Обозначение на карте местности рек и мостов. Картографические условные знаки. Учебное пособие: Картографические условные знаки и их функции

Условные обозначения карте или плане являются своего рода их азбукой, по которой их можно прочесть, узнать характер местности, наличие определенных объектов, оценить ландшафт. Как правило, условные знаки на карте передают общие черты с существующими в реальности географическими объектами. Умение расшифровывать картографические обозначения незаменимо при совершении туристических походов, особенно в далекую и незнакомую местность.

Все обозначенные на плане объекты можно измерить в масштабах карты, чтобы представлять их реальные размеры. Таким образом, условные знаки на топографической карте – это ее «легенда», их расшифровка с целью дальнейшего ориентирования на местности.Однородные предметы обозначаются одинаковым цветом или штрихом.

Все очертания объектов, расположенных на карте, по способу графического изображения, делятся на несколько видов:

  • Площадные
  • Линейные
  • Точечные

Первый вид составляют объекты, занимающие большую площадь на топографической карте, которые выражены областями, заключенными в границы в соответствии с масштабами карты. Это такие объекты, как озера, леса, болота, поля.

Линейные обозначения – это очертания в виде линий, их можно заметить в масштабах карты по длине объекта. Это реки, железные или автомобильные дороги, линии электропередач, просеки, ручьи и т.п.

Точечные очертания (внемасшатабные) обозначают предметы маленьких размеров, не способные выражаться в масштабах карты. Это могут быть как отдельные города так и деревья, колодцы, трубы и прочие мелкие единичные объекты.

Условные обозначения наносятся для того, чтобы иметь как можно более полное представление об указанной местности, но это не говорит о том, что идентифицированы абсолютно все малейшие детали реального отдельно взятого района или города. План указывает лишь те объекты, которые имеют большое значение для народного хозяйства, службы МЧС, а также военнослужащих.

Виды условных знаков на картах


Условные обозначения, используемые на картах военных

Чтобы опознавать знаки карты, нужно уметь их расшифровывать. Условные символы делятся на масштабные, внемасштабные и пояснительные.

  • Масштабные символы указывают на местные объекты, способные своими размерами выражаться в масштабах топографической карты. Их графическое обозначение проявляется в виде мелкого пунктира или тонкой линии. Область внутри границы заполняется условными значками, которые соответствуют наличию реальных объектов на этой местности. По масштабным знакам на карте или плане можно измерять площадь и размеры реального топографического объекта, а также его очертания.
  • Внемасштабные условные обозначения указывают на предметы, которые не могут быть отображены в масштабах плана, о размерах которых нельзя судить. Это какие-то отдельные строения, колодца, вышки, трубы, километровые столбы и прочее. Внемасштабные обозначения не указывают размеры объекта, расположенного на плане, поэтому сложно определить реальную ширину, длину трубы, элеватора или отдельно стоящего дерева. Целью внемасштабных обозначений является точное указание конкретного объекта, что всегда важно при ориентировании во время путешествия в незнакомой местности. Точное указание местоположения указанных объектов осуществляется главной точкой условного знака: это может быть центр или нижняя средняя точка фигуры, вершина прямого угла, нижний центр фигуры, ось условного обозначения.
  • Пояснительные знаки служат для раскрытия информации масштабных и внемасштабных обозначений. Они дают дополнительную характеристику объектам, расположенным на плане или карте, например, указание стрелками направления течения реки, обозначения породы леса специальными знаками, грузоподъемности моста, характер покрытия дорог, толщина и высота деревьев в лесу.

Кроме этого, топографические планы помещают на себе другие обозначения, служащие дополнительной характеристикой для некоторых указанных объектов:

  • Подписи

Некоторые подписи используются полностью, некоторые – в сокращенном виде. Полностью расшифровываются наименования населенных пунктов, названия рек, озер. Сокращенные подписи используются для указания более подробных характеристик некоторых объектов.

  • Цифровые условные обозначения

Применяются для обозначения ширины и длины рек, автомобильных и железных дорог, линий передач, высоты точек над уровнем моря, глубины бродов и т.д. Стандартное обозначение масштаба карты всегда одинаковое и зависит лишь от размера этого масштаба (например, 1:1000, 1:100, 1:25000 и т.д.).

Для того чтобы как можно проще ориентироваться по карте или плану, условные знаки обозначаются различными цветами. Чтобы отличать даже малейшие объекты, используется более двадцати различных оттенков, от интенсивно окрашенных областей до менее ярких. Чтобы карта легко читалась, внизу нее приводится таблица с расшифровкой цветовых обозначений. Так, обычно водные объекты обозначаются синим, голубым, бирюзовым цветом; лесные объекты зеленым; рельеф местности – коричневым; городские кварталы и малые населенные пункты – серо-оливковым; шоссе и автодороги – оранжевым; государственные границы – фиолетовым, нейтральная область – черным. Причем, кварталы с огнестойкими строениями и сооружениями обозначаются оранжевым цветом, а кварталы с неогнестойкими сооружениями и улучшенными грунтовыми дорогами – желтым цветом.


Единая система условных обозначений карт и планов местности имеет в своей основе следующие положения:

  • Каждый графический знак всегда соответствует какому-либо определенному типу или явлению.
  • У каждого знака существует свой четкий рисунок.
  • Если карта и план отличаются масштабом, объекты не будут различаться своим обозначением. Разница будет только в их размерах.
  • Рисунки реальных объектов местности обычно указывают на ассоциативную связь с ним, поэтому воспроизводят профиля или внешний вид этих объектов.

Для установления ассоциативной связи знака и объекта существует 10 типов формирования композиций:


Туризм и рекреация

И план, и карта являются такими способами изображения местности, которые позволяют охватить ее в целом и определить взаимное расположение ее частей. Ни словесное описание местности, ни рисунки, ни фотографии не могут дать столь точного представления о местности в целом, как план или карта.

Слово «карта» известно с древних времен и в переводе с латинского означает чертеж; его принято прилагать к понятию чертежа, изображающего земную поверхность. С течением времени содержание термина «карта» уточнялось, и теперь мы называем картой уменьшенное, обобщенное изображение на плоскости земной поверхности или ее частей. По содержанию карты бывают:

Люди долго искали самые простые, быстрые и эффективные способы транспортировки себя и своих товаров из одного места в другое. Железные дороги предоставили людям новый вариант для перевозки больших грузов на большие расстояния с более высокой скоростью.

Студенты могут лучше понять влияние и использование железной дороги, сравнив преимущества и недостатки железнодорожных перевозок в другие доступные в то время формы. Попросите их взять на себя роль дистрибьютора, который хочет отправить свои товары из одного места в другое. Попросите учащихся ответить на следующие вопросы для карт в коллекции по дате и региону, указанным в сценарии.

1. Общегеографические, которые обычно делят не две группы: то
пографические и обзорные - различающиеся между собой по степени
подробности и масштабу.

Топографическая карта - это общегеографическая карта крупного масштаба , которая отражает элементы природного и культурного ландшафта местности с наибольшей подробностью.

Какие виды транспорта доступны между местами, куда ваши товары должны путешествовать? Если цель состоит в том, чтобы товар прибыл как можно скорее, какой вариант транспортировки вы выберете? Имеет ли размер, количество или тип продукта, который вы отправляете, диктует, что один способ транспортировки лучше другого?

  • Какие маршруты совершают эти виды транспорта?
  • Каковы преимущества и недостатки каждого вида транспорта?
Информировать студентов о коррупции в железнодорожной отрасли. Если они хотят отправить товар, им может быть предъявлено обвинение в более высоких или более низких ставках , чем другие, в зависимости от размера их отгрузки, куда они перевозились, и других факторов.

Обзорные - общегеографические карты более мелкого масштаба с меньшим количеством подробностей, служащие для общей ориентировки.

2. Специальные, предметом содержания которых является не общая характеристика территории, а какой-либо элемент географического ландшафта (климат, почва и т.п.). Также могут быть учебные,морские, туристские и др. специальные карты. В последние годы большое распространение получили спортивные карты, которые относятся к разряду карт специального назначения и предназначены для соревнований по ориентированию.

Исторический анализ и интерпретация

Учащиеся могут научиться анализировать и интерпретировать карты, определяя, как земельные субсидии влияют на железные дороги. В свою очередь, железные дороги должны были перевозить товары для правительства по льготным тарифам . Чтобы увидеть примеры того, как эти земельные гранты формируют ландшафт, учащиеся могут искать коллекцию по гранту на землю и искать образцы земель, отдаваемых железным дорогам. Как эти земельные гранты влияли на модели развития железных дорог? И как железная дорога повлияла на урбанизацию?

