а на изделии появятся очаги коррозии.

Справиться с задачей обработки монеты нашатырными испарениями проще на словах, чем на деле. Ее либо подвешивают, либо кладут на ватный диск внутри банки. Это позволит ей покрываться патиной равномерно с двух сторон. Спирт наливают в самом конце, после проведения подготовительных манипуляций. Затем плотно закрывают емкость крышкой.

Пары нашатырного спирта способны за несколько минут покрыть монету ровным слоем патины приятного коричневого цвета. Блеск устраняется, и изделие приобретает красивый раритетный вид.


Патинирование монет марганцовкой и медным купоросом дает быстрый результат и налет коричневого оттенка. Посуду для работы берут ненужную, т.к. после патинирования она вряд ли отмоется и ее придется выбросить. Для приготовления раствора берут 200 мл дистиллированной воды и по одному грамму порошков. Все тщательно перемешивают, доводят на плите до кипения и в получившийся состав опускают монету на 1-2 минуты.

Чем дольше монета находится в растворе, тем патина более темного цвета получится. Через 10 минут изделие приобретет почти черный цвет. Это нужно учитывать при достижении желаемого оттенка оксидной пленки.

Патинирование серебряных монет

Придать серебряным монетам темный цвет довольно просто. Для этого понадобится аммиак или нашатырный спирт. Изделие на 20-30 минут помещают в морозильную камеру. После этого ее достают, берут пинцетом за один край и подносят к открытому флакону нашатыря. Она буквально сразу начинает реагировать на пары нашатыря и покрывается серым налетом патины. Процедуру прекращаю тогда, когда серебро приобретет нужный оттенок.

Есть еще один способ патинирования серебряных монет - вареными яйцами. Их отваривают до крутого состояния, разрезают пополам и кладут в емкость с достаточно узким горлышком. Туда же отправляют и монету. Яйцо начинает выделять сероводород, из-за чего монета покрывается серой пленкой. Этот способ хорош тем, что с его помощью достигается наиболее равномерное покрытие.

Нюансы патинирования монет естественным образом

Нанести на монету патину можно и без использования вышеописанных материалов. Существует способ патинирования бронзы естественным путем. Для этого изделия выносят на солнце и оставляют их там на довольно длительное время. В течение 1-2 лет нужно следить, чтобы монета все время подвергалась воздействию солнечных лучей. Конечно, быстрым такой процесс трудно назвать, но его плюс в том, что медь приобретет природный состаренный вид. «Солнечную» патину будет сложно отличить от природного слоя окислов.

В домашних условиях можно попробовать навести темный налет деревом. Некоторые породы дерева выделяют танины, способствующие получению «кабинетной» патины.

Если в патинировании монет нет никакого опыта и даже четкого представления, как этот процесс происходит, лучше отказаться от затеи или предоставить сделать это специалисту.

Защитная пленка на металле называется патиной. Патинирование монет придает им вид старины. Можно сказать, что это искусственное старение. Зачастую патинирование применяется после чистки монет, так как родная защитная пленка может повредиться или совсем уничтожиться. Как нанести патину на медную монету в домашних условиях, и что для этого нужно?

Способы патинирования

Для того чтобы придать эстетический вид монетам, повысить цену при продаже, используют несколько способов нанесения патины.

Монета до и после нанесения патины

Патинирование медных монет можно осуществлять дома с помощью:

  • нашатырного спирта;
  • серной мази;
  • марганца и медного купороса;
  • гипосульфита натрия;
  • газовой плиты;
  • аммиака.

1) Если вы хотите придать медной монете приятный коричневый цвет, для патинирования можно использовать нашатырь. Для этого поместите монету в закрытую емкость с паром спирта, при этом монета не должны касаться жидкости. Для этого монету подвесьте или поместить так, чтобы все ее стороны могли покрыться ровной пленкой. Закрытый контейнер нагревать нельзя, так как может образоваться конденсат, что приведет к неровному патинированию. На пару монету оставляйте всего на несколько минут, не передерживайте.

