Консультация для родителей «Развитие игровой деятельности. Консультация для воспитателей «Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников Консультации для педагогов по игровой деятельности

Развитие игровой деятельности в свете ФГОС.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить соответствующую особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания. ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм образовательной деятельности во всех областях образовательной программы.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в детском саду. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.

В современном детском саду игры детей происходят в различных центрах активности, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

Для физического развития детей создана зона двигательной активности: дети занимаются подвижной игровой деятельностью утром, на прогулке, после дневного сна. В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам, понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.

Для социально-личностного развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр , мини-музеи кукол, центры ряжения, которые позволяют изменить свой облик, и познавать себя. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. В этом детям мы помогаем: обучаем правильно выполнять игровые действия; направляем игру с помощью подсказок, вопросов и предложений. Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра – это, главным образом, игра коллективная, в которой общение осуществляется по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.

Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития театрализованной игры . Со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные знакомыми литературными произведениями. Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Мы помогаем ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему.

Дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

В непосредственно образовательной деятельности мы используем игру как: часть занятия, методический приём, способ решения. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки.

Для художественно-эстетического развития детей есть центры творчества, центр музыкально-театрализованной деятельности .

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость.

Для познавательно-речевого развития детей созданы центры речевого развития, центры развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация.

Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

Кроме этого ФГОС предъявляет высокие требования к развивающей предметно- пространственной среде, к материалам и инвентарю для игр.

Развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что же это значит?

1) Насыщенность среды . Образовательное пространство должно быть достаточно оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детских игр.

4) Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала.

5) Доступность среды предполагает свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Таким образом, игра способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.


Игра – это особая деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.
С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы.
В игре находят своё отражение сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.
Исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым не изобретается ребёнком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий.
Усваивая в общении со взрослым технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника, так как она удовлетворяет все его потребности (основные): в общении, фантазии, познании окружающего мира, активности, движения, взаимодействии со сверстниками, самостоятельности….
В игре ребёнок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.
Играя, ребёнок действует самостоятельно, свободно выражая своя желания, представления, чувства. В отличии от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают, в игре ребёнок может всё: плыть на корабле, летать в космосе, учить учеников в школе……. Таким образом, как указывал К.Д. Ушинский,
«…. пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.
По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: - учится ставить перед собой цель
- планировать
- добиваться результата
Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.
В игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости, выполняя правила игры, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.
Основное отличие игры от других видов продуктивной деятельности заключается в том, что игра ориентирована собственно на процесс, а не на результат.
Классификация детских игр
(по С.Л. Новосёловой)
В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
1. игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) – самостоятельные игры:
игра – экспериментирование;
самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);
игры со строительным материалом.
2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с воспитательной и образовательной целями:
игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);
досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, …);
3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры), которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Игры с правилами
Игры с правилами – это особая группа игр, специально созданных для решения определенных задач обучения и воспитания детей. это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребёнка при выполнении какого-либо задания.
Игры с правилами
дидактические подвижные
Игры с правилами
Сюжетные бессюжетные
(«Кошки-мышки», «Магазин», ! «Садовник»…) («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?»…..)
Значение игр с правилами:
овладеть правилом – значит овладеть своим поведением;
ловкость, внимательность;
оказание помощи товарищу;
самооценка и взаимооценка;
стремление к совершенствованию.
Таким образом, игры с правилами – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста!!!
Дидактические игры
по содержанию по дидактическому материалу
(матем-е, речевые, эколог-е….) (игры с предметами, с игрушками, настольно-печатные, словесные)
Структура дидактических игр
Обучающая (дидактическая задача) игровые действия правила

Подвижные игры – сложная двигательная, эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.

Подвижные игры

ПИ с правилами спортивные игры

(элементы волейбола, баскетбола,

бадминтона, футбола,

хоккея, городки)

сюжетные несюжетные

отражают жизненный или двигательные игровые

сказочный эпизод задания (эстафеты, перебежки,

(«Воробушки и автомобили», игры-соревнования..)

«Гуси-лебеди»…)

игры-забавы («Коза рогатая»,

«Ладушки»…)

Подвижные игры

По степени подвижности по преобладающим движения по предметам

(малой, средней, большой) (с прыжками, бегом, лазаньем) (мячи, ленты, обрчи…)

Значение подвижных игр:

1. Укрепление здоровья (ДА + положительные эмоции + ускоренный темп + нагрузка);

2. благотворное влияние на физическое развитие детей;

3. формирование и совершенствование двигательных навыков и физических качеств;

4. формирование нравственных качеств (справедливости, честности, умение подчиняться общим правилам….);

5. ориентировка в пространстве;

6. развитие речи;

7. воспитание национального самосознания (народные игры); - НРК (ГОС);

8. эстетическое воспитание (эмоции, фольклор, музыка, выразительность движений….);

9. развитие коммуникативных навыков;

10. познание окружающего мира (в содержании игр много познавательного материала – расширение и уточнение преставления о повадках животных, жизни людей…);

11. умственное развитие (развитие внимания, памяти, ориентировки в пространстве, творческое воображение, сообразительность, ….);

12. творческое развитие (вариативность).