Величина (степень) уменьшения местности на карте называется масштабом.

Масштаб каждой карты выражается чаще всего в виде дроби, у которой в числителе всегда стоит единица, а в знаменателе - число, которое показывает, во сколько раз уменьшено изображение местности на этой карте (1:100, 1:10000).

Кроме численного, масштаб может иметь и другие виды - словесный (натуральный) и линейный (графический).

Ищите доказательства поселения вдоль маршрутов поездов. В нижней части карты появится следующий текст:. Объяснения Полный городок содержит 36 секций, каждый из которых содержит 640 акров, более или менее, пронумерованных, как указано выше. Даже правильные или разделенные части принадлежат правительству. Обследованные поселки указаны таким образом.

Исторический выпуск-анализ и принятие решений

Когда железнодорожным компаниям необходимо было решить, где строить новые железнодорожные линии, было проанализировано много вопросов. Студенты могут читать из специальной презентации, а затем перечислять географические, экономические, политические и социальные факторы , влияющие на выбор маршрута для первой трансконтинентальной железной дороги. Кроме того, они могут обсуждать различные цели , которые люди стремились достичь с помощью трансконтинентальной железной дороги. Иуда вдохновил своих соинвесторов на обещания богатства и славы.

На карте нанесено много названий, напечатанных обычными словами, там есть цифры, линии и множество значков разных цветов , размеров и форм. Это топографические условные знаки, которыми обозначены на карте местные предметы.

Все топографические условные знаки можно разделить на четыре вида:

  1. линейные - это дороги, линии связи, линии электропередач, ручьи, реки и т.п. То есть это знаки таких местных предметов, которые сами по себе имеют форму длинных линий;
  2. фигурные - это знаки башен, мостов, церквей, паромов, электростанций, отдельных строений и т.п.;
  3. площадные - это знаки лесов, болот, населенных пунктов, пашен, лугов - то есть местных предметов, занимающих значительные площади поверхности земли. Площадные знаки состоят из двух элементов: контура и знака, заполняющего контур;
  4. пояснительные - это знаки характеристики леса, названия населенных пунктов, железнодорожных станций, рек, озер, гор и т.д., это ширина шоссе, длина, ширина и грузоподъемность мостов, глубина бродов на реках и тому подобное.

Почти все линейные и фигурные знаки являются внемасштабными, а площадные, как правило, точно соответствуют истинным размерам местных предметов. Знаки легче изучать и запоминать, знакомясь с ними по группам, которые образуются по типу местных предметов:

Исторические возможности исследования

Изучая лучший маршрут, правительство назначило военного министра Джефферсона Дэвиса для изучения возможных маршрутов в Тихий океан, в котором был выбран военный секретарь для этой задачи? Какие цели он мог иметь в виду? Изучение железнодорожных карт дает студентам возможность рассмотреть важность сохранения исторической записи и исследования создания и использования железнодорожных карт. Спросите учащихся о картах и ​​расписании поездов, которые они могли использовать в своей жизни. У них все еще есть эти предметы?

группа № 1 - дороги и дорожные сооружения;

группа № 2 - населенные пункты, строения;

группа № 3 - гидросеть (то есть вода на земле);

группа № 4 - растительность;

группа № 5 - рельеф;

группа № 6 - пояснительные и специальные туристские знаки.

Группа № 1. Дороги и дорожные сооружения

Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографических знаков.

Если ученики используют общественный транспорт в своей повседневной жизни , спросите, что они делают со своими старыми картами, когда маршруты изменены, и пересмотренные карты печатаются. Большинство учеников выбросят эти карты. С этой точки зрения, студенты могут обсудить, почему карты в этой коллекции были сохранены и представлены здесь. Например, в Нью-Йорке можно найти карты системы поездов города.

Действительно ли эти карты «более важны», чем карты, которые мы используем сегодня? Были ли они важнее для их пользователей, чем железнодорожные карты для тех, кто использует их сегодня? Студенты, вероятно, придут к выводу, что, среди прочего, количество карт, созданных факторами, в ценность каждой карты этого типа. Чтобы понять, когда печатные материалы стали менее ценными, учащиеся могут исследовать методы печати, чтобы увидеть, когда массовое производство карт стало более эффективным. Когда люди начали путешествовать поездом?

Все дороги можно разделить на три основных вида: железные дороги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грунтовые автомобильные дороги.

Шоссейными называются дороги, имеющие твердое искусственное покрытие - каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бетонное. Знак шоссе является внемасштабным. У каждого знака шоссейной дороги на карте дается дополнительный знак - буквенно-цифровая характеристика, состоящая из трех элементов: цифры,еще одной цифры в скобках и буквы. Первая цифра обозначает ширину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забетонированной или покрытой камнем части полотна шоссе), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах,

Как эти значения относятся к значениям карт? Для получения дополнительной информации об истории методов картографирования железных дорог студенты могут прочитать специальную презентацию. Карты могут использоваться в качестве отправных точек и иллюстраций для биографий и книжных отчетов. Они также могут использоваться в сочетании с литературой и песнями в упражнениях, в которых сочетание этих средств массовой информации повышает значение, которое должно быть получено от каждого.

Чтобы помочь в понимании истории железных дорог, студенты могут исследовать и писать биографию важного вкладчика на железные дороги и железнодорожные карты. Они могут просматривать коллекцию, чтобы найти нужные карты , а затем исследовать картографа. Они также могут прочитать специальную презентацию, чтобы найти имена других фигур в истории железных дорог.

Рис. 31. Шоссе

Рис. 32. Простая грунтовая дорога

Рис. 33. Проселочная дорога

то есть вместе с обочинами. Буквой обозначается материал, которым покрыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон - буква «Б», а если шоссе покрыто булыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К» (рис. 31). Следующий тип автомобильных дорог - грунтовые, земляные дороги, не имеющие искусственного покрытия. Все грунтовые дороги подразделяются на три вида: простые грунтовые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами) (рис. 32), проселочные дороги (рис. 33) и так называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно - УГД) (рис. 34). Улучшенная грунтовая дорога - это тоже дорога земляная, но имеющая слегка выпуклую форму для лучшего стока воды, кюветы по обочинам и гравийную или щебневую отсыпку, утрамбованную катком.

Их отчеты должны включать в себя то, как отдельные лица способствовали развитию железных дорог. Они также могут включать информацию о состоянии железнодорожного транспорта в течение этой индивидуальной жизни . Изображения человека, которого они выбрали для исследования, могут быть включены в другие коллекции американской памяти. через коллекции отпечатков и фотографий на индивидуальном имени для извлечения изображений.

В дополнение к картам этой коллекции с рассказами о путешествиях из Американской памяти учителя могут создавать активность, при которой одновременное использование текстовых и визуальных данных добавляет к пониманию каждого. На севере карта ограничена поселением Тегель и Тегелер-Зее, на юго-востоке - Шпрее и Кёпеником, а на юго-западе представлен город Потсдам. Вдоль железной дороги находится историческая обстановка поселений - Новалес, Тельтов, Зелендорф. Оранжевый цвет обозначает большой маршрут, который сначала спросил его величество. Желтый цвет обозначает второй осадок, который заложил Император.

  • Штеглица и Шенберга.
  • Эта карта посвящена веселому путешественнику.
Добро пожаловать в Рандонн Малин!

Рис. 34. Улучшенная грунтовая дорога

Рис. 37. Мост

На шоссейных и некоторых других крупных дорогах ставятся километровые столбы, которые тоже обозначаются на топографических картах . На старых топокартах знак километрового столба изображался фигурой в виде маленького квадратика на ножке (рис. 35а), теперь он изображается простым коротким штрихом (рис. 356).

Если вы новичок здесь, вы, вероятно, захотите прочитать мой путеводитель по выбору обуви для походов и моего списка выписок: Нажмите здесь, чтобы бесплатно скачать гиды! Благодарим вас за посещение и скоро увидимся! 😉. В городе легко заблудиться, а везде есть признаки. В походы это одно и то же, но хуже. Дело не в том, что маршрут отмечен, что невозможно потеряться. Многие могут свидетельствовать.