2) Для того чтобы придать монетам темно-коричневый цвет, нанесите на нее серную мазь, тщательно втирая. Но делайте это под водой. Когда монета начнет немного темнеть, вынимайте ее из воды. Хорошо высушите салфеткой, так как если не убрать все серную мазь, то монета может почернеть. После всех процедур оставьте ее на два дня в покое, после чего отполируйте вазелиновым маслом.

3) Нанесение патины на медные монеты с помощью марганца или медного купороса является хорошим способом, чтобы получить светлый или темный коричневый цвет. Для этого сделайте раствор из половины литра воды, трех грамм марганца, 30 грамм купороса. Нагрейте его до 90 градусов, положите в раствор монеты минут на пять, но через каждую минуту переворачивайте их на другой бок. Выньте, посмотрите цвет, если бледноватый, положите еще. После того как вы добились нужного оттенка, тщательно протрите монету пальцами.

4) Для получения бронзового цвета используйте гипосульфит натрия. Опустите в него монету на несколько секунд и хорошо протрите салфеткой.

5) Медную монету можно нагреть на газу. Держите монету с помощью зажима и разогревайте ее до золотистого цвета, после чего смажьте детским кремом с помощью пальцев. Монета покроется светло-коричневой пленкой.

6) Еще один способ получить светло-коричневую патину более сложный. Для этого понадобится нейтрализатор ржавчины и кусочки меди. Ждем, пока цвет меди станет синевато-зеленым, после чего вытаскиваем ее из нейтрализатора и кладем в туда монеты. Промойте монету водой и нанесите серную мазь.

7) Можно патинировать монету с помощью аммиака. Для этого возьмите емкость, налейте на дно аммиак. Поставьте стакан или рюмку, положите сверху ватный диск, на него - монету. Монета не должна касаться аммиака, она патинируется на парах. Емкость обязательно закрывайте. Через пятнадцать минут переверните монету на другую сторону.

Для того чтобы правильно наносить патину, нужна сноровка. После нескольких попыток вы уже будете знать, как добиться нужного эффекта. Патинированные монеты стоят дешевле, чем изделия с «родной» защитной пленкой, поэтому патинируйте монеты, только после того, как ее пленка уничтожена или повреждена.

Как распознать патинированную монету?

Искусственную патину можно распознать если:

  • неровно ложился цвет;
  • пленка нанесена поверх царапин и повреждений;
  • оттенки получились неестественные;
  • патина не окрасила изделие в углублениях;
  • окраска поверхностная.

С помощью патинирования медные монеты снова приобретут вид старинных монет различных оттенков.

Патина – это налет на поверхности монеты, который образуется в результате реакции металла с внешней средой. Патина на старинной монете подчеркивает ее древнее происхождение, делает монету более естественной и чаще всего поднимает в цене. По поводу увеличения ценности – здесь не так все однозначно и необходимо каждый случай рассматривать отдельно. В некоторых случаях патина наоборот может значительно снизить цену на монету. Конечно же, речь в данном случае идет о натуральной патине.

Патина является естественным процессом окисления металла. Этот процесс чем-то схож с появлением ржавчины на железе. Но в данном сравнении есть небольшой нюанс. Натуральная патина на монете может образовываться в течение длительного времени, десятилетия, зачастую столетия. Подобное окисление не только гарантирует подлинность монеты, но и предотвращает металл от полного разрушения коррозией. Кроме того, патина говорит о том, что с монетой не производили механических действий, не чистили ее, не реставрировали рельеф, она сохранилась именно в первозданном виде.

В общем, цвет патины зависит от многих факторов, в том числе от толщины окисления и от времени, когда патина начала образовываться. Монеты, изготовленные из одного металла, могут покрываться пленкой по-разному. Также цвет и оттенок может завесить от того, часто ли монета находилась в незащищенных руках, каким способом она чеканилась, как хранилась, имела ли соприкосновение с соленой водой, пережила ли воздействие повышенной температуры (например, пожар) и многое другое. Существует несколько разновидностей патины: рыхлая или «дикая», радужная, переливчатая, «пулевая».