Знание вывесок и знание того, как читать знаки, с которыми вы сталкиваетесь во время походов, являются основой для хорошей ориентации и не теряются. Вы уверены, что можете сказать разницу между ними, и знаете ли вы, где их найти? И этого недостаточно, чтобы иметь возможность распознавать разметку, чтобы не потеряться.

Рис.35. Обозначения километровых столбов на шоссе

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами собой от постоянной ходьбы людей.

Маркировка основных маршрутов

Маркировка пешеходных маршрутов является сигнальной системой, позволяющей следить за путями отправления до прибытия. Есть еще сотни. Пешеходные маршруты, походы в страны и небольшие походы поддерживаются добровольными маркерами Французской федерации туризма. Разметка относительно согласована на французской территории - это не так для многих других путей.

Это маршруты с максимальной продолжительностью одного дня. . В Швейцарии это могут быть либо горизонтальные бело-красно-белые, либо желтые бриллианты. В Люксембурге и Италии они представляют собой прямоугольники или желтые круги. Крест иногда может указывать путь к следующему, а иногда и путь, которым не следует следовать.

Рис. 36. Железная дорога

Железные дороги раньше изображали двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся попеременно черными и белыми шашечками (рис. 36а). Сейчас знак представляет собой сплошную толстую черную линию. Два коротких штриха поперек знака железной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Если у поперечного штриха имеется еще короткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это значит, что дорога электрифицирована (рис. 366).

Различные типы разметки

Теперь вы знаете, нужно ли вам следовать маленькому красному кругу или желтому бриллианту, но где их найти? Маркировка производится разными способами в зависимости от пересеченной местности. Иногда у маркеров много воображения, так что им тоже. На некоторых походах есть признаки. Они могут быть в начале или в середине маршрута. В середине они чаще всего указывают направление, которым вы следуете, и где вы находитесь.

Это наиболее распространенные маркировки. Это курганы камней, которые возводятся туристами, чтобы указать путь к следующему или вершину вершины. Они очень полезны, как видно издалека. Они используются в основном там, где нет прослеживаемого пути и в местах, где маркировка сложна. Это часто бывает в скалах. Внимание, некоторые смешные иногда весело строить кэрнс в любом месте. Не слепо доверять им.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек внутри белого прямоугольника ставится на той стороне железной дороги, где расположено здание вокзала (пристанционное строение).

Мосты. На простых грунтовых дорогах , как правило, строят деревянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные). На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бывают металлическими, а через маленькие речки - бетонными. Топографические знаки мостов - это знаки фигурные и внемасштабные. Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки разрываются (рис. 37). де

рево (если мост бетонный, ставится буква

Рис. 38. Пешеходный мост

На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень маленькие - только для пешехода. Такие мостики (жители часто называют их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на берег. Топографический знак пешеходного моста очень прост (рис. 38).

Очень часто дороги пересекаются небольшими сухими овражками, лощинами, по которым ручьи текут только весной, когда тает снег. При строительстве дороги поперек оврага делается насыпь, под которой укладывается бетонная труба для стока воды. У таких труб есть свой топографический знак (рис. 39).


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48642. Расчет параметров состояния энергетических характеристик газотурбинного двигателя 1009 KB
Рассчитаны параметры состояния в характерных и нескольких промежуточных точках идеализированного цикла ГТД, определены изменения внутренней энергии, энтальпии, энтропии, теплоты, удельные работы процессов и за цикл...
48643. РАСЧЕТ ИДЕАЛЬНОГО ЦИКЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1.39 MB
КОРОЛЕВА Расчетно-пояснительная записка курсовой работе РАСЧЕТ ИДЕАЛЬНОГО ЦИКЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Вариант 19 В результате работы определены: параметры состояния рабочего тела в термодинамических процессах идеального цикла газотурбинного двигателя его энергетические показатели. Результаты расчетов характеристик идеального цикла ГТД представлены в графической форме. Содержание Расчёт состава рабочего тела цикла Расчет состава рабочего тела Расчет оптимального значения степени повышения давления...
48644. Расчет структуры полей диалектрического шара в вакууме 338.5 KB
Цель работы – расчет структуры полей диалектрического шара в вакууме, а также в волноводе для приведенных в задании параметров. Метод исследования – метод разделения переменных при интегрировании дифференциальных уравнений для получения аналитических выражений потенциалов и напряженностей полей с последующим построением на ЭВМ структуры этих полей.
48645. Створення поліграфічного комплексу 2.76 MB
До цього слід додати ще такі фактори як зменшення трудомісткості монтажу і демонтажу друкарських форм; регулювання суміщення форм з пульта дистанційного керування; застосування автоматизованих систем миття фарбових апаратів і циліндрів а також систеи сканування форм які дають змогу видавати інформацію про потребу у фарбі лдя програмування балансу фарби та води систем автоматичного регулювання зволожування та ін. Зенефельдером в 1796 відтвореного зображення за допомогою спеціальної фарби наносилося на камінь. Нанесення шару лаку і фарби....
48646. 508 KB
Цель работы – расчет структуры полей внутри и вне цилиндра, а также в волноводе для приведенных в задании геометрических и электрических параметров
48647. Расчет структуры электромагнитных полей. Общее задание 210 KB
Решение проводится в цилиндрической системе координат связанных с центром основания цилиндра где r радиусвектор точки наблюдения ось x направлена вдоль приложенного магнитного поля рис.1 методом разделения переменных в соответствии с которым решение  будем искать в виде произведения двух функций каждая из которых зависит только от одной координаты:...
48648. Расчет структуры электромагнитных полей 575 KB
Метод исследования – метод разделения переменных при интегрировании дифференциальных уравнений для получения аналитических выражений потенциалов и напряженностей полей с последующим построением на ЭВМ структуры этих полей

Железные дороги на картах и планах изображаются с подразделением их по числу и ширине путей на трехколейные, двухколейные, одноколейные и узкоколейные, а также по состоянию: действующие, строящиеся и разобранные. Кроме того, выделяются электрифицированные, подвесные, конно-железные дороги и трамвайные линии.

На железных дорогах обозначаются все придорожные сооружения – станции, разъезды, будки и т. п. Исключение составляют лишь линии связи, расположенные в полосе отчуждения дороги, и километровые столбы, которые на карты не наносятся.
Рядом с железнодорожными постройками всегда даются пояснительные сокращенные подписи (Б. – будка, каз. – казарма, ст. – станция, тов. ст. – товарная станция, платф. – платформа, раз. – разъезд и т. д.).

Условные топографические знаки железнодорожных станций учитывают разделение их на три класса. Чем больше пропускная способность станции (развитие путей, число обслуживаемых направлений), тем выше класс станции. Условный знак станции 1-го класса имеет два зачерненных прямоугольника, 2-го класса – один. Станции же 3-го класса изображаются так же, как и станции 2-го, но знаком меньшего размера. Черные прямоугольники условного знака станции помещаются с той стороны дороги, с которой располагается главное станционное здание; если же оно находится среди путей, то прямоугольник ставится посреди условного знака. Собственное название станции подписывается на карте рядом с ее пояснительной подписью – ст.; например: ст. Климашевка. Название станции не подписывается, если она расположена в одноименном населенном пункте или же поблизости от него. В последнем случае название населенного пункта, общее с названием станции подчеркивается тонкой линией. У насыпей и выемок иногда подписывается их высота или глубина в метрах.

Топографические знаки и условные обозначения железных дорог и железнодорожных сооружений

Автогужевые дороги на картах разделяются на следующие виды:

Топографические знаки и условные обозначения автогужевых дорог


На шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах обозначаются спуски и подъемы круче 10 градусов.

На автогужевых дорогах также обозначаются насыпи, выемки, тоннели, гати, гребли, фишины, мосты, километровые столбы, указатели дорог, линии связи и перевалы (в горных районах).

На шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах цифрами вдоль оси дороги подписывается ширина проезжей части. На шоссейных дорогах при этом подписываются ширина одетой части дороги и ширина всей дороги – от канавы до канавы. Вторая подпись ставится справ от первой в скобках, например 10 (14).

Цифры при километровых столбах на автострадах показывают километраж. Подписи у условных картографических знаков мостов на шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах дают длину моста в метрах (числитель) и грузоподъемность его в тоннах (знаменатель).

Длина мостов, имеющих протяжение на карте более 1, 5 мм, показывается всегда в масштабе, менее же значительные наносятся вне масштаба, и длину их поэтому нельзя измерять по карте. Если перед знаком моста на шоссейных и улучшенных грунтовых дорогах стоят две черточки, перпендикулярные к оси дороги, то это означает, что мост имеет ширину на две и более автомашины. В населенных пунктах наносятся только крупные мосты.

Из книги Мой первый видеофильм от А до Я автора Гамалей Владимир

Разработка и запись схем освещения При работе над фильмом с использованием осветительной аппаратуры необходимо детально разработать схемы освещения. Для кадров общих планов подготавливаются съемочные карты, на которые схематически наносятся условные обозначения

Из книги Кузовные работы: Рихтовка, сварка, покраска, антикоррозийная обработка автора Ильин М С

Условные обозначения групп лакокрасочных материалов по типу пленкообразователя На основе поликонденсационных смол:алкидноуретановые АУглифталевые ГФкремнийорганические КОмеламиновые МЛмочевинные (карбамидные) МЧпентафталевые ПФполиуретановые

Из книги Дураки, дороги и другие особенности национального вождения автора Гейко Юрий Васильевич

Условные обозначения групп лакокрасочных материалов по назначению Марка лакокрасочного материала составляется из буквенных обозначений группы и нескольких цифр, из которых первая указывает назначение материала, а остальные составляют порядковый номер регистрации

Из книги Модели железных дорог автора Барковсков Борис Владимирович

КАЧЕСТВО ДОРОГ В СТРАНЕ ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО СТЕПЕНИ ВОРОВСТВА В НЕЙ Сегодня там одна российская беда улучшает другую. Г. Зюганов, лидер КПРФ, в интервью ТВ о заседании правительства Правительство одобрило проект закона о платных автодорогах в России. Говоря

Из книги Вяжем шали автора Ивановская Т. В.

Модели железных дорог Б.В. БАРКОВСКОВК. ПРОХАЗКАЛ.Н. РАГОЗИНМОДЕЛИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Под редакцией Б. В. БарковсковаИздание второе перереботанное и дополненное МОСКВА "ТРАНСПОРТ"

Из книги Волшебная изонить автора Ивановская Т. В.

2. Промышленное производство железнодорожных моделей Возникшие на пороге XX века в ряде стран мелкие ремесленные предприятия, выпускавшие примитивные железнодорожные игрушки, вскоре вырастают в крупные фирмы по производству моделей железных дорог, так как спрос на их

Из книги Вязание детских вещей от 3 до 6 лет автора Каминская Елена Анатольевна

2. Изготовление моделей подвижного состава Изготовление моделей подвижного состава представляет собой сложную и очень кропотливую работу. Чтобы правильно построить модель локомотива или вагона, прежде всего надо иметь общее представление о назначении тех или иных

Из книги Обувь для дома своими руками автора Захаренко Ольга Викторовна

Глава IX ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ МОДЕЛЕЙ ЖЕЛЕЗНЫХ

Из книги Столярное дело автора Кулебакин Георгий Иванович

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Переводная таблица для условного обозначения

Из книги автора

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Условные графические обозначения для электрических схем моделей железных дорог Наименование/Обозначение Род тока постоянный переменный переменный и постоянный Полярность отрицательная положительная Линии электрической связи (провод,

Из книги автора

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Буквенные обозначения элементов схем моделей железных дорог С - конденсатор;Е - осветительное устройство (лампа накаливания);F - устройство защиты (предохранитель);FA - элемент защиты по току;К - реле;КС - реле соленоидного типа;М - электродвигатель;Р -

Из книги автора Из книги автора

Обмерные работы, составление обмерных чертежей Столярная отделка интерьеров, изготовление встроенной мебели и оборудования - панелей, внутренних лестниц, дверей, встроенных шкафов в отличие от изготовления корпусной мебели - столов, стульев, шкафов требует учета

Топографические условные знаки — это символические условные обозначения объектов местности, применяемые для их изображения на топографических картах и планах. Топографические условные знаки передают облик, местоположение и некоторые качественные и количественные характеристики воспроизводимых на картах и планах предметов, контуров и элементов рельефа.

Виды топографических условных знаков

Местность на картах и планах изображается топографическими условными знаками. Все условные знаки местных предметов по их свойствам и назначению можно разделить на следующие три группы: контурные, масштабные, пояснительные.

Контурные условные знаки

Контурные картографические условные знаки применяются для обозначения местных предметов, выражающихся в масштабе топографической карты, например леса, огороды, болота и т. д. Контуры (границы) таких предметов изображаются на карте или плане фигурами, подобными их действительными очертаниями в натуре. Вычерчиваются они обычно точечным пунктиром, если не совпадают с другими линиями, обозначенными на местности (например, канавами, заборами и т. д.).

Площадь внутри контуров заполняют установленными для каждого местного предмета однообразными значками – контурными условными знаками. Сам по себе контурный условный знак не указывает на топографической карте или плане ни местоположение отдельного предмета в пределах контура (например, дерева в лесу), ни его линейных размеров (например, высоты или толщины дерева).

Масштабные условные знаки

К масштабным картографическим условным знакам относятся изображения более мелких предметов, которые не могут быть выражены в масштабе. Масштабными они называются потому, что число и размер их зависит от масштаба топографической карты или плана: чем мельче масштаб, тем таких знаков меньше и сами они мельче.

Некоторые местные предметы такими условными знаками изображаются на топографических картах всех масштабов, например колодцы, километровые столбы, отдельные деревья и т. п. Другие же, в зависимости от масштаба карты, могут менять тип своего знака. Например, населенные пункты в крупном масштабе изображаются контурными условными знаками почти со всеми своими деталями. С уменьшением масштаба карты те же самые пункты изображаются с меньшими подробностями и более обобщенно; на топографических картах же мелких масштабов они могут быть изображены лишь небольшими кружками, т. е. масштабными условными знаками.

В отличие от контурных масштабные условные знаки всегда указывают точное местонахождение обозначаемых ими предметов, при этом положение колодцев, водяных мельниц, нефтяных скважин, курганов, геодезических знаков и прочих предметов, изображаемых на картах кружками, квадратами, звездочками и другими симметричными фигурками, определяются центрами последних.

Местами стояния километровых столбов, указателей дорог, отдельных деревьев и т. п. является вершина прямого угла, образованного вертикальной черточкой знака и его основанием (подсечкой). Местоположение телефонных и метеорологических станций, элеваторов, юрт и т. д. определяется серединой основания знака. Наконец, положением дорог, канав и прочих вытянутых предметов, изображаемых на топографической карте или плане одной или несколькими линиями, определяется осью (серединой) знака.

Таким образом, при точных измерениях по карте расстояния между предметами, изображенными масштабными знаками, следует определять, пользуясь указанными выше точками и линиями, определяющими действительное положение пунктов и линиями, определяющими действительное положение пунктов на местности.

Масштабные картографические условные знаки сами по себе не указывают размеров предметов, поэтому нельзя, например, измерять по карте ширину дороги или величину силосной башни.

Пояснительные условные знаки

К пояснительным картографическим условным знакам относятся все прочие условные обозначения на топографической карте или плане, которые применяются для дополнительной характеристики местных предметов. Употребляются они всегда в сочетании с условными топографическими знаками первых двух типов. Например, при обозначении на карте леса внутри контура в дополнение к контурным знакам леса (кружки) помещаются пояснительный знак в виде лиственного или хвойного дерева, указывающий породу и возраст деревьев; при изображении некоторых видов дорог указываются штрихами, перпендикулярными к оси дороги, подъемы круче 10 градусов на реках стрелкой указываются направления течения и т. д.

К пояснительным топографическим условным обозначениям можно отнести также различные подписи и цифры, сопровождающие некоторые условные знаки.

Подписи применяются для указания собственным названиям предметов, как населенные пункты, реки и пр., а также для более подробной характеристики местных предметов, изображаемых на картах. Для этого, например, рядом с топографическими условными знаками промышленных и сельскохозяйственных предприятий, горнорудных разработок и некоторых других предметов подписывается сокращенно род производства, добычи или иная характеристика. Например, кирп. – кирпичный завод, зерн. – зерновой совхоз, зол. – золотые прииски, сух. – высохший колодец.

Точно также сокращенными подписями поясняются некоторые местные предметы и ориентиры, не имеющие своих картографических условных знаков, но выделяющиеся по своему значению. Например, у здания больницы ставится подпись больн., у железнодорожной будки – Б. и т. п. Перечень сокращенных подписей, применяемых на картах, дан ниже.