Цвет патины

На медных монетах может сильно варьироваться. Черная или темно-коричневая – это реакция на оксид меди. Патина зеленых и голубых оттенков вызвана сульфидами или сульфатами меди. Мучнистые зеленые или зелено-голубые пятна на монете – это так называемая «бронзовая болезнь». В этом случае в состав патины входит соляная кислота. Такое окисление может со временем полностью уничтожить плоскость монеты. Кроме того, «бронзовая болезнь» может перекинуться и на другие монеты, поэтому хранить такие экземпляры следует отдельно.

Древние монеты из бронзы могут иметь красивую патину песчаного или светло-коричневого цвета. Такой налет появляется из-за крупинок соли кремниевой кислоты, содержащийся в почве, богатой песком или непосредственно в песке.

Никелевые монеты патине подвергаются незначительно. Цвет налета на никеле светло-серый, иногда светло-голубой или даже слегка золотистый.

Существует также термин «кабинетная патина», который получил распространение главным образом в России. «Кабинет» в дореволюционной России – это специальный деревянный шкафчик для хранения монет. Испарения древесины и различных лаков провоцировали образование патины на предметах коллекционирования.

Консервация монет ничем не отличается от консервации любых предметов из меди и её сплавов. Хотя такие находки и относятся к «массовому археологическому материалу», но это не даёт повода обращаться с ними, как попало.

Что скрывается под словом «консервация»? Консервационные меры обеспечивают сохранение материального наличия памятника и предотвращают дальнейшие утраты оригинала. Консервация направлена лишь на сохранение чистой субстанции, не обращая при этом внимания на эстетические улучшения. Многие считают, что консервацией монет – это всего лишь нанесение покрытия. Это далеко не так. К консервации относятся различные консервационные работы, проводимые непосредственно на объекте. Например – расчистка и закрепление оригинальной поверхности, а так же превентивные меры сохранения. Например, оптимизация климатических условий, правильная упаковка, презентация и хранение.

Прежде, чем рассказать о консервационных мерах, хотелось бы ещё раз напомнить о таком понятии, как оригинальная поверхность. Такого термина в нумизматике и общей практике нет, но существует понятие - патина. К сожалению, это слишком общее определение оксидной плёнки, зачастую не дающее никакого представления о состоянии монеты, а значит и выборе правильных методов консервации. Хотя и принято разделять патину на «благородную» и «не благородную», но частенько именно это утверждение приводит к тому, что сохранившаяся оригинальная поверхность и её детали удаляются, руководясь устаревшими эстетическими понятиями.

Что представляет собой оригинальная поверхность? Изначальная металлическая поверхность монеты в процессе коррозии замещается солями металла. Из-за того, что это преобразование происходит очень медленно, такой слой передаёт нюансы изначальной поверхности. Но, к сожалению, продукты коррозии и частички почвы не редко накрывают детали рельефа и искажают форму. Оригинальная поверхность не только является носителем рельефа, но и даёт нам хороший ориентир при расчистке монеты. Это своего рода граница, за пределы которой нам нельзя заступать (за исключением редких случаев). Всё что находится выше оригинальной поверхности можно назвать загрязнениями, всё что находится ниже – является оригиналом.

На снимке представлен срез монеты, сделанный при помощи электронного микроскопа. Хорошо прослеживается граница между оригинальной поверхностью и отложениями (загрязнениями) на поверхности. Под оригинальной поверхностью находится слой, состоящий из продуктов коррозии.

Часто, прежде чем монета попадёт на стол реставратора, проходит довольно много времени. В этом промежутке, монеты в плохой сохранности могут получить значительные необратимые повреждения. Главным образом здесь задействовано несколько факторов, одним из которых является неправильное обращение с нестабильной патиной.

В общих словах на эту тему можно сказать следующее:

1. После извлечения монеты из почвы - не трите и не старайтесь очистить находку, чтобы разглядеть её лучше. Обращаться с находкой нужно предельно осторожно.