Цифровые обозначения применяются для указания числа дворов в сельских населенных пунктах, высот наиболее характерных точек рельефа, меженнего уровня (наиболее устойчивого уровня воды в течение лета) воды в реках или озерах и т. п.

Условные знаки карт масштабов 1:25 000, 1:50 000 и 1: 100 000 в основном одинаковы по начертанию и отличаются только своими размерами.

Условные знаки и обозначения для некоторых старинных карт и планов

Толкование условных топографических знаков и обозначений, употребленных на картах из атласа Российской империи 1745 года: «Атлас Российский, состоящий из девятнадцати специальных карт представляющих Всероссийскую Империю с пограничными землями…»
Условные знаки и обозначения, применяемые на планах генерального межевания
Изъяснение условных топографических знаков и обозначений, используемых на картах из атласе Российской империи начала 19 века: «Географический атлас Российской Империи, царства Польского и Великого Княжества Финляндского, расположенный по губерниям…»
Условные топографические знаки и обозначения для одноверстных военно-топографических карт
Условные топографические знаки и обозначения, используемые на Специальной карте Западной части Российской Империи (карте Шуберта)
Условные топографические знаки и обозначения, используемые в Специальной карте Европейской России с прилегающей к ней частью Западной Европы и Малой Азии (карта Стрельбицкого)
Условные топографические обозначения и знаки, используемые в Подробной милитерной карте по границе России с Пруссиею, 1799 г.
Объяснения топографических знаков и обозначений, используемых на картах из атласе 1910 г.:«Большой всемирный настольный атлас Маркса»

Условные топографические обозначения и знаки, используемые на карте Азиатской России, 1901 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

И ЭКСКУРСИЙ» г. БРЯНСКА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

РАЗРАБОТАЛА: педагог д/о

Стасишина Н.В.

г. Брянск - 2014 год

План - конспект

занятия по теме

«Условные знаки топографических карт».

Цель занятия: Дать представление об условных знаках топографических карт.

Задачи занятия:

Ознакомить занимающихся с понятием условные знаки и его разновидностями;

Привлечь кружковцев к систематическим занятиям спортом;

Развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;

Продолжить способствовать развитию логического мышления, памяти и

внимания учащихся;

Оборудование: 1. плакаты с условными знаками.

2. карточки с тестовыми заданиями.

Тип занятий: Изучение нового материала.

Литература: 1. Алешин В.М. «Туристская топография» - Профиздат, 1987 г.

2. Алешин В.М., Серебреников А.В., «Туристская топография» - Профиздат, 1985 г.

3. Власов А, Нгорный А. - «Туризм» (учебно-методическое пособие), М., Высшая

школа,1977 г.

4. Воронов А. - «Справочник туриста по топографии» - Краснодар., Кн.изд-во, 1973

6. Куприн А., «Топография для всех» - М., Недра, 1976 г.

План занятия

    Подготовительная часть. (3)

    Объяснение новой темы: (45)

Изложение новой информации.

3. Закрепление изученного материала. (8)

4. Подведение итогов занятия. (2)

5. Организационный момент. (2)

Ход занятия.

1. Подготовительная часть:

Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности

Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятия, проводит проверку присутствующих.

Обратить внимание

на готовность к

занятию, форму

одежды занимающихся.

2. Объяснение новой темы:

Изложение новой информации:

Сегодня на занятии мы рассмотрим новую тему:

«Условные знаки топографических карт».

На карте нанесено много названий, напечатанных обычными сло­вами, там есть цифры, линии и множество значков разных цветов, размеров и форм. Это топографические условные знаки, которыми обозначены на карте местные предметы.

Что же такое условные знаки?

Условные знаки – это символы, с помощью которых действительная местность изображается на карте.

Топографы придумали специальные условные знаки, чтобы они по возможности были похожи на сами местные предметы, а по размерам соответствовали им в масштабе карты. Так, например, лес на топо­графических картах изображается зеленым цветом (ведь он и на са­мом деле зеленый); дома и другие строения изображаются прямо­угольниками, так как если на них смотреть сверху, они действитель­но почти всегда имеют форму прямоугольников; реки, ручьи, озера изображаются голубым цветом, так как вода, отражая небо, тоже ка­жется нам голубой. Но не всегда можно точно по форме, цвету и раз­меру изобразить каждый местный предмет на карте. Возьмем, к при­меру, шоссейную дорогу, ширина которой 20 м. На стотысячной кар­те (в 1 мм 100 м) такую дорогу надо было бы изобразить линией тол­щиной в одну пятую часть миллиметра, а на карте масштаба 1:200000 эту линию пришлось бы делать еще тоньше - 0,1 мм. Ма­ленькие по размерам, но важные местные предметы изображают на топографических картах особыми внемасштабными знаками, то есть такими знаками, которые не соответствуют действительным разме­рам местных предметов, уменьшенным соответственно масштабу той или иной карты. Например, маленький родничок на берегу реки изо­бражают на карте синим кружком диаметром в целый миллиметр; кроме того, шоссейные и другие крупные дороги делают на картах цветными, чтобы они, как говорится, бросались в глаза каждому, кто взял в руки топографическую карту. Например, асфальтовое шоссе на карте изображают ярко-красной линией.

Условные знаки, используемые при составлении спортивных карт для соревнований по спортивному ориентированию, несколько отличаются от топографических. Главное их назначение - дать спортсме­ну ту информацию о местности, которая необходима ему при выборе пути движения. Это знаки, показывающие проходимость леса, болот, тропинок и т.д. Так, для удобства чтения на бегу на спортивной карте, в отличие от топографической, закрашивается не лес, а от­крытое пространство - поля, луга, поляны в лесу. Все топографические условные знаки можно разделить на четыре вида:

1) линейные - это дороги, линии связи, линии электропередач, ру­чьи, реки и т.п. То есть это знаки таких местных предметов, которые сами по себе имеют форму длинных линий;

Тему записать на доске.

Занимающиеся записывают себе в тетрадь новую тему.

2) фигурные - это знаки башен, мостов, церквей, паромов, электростанций, отдельных строений и т.п.;

3) площадные - это знаки лесов, болот, населенных пунктов, па­шен, лугов - то есть местных предметов, занимающих значительные площади поверхности земли. Площадные знаки состоят из двух

элементов: контура и знака, заполняющего контур;

4) пояснительные - это знаки характеристики леса, названия насе­ленных пунктов, железнодорожных станций, рек, озер, гор и т.д.,

это ширина шоссе, длина, ширина и грузоподъемность мостов, глу­бина бродов на реках и тому подобное.

Почти все линейные и фигурные знаки являются внемасштабными, а площадные, как правило, точно соответствуют истинным размерам местных предметов. Знаки легче изучать и запоминать, знакомясь с ними по группам, которые образуются по типу местных предметов:

группа № 1 - дороги и дорожные сооружения;

группа № 2 - населенные пункты, строения;

группа № 3 - гидросеть (то есть вода на земле);

группа № 4 - растительность;

группа № 5 - рельеф;

группа № 6 - пояснительные и специальные туристские знаки.

Группа № 1. Дороги и дорожные сооружения

Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографиче­ских знаков.

Все дороги можно разделить на три основных вида: железные доро­ги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грун­товые автомобильные дороги.

Шоссейными называются дороги, имеющие твердое искусственное покрытие - каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бе­тонное. Знак шоссе является внемасштабным. У каждого знака шос­ сейной дороги на карте дается дополнительный знак - буквенно- цифровая характеристика, состоящая из трех элементов: цифры, еще одной цифры в скобках и буквы. Первая цифра обозначает ши­рину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забето­ нированной или покрытой камнем части полотна шоссе), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах, то есть вместе с обочинами. Буквой обозначается материал, которым по­крыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон - бу­ква «Б», а если шоссе покрыто бу лыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К».

Следующий тип автомобильных дорог - грунтовые, земляные дороги, не имеющие ис­кусственного покрытия. Все грунтовые доро­ги подразделяются на три вида: простые грун­товые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами), проселочные до­роги и так

называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно – УГД). Улучшенная грунтовая дорога - это тоже дорога земляная, но имеющая слегка вы­пуклую форму для лучшего стока воды, кюве­ты по обочинам и гравийную или щебневую отсыпку, утрамбованную катком.

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами со­ бой от постоянной ходьбы людей. В густонаселенной местности не редко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Такое мно­ жество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направ­ лении. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие (их называют иногда «вековыми») тропы наносятся на карты крупных масштабов. Условный знак тропы почти такой же, как и простой грунтовой дороги - тонкая черная прерывистая штриховая линия, но каждый штрих имеет меньшую длину.

Железные дороги раньше изо­ бражали двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся по­ переменно черными и белыми ша шечками. Сейчас знак представляет собой сплошную толстую черную линию. Два ко­ ротких штриха поперек знака же­ лезной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Если у поперечного штриха имеется еще ко­ роткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это зна чит, что дорога электрифицирована.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек вну­три белого прямоугольника ставится на той стороне железной доро­ги, где расположено здание вокзала (пристанционное строение).

Мосты. На простых грунтовых дорогах, как правило, строят дере­вянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные). На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бы­вают металлическими, а через маленькие речки - бетонными. Топо­графические знаки мостов - это знаки фигурные и внемасштабные.
Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки раз­рываются (рис. 37). Пояснительным зна­ком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста. Например: ДЗ =
(24 - 5)/10. Здесь буква «Д» обозначает материал, из которого построен мост, - де­рево (если мост бетонный, ставится буква

«К»). Коэффициент 3 - это высота моста над поверхностью воды в ре­ке. В числителе дроби первая цифра, 24 ,- длина моста в метрах, вто­рая цифра, 5, - его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 пока­зывает грузоподъемность моста в тоннах, то есть на какой макси­мальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.

На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень ма­ленькие - только для пешехода. Такие мостики (жители часто назы­вают их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на бе­рег. Топографический знак пешеходного моста очень прост.

Очень часто дороги пересекаются не­большими сухими

овражками, лощина­ми, по которым ручьи текут только вес­ной, когда тает снег. При строительстве дороги поперек оврага делается насыпь, под которой укладывается бетонная тру­ба для

Занимающиеся записывают себе в тетрадь.

Условные знаки зарисовывают себе в тетради

шоссе

Простая грунтовая дорога

Проселочная дорога

Улучшенная грунтовая дорога

Железная дорога

Мост

Пешеходный мост

стока воды. У таких труб есть свой топографический знак.

Группа №2. Населенные пункты, отдельные строения

Вэтой группе пятнадцать важнейших топографических знаков. Са­ми населенные пункты - деревни, аулы, хутора, поселки, города - сложные образования, состоящие из различных строений и сооруже­ний. Поэтому нет простого топографического знака населенного пунк­та - он складывается из топографических знаков различных местных предметов, составляющих то, что называется населенным пунктом.

Отдельные жилые и нежилые строения изображаются внемасштабным черным пря­моугольничком. Если же строение очень большое по площади, а карта крупно­масштабная, то строение изображается фигу­рой черного цвета, подобной по форме и раз­мерам (в масштабе карты) самому строению. То есть это уже знак масштабный. Нередко на некотором удалении от деревни или поселка стоит жилой дом со своим огоро­дом, садом, хозяйственными постройками.

Для такого отдельного двора, или хутора, существует специальный топографический знак.

В населенных пунктах различают кварталы с преобладанием деревянных (не огнестойких) и каменных (огнестойких) строений. Топографи­ческий знак квартала населенного пункта ог­раничивается тонкими черными линиями. Внутри его дается фон либо желтого цвета (ес­ли в квартале преобладают деревянные строе­ния), либо оранжевого цвета (если в квартале преобладают каменные огнестойкие строения). По фону располагаются черного цвета прямо­угольнички - внемасштабные знаки отдель­ных домов, строений или масштабные знаки отдельных крупных строении. Рядом со знаками некоторых строений дается их характе­ристика. Например: «ШК.» - школа, «БОЛЬН.» - больница, «ЭЛ-СТ.» - электростанция, «САН» - санаторий.

Топографический знак забора (ограждения) - самая тонкая черная линия на карте. Такой знак часто встречается на картах в виде лома­ной замкнутой линии, что обозначает какую-то огороженную забо­ром территорию.

Если на мелкомасштабной карте изображается промышленное пред­приятие, то приходится применять внемасштабный знак завода (фаб­рики) с трубой (имеется в виду труба высокая, могущая служить ори­ентиром, видимым на достаточно большом расстоянии) или без трубы. Рядом со знаком дается сокращенный пояснительный знак, характе­ризующий вид продукции, выпускаемой предприятием. Например: «кирп» - кирпичный завод, «мук.» - мукомольная фабрика, «бум.» -бумагоделательная фабрика, «сах.» - сахарозавод и т.п.

Если же промышленное предприятие занимает большую площадь, то применяются обычные масштабные знаки, показывающие все или почти все строения и сооружения на его территории: забор, здание заводоуправления, це­ха, склады и др., при этом здесь же помеща­ется и зачерненный на­половину

по диагонали внемасштабный знак завода.

труба под дорогой

Отдельные строения

Хутор

Городская застройка

Заводы и фабрики

Внутри населенного пункта может находиться церковь, памятник или монумент, кладбище . Кладбище может быть маленьким и большим, с деревьями и без деревьев. Поэ­ тому для изображения кладбища применяется как масштабный, так и внемасштабный знак. В походах и путешествиях можно встретить даже в глухом лесу отдельный двор, где живет

лесник и его семья. Дом лесника имеет свой то­пографический знак - обычный немасштабный знак отдельного строения с надписью «лесн.».

Важными ориентирами могут служить хоро­шо видимые издалека различные постройки ба­ шенного типа - водонапорные башни, пожар­ные вышки, силосные башни. Они обозначают­ся одним внемасштабным знаком, рядом с кото­рым часто дается пояснение, что это за башня.

Хорошими ориентирами являются также и высокие, стоящие чаще всего на вершинах хол­мов деревянные вышки с наблюдательной пло­щадкой на самом верху, куда ведет лестница. Это так называемые пункты триангуляции (их коротко называют тригопунками). Рядом со знаком тригопункта на карте всегда стоит ка­кое-нибудь число, которое обозначает высоту основания вышки над уровнем Балтийского мо­ря в метрах и сантиметрах.

Знак, напоминающий кирпичики, уложенные друг на друга, - торфоразработки, то есть место, где добывают торф.

И последние из этой группы очень важные местные предметы, топографические знаки которых необходимо знать, это линии связи и линии электропередачи (ЛЭП).

Линии связи обозначаются на всех кар­тах, независимо от характера связи, тон­кой черной линией с черными точками на ней. Знак линии связи рисуется на карте так, как идет на местности сама линия связи.

Линии электропередач (ЛЭП) бывают на деревянных столбах или на металлических и бетонных опорах. Знак ЛЭП состо-2т из тонкой черной линии, на которой с интервалом в один сантиметр располага­ются точки или черточки со стрелками.

Если ЛЭП проложена на деревянных столбах, то ставятся точки, если на металлических или бетонных опорах - корот­кие утолщенные черточки.

Группа №3. Гидрография

В этой группе 8 основных знаков, которые необходимо знать.

В пешеходных путешествиях туристы постоянно «общаются» с по­верхностными водами земли - ставят лагерь на берегах рек и озер, прокладывают маршруты вдоль рек, переходят их вброд, преодолевают болота, канавы, пользуются родниками, чтобы приготовить на костре пищу.

Один из основных топографических знаков этой группы - знак ре­ки - может быть и масштабным и внемасштабным (по ширине реки). Знак широкой, большой реки состоит из двух элементов - контура береговых линий реки (а также береговой линии островов, если они есть), которая рисуется тонкой синей линией, и заполняющего знака - голубого фона, изображающего поверхность реки, то есть про­странства занятого водой.

Церковь

памятник

дом лесника

башня

тригопункт

торфоразработки

Линия связи

Линии электропередачи

Большая река

Внемасштабный знак малой реки или ручья представляет собой простую тонкую синюю линию, которая, однако, постепенно утол­щается от истока к устью.

Бывают ручьи, которые «живут» только весной и в начале лета, а потом в них вода исчезает. Это пересы­ хающие ручьи и речки. Знак таких ручьев и рек - тонкая синяя, но не сплош­ная, а прерывистая линия

Информацию, куда течет река и какова скорость течения, тоже даст топографическая карта пояснительным знаком гидрографии - чер­ной стрелкой, показывающей направление течения реки, и цифра­ми, ставящимися в середине стрелки и показывающими скорость те­чения в метрах в секунду.