2. Постарайтесь сразу определить состояние патины и в случае обнаружения повреждений (пористая структура, трещины и сколы, шишки и наросты, отсутствующие фрагменты поверхности и т.п.) в плотном слое патины обязательно обверните объект во влажную смоченную дистиллированной водой салфетку (или просто влажную землю) и положите в плотно закрывающуюся коробочку. Таким образом, мы предотвращаем высыхание патины. Помимо этого, минимируется риск физических повреждений патины вызванных вибрацией и сотрясением.

3. Постарайтесь сократить срок до минимума между извлечением находки и началом обессоливания (промывки). Долго находка не должна находиться во влажной салфетки, иначе существует риск последующей коррозии. В особенности это относится к предметам, которые имеют активные очаги бронзовой болезни.

4. Производите предварительную расчистку (промывку от земли) только в том случае, если патина стабильна.

5. Для всех находок имеющих повреждённую патину (не важно, отслаивается она или нет) обязателен процесс промывки солей. Но надо учесть, что длительная промывка негативно сказывается на состоянии патины. Важно: оптимально определить время промывки. Обычно у находок имеющих тонкий слой патины этот срок не превышает двое суток. Если состояние патины позволяет, то рекомендуется удалить свободно лежащие загрязнения мягкой кисточкой и дистиллированной водой. Если существует вероятность отслаивания патины, то ни о какой предварительной расчистки и не может идти речи.

Хочу остановиться на промывке дистиллированной водой. Цель промывки – не размягчение окислов и остатков почвы, а удаление растворимых солей находящихся в капиллярной системе патины. Для этого подойдет любая пластиковая коробка с плотно закрывающейся крышкой. Крышка не только предотвращает испарения воды, но и препятствует поступлению газов и солей из воздуха. Емкость должна быть полностью заполнена водой, в противном случае существует риск поступления вредных веществ из воздушной прослойки. Монеты должны находиться как можно ближе к поверхности воды. Для этого можно использовать пластиковое ситечко. По ходу обессоливания, необходимо хотя бы раз перевернуть монеты, так процесс выхода солей с нижней стороны монеты идёт намного быстрее. Делать это надо не руками, а пинцетом. В воду пальцами лазить нельзя.


:!: Важно: нельзя недооценивать разрушительную способность дистиллированной воды. Дистиллированная вода является наилучшим растворителем солей, в том числе и тех, из которых состоит патина. Чрезмерное пребывание монет в дистиллированной воде может привести к необратимым разрушениям. :!:

Сколько точно монеты должны находиться в промывке, можно определить только опытным путём, измеряя концентрацию солей солиметром или же определяя их количество и качество другими способами. Как правило, слой загрязнений, в том числе и окислов на поверхности монеты не превышает нескольких миллиметров. В связи с этим, процесс выхода солей идёт относительно быстро и занимает от 24 часов до нескольких дней.

Для улучшения результата, по истечению срока промывки, необходимо достать пинцетом монету и обернуть в мокрую, смоченную дистиллированной водой салфетку (чистую, без добавок парфюмерии или же масел). Чуть прижать кисточкой размоченную целлюлозу к монете, так что бы она полностью контактировала с поверхностью. Можно использовать и туалетную бумагу, но не отбеленную хлором. После этого необходимо поместить обёрнутые целлюлозой монеты на решеточку в сухое место. Нужно обязательно дождаться, чтобы поверхность компресса полностью высохла и лишь затем аккуратно снять его. При высыхании, происходит миграция солей из капиллярной системы в компрессный материал.

Промывка солей обязательна для всех монет, кроме тех, которые имеют плотную, не повреждённую патину.


Находки, имеющие благородную патину, достаточно просто ополоснуть дистиллированной водой.

Определение сохранности монет

В идеальном случае, металлическая поверхность монеты или вся монета в процессе коррозии преобразуется в минерал, при этом форма объекта не изменяется. Происходит лишь замещение одного материала другим. Так, поверхность медной монеты замещается новой, например, малахитовой поверхностью. Образование такой патины можно назвать псевдоморфозой. Возникновение благородной патины напрямую зависит от окружающей среды.

В зависимости от образующегося минерала, цвет поверхности монеты может сильно варьировать.

Вот несколько примеров такой патины:


Патина, имеющая ровную однотонную окраску, больше всего предпочитается коллекционерами. Но, далеко не все монеты имеют такую оригинальную поверхность. Во многих случаях, процесс преобразования металла в определённый минерал происходит не равномерно. В связи с этим, монета приобретает неоднородный оттенок. Такая патина на первый взгляд выглядит не очень эстетично, но именно она является источником информации, а именно носителем рельефа.


Загрязнения и утраты

Если говорить о состоянии монеты, то можно выделить два главных подпункта. А именно, загрязнения скрывающие рельеф (оригинальную поверхность) и утраты. Как уже и говорилось, всё то, что находится поверх оригинальной поверхности, можно отнести к загрязнениям. Но не редко, сами загрязнения и являются источником информации. Так, например, в отложившихся на поверхности продуктах коррозии можно обнаружить остатки органических материалов, будь то старая растительность или остатки кошелька. Кроме этого, загрязнения могут рассказать нам о том, в каких условиях находилась монета в земле, насколько была загрязнена атмосфера в то или иное время, какие удобрения использовались на этой местности, или, где вообще найдена эта монета, а также дать ответы на многие другие вопросы.

Говоря о загрязнениях, то здесь следует отметить два вида: наслоения, образовавшиеся в процессе коррозии и почвенные наслоения. Как правило, оба вида загрязнений присутствуют одновременно.

Вот несколько примеров:


В некоторых случаях загрязнения покрывают толстой коркой всю поверхность монеты, при этом становится совершенно невозможно определить номинал, прочесть надписи или дату. Но всё же, под слоями из продуктов коррозии и почвенных наслоений всегда присутствует оригинальная поверхность несущая многочисленные детали рельефа.

На представленных ниже фотографиях хорошо видно, что под слоем загрязнений можно обнаружить оригинальную поверхность. Вопрос лишь в том, как правильно расчистить такую поверхность и раскрыть все сохранившиеся детали, но к этому мы вернёмся позже.


Разрушения и утраты

К необратимым разрушениям, которые практически не поддаются восстановлению можно отнести утраты оригинальной поверхности. В данном случае, происходит потеря части или всего рельефа монеты. Разрушение патины может произойти в результате механических повреждений, химического воздействия, в результате изменения внешних условий, перепадов температуры, влажности (когда могут начаться процессы перекристаллизации солей меди в коррозионном слое) или же вымывания водой несформировавшихся слоёв. Сюда же можно отнести разрушения, вызванные неправильным обращением с нестабильной патиной.


Несколько примеров монет, рельеф которых был почти полностью утрачен

Десять пфеннигов 1912 года. Оригинальная поверхность сохранилась фрагментарно. Под слоем тёмной патины находится ярко-красный рыхлый слой куприта. Мощность этого слоя относительно большая.

Общий вид монеты.


Обратная сторона монеты. Утраты.

Слово «патина» пришло из итальянского языка и означает плёнку на любой поверхности, образовавшуюся под воздействием окружающей среды. Таким образом, патина может быть и на металлических, и на предметах из любого другого материала (даже камня). Обычно она позволяет судить о подлинности старинного предмета, антиквариата. В данной статье рассматривается патина на монетах, которая бывает нескольких типов.

Монета с кабинетной патиной

Даже хранящаяся правильным образом монета никогда не защищена полностью от окисления металла. Но если отсутствует (или максимально ограничено) воздействие воздуха, а материал хранилища не обладает агрессивными свойствами, то слой окислов будет ложиться аккуратно и медленно. Такую патину называют «благородной» или «кабинетной» . Второе понятие используется среди российских коллекционеров и пришло из прошлых веков, когда коллекции хранились в мюнцкабинетах – специальных деревянных шкафчиках с выдвигающимися лотками. Дерево, бархат и лак воздействовали на металл, приводя к образованию красивого, но достаточно толстого налёта. В других странах иногда употребляется термин «кабинетный износ», означающий не бывшие в обращении монеты, но хранившиеся неправильным образом. Действительно, выбор отделки мюнцкабинета зависел не от желания обезопасить монеты, а от желания создать красивую оболочку коллекции.