Море, озеро, пруд изображаются так же: тонкой синей линией показываются конту­ры берегов, а зеркало воды - голубым фоном.

В густонаселенной местности колодцы, расположенные в населенных пунктах, по­казываются только на очень крупномас­штабных картах (на планах местности). Знак колодца - синий кружок с синей точ­кой в центре.

Водные источники (родники, ключи) тоже показываются на топографических картах только тогда, когда они не пересыхающие и значительные по количеству воды. Знак ис­точника (родника) - синий кружочек. Если из родника вытекает постоянный ручей, то он показывается соответствующим знаком. Если же вода вскоре опять уходит в землю, знак ручья не показывается.

Болота бывают двух типов: проходимые и труднопроходимые (или даже совсем не­проходимые), через которые двигаться опасно и лучше обходить стороной. Соот­ветственно есть и два знака болот: короткие синие горизонтальные штришки, сгруппи­рованные в форме ромбов неправильной формы - это проходимое болото, а вот сплошные горизонтальные синие штрихи - болото непроходимое. Границы болот оконтуриваются черной пунктирной линией.

И последний знак этой группы - канавы, знаки у которых - тонкие синие линии. Этот знак похож на знак обычного ручья, но по форме резко отличается от него: ли­ния ручья всегда плавно-извилистая, а у канав линии ломаные с длинными ровны­ми без изгибов участками.

Группа № 4. Растительность

Вэту группу входят 15 топографических знаков, большинство из которых являются площадными и, следовательно, масштабными знаками.

Первый знак - это границы угодий, то есть площадей, занятых той или иной естественной или искусственной растительностью. У вся­кого леса есть опушка, у поля, луга, болота - край. Это и есть их гра­ницы, которые на топокартах показываются мелкой пунктирной ли­нией черного цвета. Но границы угодий не всегда показываются пун­ктирной линией: если прямо по опушке леса или по краю пашни, лу­га идет дорога, то знак этой дороги заменяет знак границ, то есть са­ма дорога уже отграничивает лес от поля, поле от луга, луг от болота ит.д. Если огород или кладбище огорожены забором, то забор и яв­ляется границей.

Когда проведены границы угодий пунктиром (или каким-то дру­гим знаком) - то есть даны их контуры, с обеих сторон от границы да­ется заполняющий знак - фон и другие значки, которые показыва­ют, чем именно занят контур, какая в нем растительность.

Знак леса - зеленый фон. Если лес старый (как говорят - спелый), то фон делается темно-зеленым, а если лес молодой (поросль леса) - свет ло зеленым. Так же изображаются и парки в населенных пунктах.
Важно знать не только то, что это лес, но и какой он - какие в нем про израстают породы деревьев, как густо они растут.
Для этого есть специальные пояснительные знаки
- характеристики древостоя. Эти знаки представ ляют собой изображения маленьких деревцев, подписей и цифр около них. Если в данном лесу (или части леса) преобладают хвойные деревья, на зеленом фоне рисуются маленькие елочки , а если преобладают лиственные породы - маленькие березки, у которых правая сторо на кроны делается зачерненной. Если же лес смешанный - рядом рисуются и елочка и березка. Сокращенной подписью слева знаков указывается, какие породы хвой ных и лиственных деревьев здесь преобладают.

Дробь справа от этих значков означает следующее: в числителе дро­би дана средняя высота деревьев в этом лесу в метрах, в знаменателе - средняя толщина стволов на уровне головы человека в метрах, а ко­эффициент, стоящий за дробью, - среднее расстояние между деревь­ями (то есть густота леса).

В лесах встречаются просеки - длинные лесные коридоры. Такие просеки прорубаются (просекаются) специально и для того, чтобы лес лучше проветривался и освещался солнцем. Чаще всего просеки делаются взаимно перпендикулярными: одни идут с севера на юг, другие пересекают их с запада на восток. Просеки бывают разной ширины: от 2-3 до 10-12 м, а иногда встречаются очень широкие - до 50 и больше метров. Такие большие просеки делаются для про­кладки через леса газопроводов, нефтепроводов, шоссейных и желез­ных дорог, линий высоковольтной электропередачи.

Просеки делят лес на кварталы, и каждый лесной квартал имеет свой номер. На перекрестках просек стоят квартальные столбы, на гранях которых написаны краской эти номера. Не по каждой просе­ке идет дорога, бывают очень сильно заросшие просеки, по которым пробираться даже труднее, чем прямо по лесу. Но топографический знак просеки точно соответствует знаку простой грунтовой дороги - тонкая черная штриховая линия. Здесь же ставится цифра, показы­вающая ширину ее в метрах.

Для молодой поросли леса кроме светло-зеленого фона применяется дополнитель­ный заполняющий знак: по фону рядами идут маленькие черные кружочки, но их ряды располагаются под 45° к рамкам кар­ты.

Фруктовые сады тоже изображаются зе­леным фоном с рядами маленьких черных кружочков, но здесь ряды их идут под 90° к рамкам карты.

Лесная вырубка показывается на белом фоне. Заполняющим контур вырубки зна­ком являются расположенные в шахмат­ном порядке черные вертикальные штрихи с коротким черным горизонтальным штришком в нижнем конце.

Знак редколесья тоже, как правило, рас­полагается на белом фоне в виде черных кружков с хвостиком внизу, который на­правлен всегда на восток.

На крупномасштабных топографических картах показываются отдельные группы кустарников в виде черного кружка с тремя утолщенными черными точками по внеш­нему краю. Это знак внемасштабный. Если же кустарники занимают на ме­стности значительные площади террито­рии, они уже показываются контуром (пун­ктир), который внутри заполняется светло-зеленым фоном, а по фону разбросаны в произвольном порядке кружочки с тремя точками.

Узкие полосы леса изображаются на кар­тах без зеленого фона в виде цепочки чер­ных кружков. Это внемасштабный знак лесополосы. Если же полоса леса достаточно широка для данного масштаба карты, то она изображается обычным зна­ком леса. Встречаются и узкие полосы кустарников (живая изгородь). Они изобража­ются внемасштабным знаком - цепочкой мелких черных кружков, чередующихся с утолщенными точками.

Вдоль дорог нередко встречаются специ­ально высаженные деревья, образующие как бы зеленый коридор вдоль дороги (аллею). Этообсадки, которые на картах пока­зываются мелкими черными кружочками по бокам дороги.

Отдельно стоящие деревья (не в лесу, а в поле), если они большие и имеют значение ориентиров (то есть хорошо видны со всех сторон на достаточно большом расстоянии), тоже обозначаются на топографических картах своим внемасштабным знаком.

Луга имеют свой знак: внутри контура, ог­раничивающего луг, в шахматном порядке ставятся маленькие черные кавычки. Луга могут занимать очень большие пространства, могут тянуться узкими лента­ми в пойме рек. Маленькие поляны в лесу - это тоже луга. Знак проходимого болота поч­ти всегда сочетается со знаком луга, потому что такое болото всегда покрыто травой.

По краям деревень располагаются огоро­ды. Знак огорода в недавнем прошлом пре­терпел серьезное изменение: старый знак представлял собой косую штриховку сплошными и штриховыми линиями черно­го цвета, идущими то в одном, то в другом направлении. Новый знак огорода - серый фон.

Последний знак этой группы, знак пашни,

Это белый фон в черном пунктирном кон­туре.

Группа № 5. Рельеф

Поверхность нашей планеты очень редко бывает ровной. На любой равнине всегда есть хоть небольшие возвышения и понижения: холмы, курганы, впадины, овраги, ямы, обрывы по берегам рек. Все это вместе взятое представляет собой рельеф данной местности. Рельеф - это совокупность неровностей земной поверхности. Все неровности легко поделить на два типа - выпуклости и вогнутости. Выпуклости принято считать положительными формами, а вогнутости - отрицательными формами рельефа. К положительным формам рельефа от­носятся: гора, холм (бугор), хребет, возвышенность, курган, дюна песчаный подвижный холм); к отрицательным - котловина, низ­менность, долина, ущелье, овраг, балка, промоина, яма. Формы: рельефа всегда чередуются в пространстве: всякая положительная форма плавно или резко переходит в отрицательную, а отрицатель­ная резко или плавно переходит в соседнюю положительную.