Если монета пролежала в земле, или на воздухе, а возможно даже под водой или ещё в какой-либо неблагоприятной среде, то она тоже получает патину, однако такая патина скорее всего будет некрасивой. В данном случае применяют термин «окисление металла». Окислы могут настолько сильно воздействовать на металл, что приводят к образованию выемок, которые становятся видны после чистки. Пятна окислов лучше вовремя удалить, иначе монета может испортиться. В некоторых кладах находят даже монеты с полностью исчезнувшим металлом (кристаллизовавшиеся), то есть остаётся только патина в виде монеты.

Задачей коллекционера является обеспечение монетам такого способа хранения, при котором будет образовываться хорошая привлекательная патина, свидетельствующая о возрасте экспоната и защищающая его от дальнейшего воздействия окружающей среды. Отсутствие патины не украсит старинную монету, скорее даст усомниться в её подлинности, поэтому намеренно смывать патину категорически не рекомендуется. Не следует принимать за патину грязь, забившуюся в труднодоступные места. Настоящая патина обязательно покрывает ещё и часть поля монеты без рисунка, а не только углубления.

Виды натуральной патины


Благородная патина на монете из обращения

Тип и цвет патины зависит не только от условий хранения и металла, но даже от примесей, входящих в состав монеты. Например, даже незначительное содержание железа может привести к рыжеватому оттенку. Обычно именно окисление примесей приводит к образованию патины на драгоценных металлах. Например, золото вообще не подвержено заметному окислению, но его проба почти всегда не наивысшая, а значит в состав входит некоторый процент других металлов.

На золотых монетах могут образовываться точки или полосы от оранжевого до коричневого цвета, это результат окисления меди – основного компонента в сплавах высокой пробы (червонного золота). Наличие наплывов патины (а не полос или точек) свидетельствует о том, что она скорее всего искусственная.


Чёрная патина на серебре

Серебро вначале покрывается желтоватой патиной, затем малиновой, потом сине-зелёной, а в конечном счёте появляется чёрная или тёмно-серая патина. Всё это результат взаимодействия с серой в самых разных её проявлениях.

Больше всего вариантов патины на медных монетах. Оксид меди образует коричневый или чёрный цвет, сульфаты и сульфиды дают зелёный цвет. Зеленоватые рыхлые наплывы («бронзовая болезнь») – это результат появления хлорида меди, который очень быстро приводит к повреждению металла. При удалении таких пятен образуются выемки. Самой красивой патиной на меди является «малахитовая», образующаяся под действием углекислоты от контакта с воздухом. На поверхности монеты образуется тончайший слой из кристаллов малахита, имеющий сине-зелёный цвет.


Окислы, вызвавшие повреждение монеты

Современные монеты из медно-никелевых сплавов или нержавеющей стали слабо подвержены образованию налёта, цвет может варьироваться от серого до золотистого. Алюминий со временем тускнеет и покрывается сероватым налётом. Латунные монеты при контакте с воздухом темнеют уже через несколько месяцев, при правильном хранении этот процесс значительно замедляется. Некоторые экземпляры могут потерять цвет и стать почти белыми, а другие становятся коричневыми. Красноватый цвет латуни говорит о имевшем место воздействии химикатов.

В последнее время в России всё больше производится стальных монет с покрытием из цветного металла. В случае наличия малейшего, даже незаметного отверстия возникает контакт стали с воздухом или влажной средой, она ржавеет, а покрытие вспучивается. Такие монеты вряд ли когда-то похвастаются «благородной» патиной.

Виды патины на старинных монетах:

Пулевая патина. Красивый тонкий налёт в результате бережного хранения, изменяющийся от почти незаметного в центре к довольно тёмному по окружности. Часто отдельные участки имеют более тёмный цвет. Такой тип патины очень украшает монету и придаёт ей ценность.

Радужная патина. Представляет собой налёт, имеющий слегка отличающиеся цвета в разных частях монеты. В целом цвета должны быть схожими, и переходить плавно, без резких перепадов. Обычно это связано с неоднородным перемешиванием металлов сплава, особенно на старинных монетах. Технологии производства двухсотлетней давности далеко не всегда позволяли добиваться однородности металла, это помогает отличить оригиналы от подделок.

Переливчатая патина. Ровный налёт, который меняет цвет при изменении угла осмотра.


Монета с кладовой патиной

Образуется естественным путём при нахождении монеты длительное время под землёй в закрытой ёмкости. На медных монетах появляется очень толстый коричневый налёт, после удаления которого могут образоваться выемки. На серебряных монетах, как правило, появляется «роговое серебро» - выпуклые пятна из-за контакта с хлоридами, содержащимися в почве.

Песчаная патина. Образуется на медных монетах, долгое время пролежавших в песке. Имеет ровный желтовато-бежевый цвет.

Искусственная патина


Копия редкой монеты

Ценность патины для старинных монет приводит к её искусственному наведению. Такое может понадобиться в случае чистки, если монета приобрела неестественный для своего возраста блеск или цвет. Кроме этого, с помощью искусственной патины могут скрывать дефекты (царапины, выбоины, вмятины, «цветение металла»). Состаривание могут применять и при изготовлении копий редких монет, они почти во всех случаях легко распознаются по мелким деталям, даже при наличии красивого искусственного налёта.

Подкрашивание. Самый непрофессиональный способ, применяется при изготовлении дешёвых копий монет. Отличить можно по блеску (настоящая патина не блестит) или по заметному толстому слою тёмного вещества. Такая патина резко прерывается, а не плавно исчезает к центру. Новичка даже такой способ состаривания может запутать, но для нумизмата со стажем достаточно одного взгляда, чтобы узнать подделку.

Обжиг. Тоже недальновидный способ, поскольку слой гари отличить от патины сможет даже не совсем опытный коллекционер. Применяют паяльную лампу, нагрев на открытом огне газовой плиты, помещение в костёр и т.д.

Химические способы. Сводятся к созданию условий, при которых процесс старения ускоряется во много раз. Способов придумано множество, приведём только некоторые из них:
- на литр дистиллированной воды положить 80 г медного купороса и 5 г марганцевокислого калия, затем жидкость сильно нагреть (но не до кипения) и поместить монету на несколько минут;
- натереть монету серной мазью и смыть мыльным раствором с водой;
- погружение в серную кислоту, или другой раствор серы. Сера сильно воздействует на металл, вызывая быстрое окисление. Применяют даже серу, счищенную со спичек.

Народные методы. Здесь фантазия безгранична, но без выработки опыта скорее всего вместо состаривания получится просто испорченная монета. Монеты держат длительное время в неблагоприятной среде (тепло, влага, испарения, агрессивные жидкости), запекают внутри картофелины и т.д.

Определение искусственной патины:
- резкие перепады цвета, слишком сильное потемнение к краям или в труднодоступных местах;
- блеск патины (настоящая патина матовая и никогда не блестит);
- появление несвойственных металлу цветов (например красноватый цвет латуни) говорит о химическом воздействии;
- под ровным слоем патины обнаруживается царапина или выбоина;
- наличие патины только на высших точках рельефа.

Искусственная патина никогда не повышает ценность монеты, а в большинстве случаев только понижает её. У настоящей патины есть уникальный оттенок старины, который никогда не удастся повторить абсолютно точно. Исключение – способы ускорения естественных окислов, но для этого всё равно требуются годы.

Статью исправил и дополнил Admin, фотографии предоставлены пользователями сайта: Андрей_П, Монета100, 3715.





error: Контент защищен !!