Принято делить равнинную местность по характеру рельефа на три типа: слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную местность. Степень пересеченности зависит как от частоты чередова­ния выпуклостей и вогнутостей (подъемов и спусков), так и от их высоты и крутизны: там, где сильнее «изрезанность» рельефа, то есть где чаще встречаются овраги, холмы, котловины, промоины и где они особенно высоки (глубоки) и склоны их круче, - там местность считается сильнопересеченной.

У каждой формы рельефа есть три части (элемента): вершина или злато (у положительных форм), дно (у отрицательных), подошва (у положительных), край или бровка (у отрицательных) и склоны или стенки у тех и других.

Склоны - общий элемент и отрицательных, и положи­тельных форм рельефа. Они бывают крутые, обрывистые (резкие) и пологие (плав­ные). В зависимости от того, какие в данной местности преобладают склоны у воз­вышенностей и низменно­стей, мы говорим: здесь мяг­кий и плавный рельеф или - здесь резкий, жесткий рельеф.

Существуют два основных способа пере­дачи форм рельефа на картах: плавные, мягкие формы изображаются так называе­мыми горизонталями - тонкими линиями коричневого цвета, а резкие, жесткие фор­мы - особой линией с зубчиками. Эти зуб­чики, как всякие треугольники, имеют основание и вершины. Куда напра­влены вершины зубцов, туда склон опус­кается - идет вниз почти отвесным обры­вом. Чтобы на карте легко было отличить обрывистый склон естественного происхо­ждения от искусственных обрывов, зубча­тые линии обрывов делают двух цветов - коричневого (естественные обрывы по до­линам рек, овраги и т.п.) и черного (искус­ственные насыпи, дамбы, склоны карье­ров и т.п.). Рядом со знаками обрывов ста­вится цифра, показывающая длину обры­ва в метрах.

Ямы и курганы могут быть естественны­ ми и искусственными. Они могут быть очень глубокими (высокими), но малень­кими по площади, и тогда их приходится изображать на картах внемасштабными знаками. Если же они имеют значитель­ ные размеры по площади, то их показыва ют масштабными знаками (рис. 74). Цифра, стоящая рядом со зна­ком кургана и ямы, тоже обозначает их глубину и высоту.

Насыпи и выемки вдоль дороги тоже изображаются на картах зуб­чатой линией, но уже черного цвета, так как они - искусственные со­оружения. Там, где зубчики направлены своими острыми концами в стороны от полотна железной дороги или шоссе, дорога идет по насы­пи, а где они направлены наоборот, к полотну дорог, - по выемке. Цифры обозначают наибольшую высоту этих склонов.

У знака карьера, как правило, на картах дается сокращенная под­пись, уточняющая, что именно в этом карьере добывают.

Более сложной жесткой формой рельефа являются овраги , которые образуются в рыхлых осадочных породах под действием раз­мыва грунта потоками дождевой воды и при снеготаянии. Овраги - яв­ление «живое», они рождаются, растут и постепенно умирают. Пока овраг «молодой» (его называют промоиной), у него склоны очень кру­тые, но постепенно они осыпаются - выполаживаются, зарастают дер­ном, кустами, овраг перестает расти и превращается в балку (ложби­ ну, лощину). У оврага есть вершина, дно и устье. От одного оврага в стороны могут отходить боковые овражки со своими вершинками - их называют отвертками оврага. Но и отвершки в свою очередь могут размножаться, образуя замысловатое разветвление.

Малая река

Пересыхающая река

Море, озеро

колодец

родник, ключ

просеки

Фруктовый сад

вырубка редколесье

кустарники

Обсадка

Луга

Жесткие формы рельефа

Ямы и курганы

Насыпи и выемки

Карьер

Два типичных представителя мягких форм рельефа - антиподы холм (бугор) и котловина (впадина). Зубчатой линией их не пока­жешь на карте, так как склоны у них пологие, плавные.

Если горизонтально «разрезать», рассечь фигуру холма на ровные «дольки», то весь склон холма опояшется несколькими замкнутыми линиями «порезов» - горизонталями. А если затем начертить эти ли­нии на бумаге, то получится фигура, дающая представление о релье­фе (рис. 78). Только нужно короткими штришками на горизонталях показать, в каком направлении склоны идут вниз, так как точно та­кая же фигура получится, если рассекать горизонтальными плоско­стями и котловину. Такие штрихи, показывающие направление вниз от горизонтали, называются бергштрихами или скатоуказателями (по-немецки «берг» - гора).

Этот способ изображения мягких форм рельефа на картах так и на­ зывается - способ горизонталей. За начало секущих рельеф горизон­ тальных плоскостей принята плоскость уровня Балтийского моря. Следующая секущая плоскость проводится, например, на 10 м выше уровня Балтийского моря, за ней еще через 10 м по высоте - вторая секущая плоскость, затем, выше ее на 10 м, - третья (уже на высоте 30 м над уровнем моря) и т.д. Это расстояние (h ) между секущими рельеф плоскостями называется высотой сечения рельефа и бывает разным: 2,5 м, 5 м, 10 м, 20 м и т.д.

Каждая секущая плоскость даст на карте свою замкнутую линию сечения рельефа - горизонталь, а все вместе они дадут полный рису­нок горизонталей - общую картину рельефа местности. Но так как горизонталей на карте получится очень много, то, чтобы в них не за­путаться, чтобы легче было их различать и прослеживать, решили некоторые из горизонталей немного выделить - каждую пятую по счету делать потолще. Тогда горизонтали на карте, как говорится, лучше читаются. Таким образом, при высоте сечения, например, в 5 м утолщенной горизонталью будет горизонталь, расположенная на 25 м выше уровня Балтийского моря; следующая утолщенная - на 50 м выше уровня моря и т.д.

Кроме того, на некоторых горизонталях в удобных местах коричне­вым цветом ставятся цифры, которые обозначают высоту этой горизонтали в метрах над уровнем моря, или, как принято в то­пографии называть эту величину, отметку горизонтали. Сама цифра отметки той или иной горизонтали в дополнение к бергштрихам по­могает понять, в какую сторону склон идет вниз: где у этой цифры низ, туда и склон понижается, а где верх - туда идет подъем. Отмет­ки, кроме того, ставятся и на вершинах гор, холмов. Бок холма, кото­рый круче, на карте изобра­зится горизонталями, распо­ложенными близко друг к другу, а другая, пологая сто­рона холма, наоборот, изобра­зится разреженными горизон­талями.

Между вершинами двух со­седних холмов, имеющих общую подошву, всегда есть по­нижение. Такое понижение называется седловиной. А под седловиной на
склонах холмов чаще всего возникают промоины и овра­ги - жесткие формы рельефа всегда сложно сочетаются с
мягкими.

Группа № 6. Специальные знаки

Подписи наименований на картах стараются разместить так, чтобы они не закрывали важные предметы, и, вместе с тем, все-таки прихо­дится делать, например, разрыв в знаках дорожной сети там, где на знак дороги накладывается подпись населенного пункта или назва­ние какого-нибудь другого местного предмета.

Подписи названий населенных пунктов делаются всегда горизон­тальными (направление запад - восток) разными шрифтами - у од­них пунктов буквы надписи пожирнее и повыше ростом, у других по­тоньше и имеют небольшой наклон. Через такую разницу шрифтовчитателю карты сообщается определенная информация: примерное
количество жителей в населенном пункте. Где больше жителей, там и подпись покрупнее. Под каждым названием населенного пункта стоят цифры, которые обозначают количество строений (дворов) в этой деревне или поселке. Рядом с этими цифрами кое-где стоят буквы

«СС», обозначающие, что в этом населенном пункте находится сельский совет, то есть местный орган власти.

На своих самодельных картах и схемах туристы часто вводят особые условные знаки, показывающие пройденный туристской группой маршрут и его направление, маршруты переездов, места ночевок и дневок, места дневных привалов на обед, достопримечательные места на маршруте.

3. Закрепление изученного материала .

1. Что такое условные знаки?

2. На сколько групп можно разделить топографические условные знаки?

3. Перечислите эти группы?

4. Перечислите, что относится к линейным?

5. Перечислите, что относится к площадным видам?

6. На сколько групп разделены топографические знаки?

4. Подведение итогов занятия.

Педагог делает выводы, оценку деятельности занимающихся, даёт установку на следующее занятие.

5. Организационный момент.

Педагог рассказывает дальнейшие планы на предстоящую неделю.





error: Контент защищен !!