Таким образом, использование всего комплекса эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов, заключенных в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего развития детей!!!

Традиционная классификация детских игр

Творческие игры – в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

Творческие игры

Режиссерские сюжетно-ролевые театрализованные игры со строительным

Материалом

сюжетно-отобразительные игры

Режиссерские игры – это игры, в которых ребёнок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников, роли, которые исполняют игрушки (предметы – заместители; неодушевленные предметы), которые не имеют своих желаний, интересов, претензий.

Ребёнок (режиссер) создает сюжет игры, её сценарий. Взяв какую-либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображение событий.

Сюжет представляет собой цепочку действий.

Речь – главный компонент (за всех героев и автора).

Сюжетно-отобразителные игры – это игры, в которых ребёнок раннего возраста усваивает способы действий с предметами, овладевает последовательностью действий; затем ребёнок обогащает игру простейшим сюжетом, выполняет роль (предпосылки сюжетно-ролевой игры).

Сюжетно – ролевые игры – это игры, основой которых является мнимая или воображаемая ситуация (сюжет), которая заключается в том, что ребёнок берет на себя роль и выполняет её в созданной или игровой обстановке.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевые игры

бытовые производственные общественные

(дом, семья, стирка…) (магазин, ателье, парикмахерская…) (праздник, день рожденья, день города…)

Театрализованные игры – развертывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки).

Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией – сюжетом игры.

Игры со строительным материалом – это игры, в основе которых лежат конструктивные умения и способности.

Конструирование по заданной теме по замыслу игры с природным материалом

по образцу (шишки, камушки…….)

игры с песком, водой, снегом

Консультация для педагогов «Игровая деятельность дошкольников»

Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории Малышева С.Н.

Консультация для воспитателей

«Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»

Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка .
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений , в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала.


В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

DIV_ADBLOCK107">


· Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

· Игры на производственные и общественные темы , в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

· Игры на героико-патриотические темы , отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

· Игры на темы литературных произведений, кино-, теле - и радиопередач : в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Компоненты сюжетно-ролевой игры

Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятель­ности окружающих.

Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Этапы формирования и сюжетно-ролевой игры

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.
На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.
Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно - отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

DIV_ADBLOCK108">

· в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

· в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

· в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Режиссерские игры , в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя, и за куклу.

https://pandia.ru/text/80/148/images/image005_35.jpg" alt="Сайт заблокирован" width="409" height="274 src=">

Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.
Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.
С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Строительно–конструктивные игры

Строительные материалы (портал Pandia.ru)" href="/text/tema/stroy/materials/">строительных материалов . Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными .
Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.
Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т. д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.
В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством дошкольники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.


В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

https://pandia.ru/text/80/148/images/image008_29.jpg" alt="сайт" width="552" height="437 src=">

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в ДОУ вносит в содержание программ необходимые изменения.

Сущностными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются:

· наличие партнерской (равноправной позиции) взрослого

· наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) На это указано в работах ряда современных исследователей (н. А.Коротковой, и др.) Это особенно актуально для организации игровой деятельности.

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов (это понималось и делалось ранее), так и на всю непосредственно образовательную деятельность . Последняя осуществляется в процессе организации детских видов деятельности, в первую очередь в игре как ведущей деятельности.

По мнению, «если взрослый все время управляет ребенком, то у того просто нет ни возможности, ни потребности совершать волевое усилие и овладевать средствами регуляции собственного поведения (ведь за него это уже кто - то делает). При этом развивается не столько воля ребенка, сколько воля взрослого, который стремится заставить малыша действовать в рамках своих ожиданий.

Детская произвольность развивается только в процессе активной деятельности, вызывающей эмоции, которые ребенок учится регулировать.

В ходе планирования игры, по мнению О. Скоролуповой, необходимо руководствоваться следующими принципами планирования:

· комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса

· принцип интеграции образовательных областей.

Игра как ведущая деятельность не может проводиться изолированно, она тесным образом связана с другими видами детской деятельности. Дети не могут играть в случае недостатка знаний об окружающей жизни, т. к. игра носит социальный характер.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности дошкольников»

Дошкольное детство - самый важный период становления личности ребёнка, когда он приобретает первые начальные знания об окружающей действительности, у него формируется своё отношение к окружающим людям, к труду, складываются навыки и привычки правильного поведения, характер. Основным видом деятельности дошкольника является игра, развивающаяся под влиянием воспитания и обучения, и зависит от приобретённых знаний, умений, навыков, от воспитания интересов. В ней развиваются физические и духовные силы ребёнка, его память, внимание, воображение, ловкость, дисциплинированность и т.д. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка. В то же время можно наблюдать следующее: у одного и того же ребёнка можно обнаружить разные уровни игрового творчества, - это зависит от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. Кроме того, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта, свойственный дошкольному возрасту.

Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать, как взрослый приводит к тому, что ребёнок стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно.

Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции «понарошку».

По степени активности и самостоятельности детей игры делят на две группы: творческие игры и игры с правилами. К творческим играм относят предметные игры детей раннего возраста, сюжетно – ролевые игры, строительные, игры – драматизации. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводя с помощью ролей и игровых действий

Социальные отношения более выражены в ролевых играх, ведь ребенок сам в них включен. Поэтому элементарные формы ролевой игры могут появляться без руководства взрослого, на основе подражания. Отсюда вытекает и различие компонентов таких игр. В сюжетно-ролевой игре - это роль, фиксирующая функцию взрослого, в дидактической - дидактическая задача, предполагающая формирование средств и способов познания.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте ребёнок уже обладает определённым набором знаний, умений, навыков. После работ выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина в детской психологии твёрдо установлено, что ведущий тип деятельности дошкольника – игра. Можно выделить особые приёмы игры: ребенок принимает на себя роль взрослого человека и его общественно-трудовые функции; обобщенный изобразительный характер воспроизведения действий с предметами; перенос значений с одного предмета на другой и т. д. Главное значение игровой деятельности состоит в том, что благодаря игровым приёмам ребенок моделирует в ней отношения между людьми.

Становление отдельных компонентов и уровни развития игры охарактеризованы блестящим исследователем игры Д.Б. Элькониным. Он считал, что игра социальна по природе, является ведущей формой развития психических функций и направлена на отражение мира взрослых. Игре присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Д.Б.Эльконин выделил 4 этапа развития игры: на первом из них действие с предметом направленно на другого «кормление», «лечение», при этом безразлично чем и в каком порядке. Роли не называются, нет цепочки действий. На втором этапе основным содержанием является действие с предметом, но в соответствии с реальностью, есть разделение функций, логика действий определяется жизненной последовательностью, роли распределяются под руководством взрослого. На третьем этапе роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка, действия их разнообразны. Появляется специфическая ролевая речь, вычленяется правила поведения. Нарушение логики действий опротестовывается.

На высшем, четвёртом этапе, основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Роли ясно выделены и выдерживаются в течение всей игры, ролевые функции детей взаимосвязаны. Игровые действия последовательно воссоздают логику реальных событий, они разнообразны. Правила явно вычленены, в борьбе между возникшим желанием и правилом побеждает последнее. Эти этапы связаны не столько с возрастом, сколько с уровнем развития участников игры.

Каждой игре присущи свои игровые условия – дети, игрушки, предметы. Младшие дошкольники манипулируют предметами, например, если ребёнок «готовит обед» он повторяет однообразные действия тарелочками, кубиками. Если включен другой человек (кукла или ребенок), манипуляции имеют особый смысл и появляется соответствующий образ. Манипуляции теряют свой первоначальный смысл, если ребенок останется один, убрать игрушки, наталкивающие его на сюжет. С изменением игровых условий «обед» исчез из представлений ребенка, он переставляет предметы по величине или форме, он объясняет, что играет «в кубики», «так просто».

Основной особенностью игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует от его имени. Соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т.д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Выполнение роли протекает с помощью определенных игровых действий. Так девочка, исполняя роль мамы, кормит, купает, одевает, укладывает спать свою «дочку». По мере взросления ребенка игровые действия все больше обобщаются, приобретают условный характер, нередко заменяясь словами: «Белье уже постирано», «Вы уже пришли из школы», «Ты уже поправилась». Освоение разнообразных игровых действий позволяет дошкольнику наиболее полно и точно реализовать роль.
В сюжете дети используют два вида
действий: оперативные и изобразительные – «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придаётся воображаемое, игровое значение.

Ещё одним компонентом игры являются правила, благодаря которым развивается произвольность. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Именно роль придает правилу смысл, наглядно показывает дошкольнику необходимость следования ему и создает возможности контроля за этим процессом. Невыполнение правил приводит к распаду игры. Причем правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста.

Сначала ребёнок легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится этому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, открытыми. Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением.

В сюжетно – ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т.п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.д.). Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре нуждается в опоре, поэтому одна вещь заменяет другую (например, палочка заменяет ложку) для осуществления действия.

Наиболее общий мотив сюжетно – ролевой игры – стремление ребёнка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно – ролевой игре: в ней ребёнок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно – ролевой игры также является одной из её важнейших особенностей. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых].

Сюжетно – ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Но это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно – ролевых игр.

Невозможно переоценить значение игры для растущей личности. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2-3 становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так, как хочет, а так, как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.

В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие. Хотя ребёнок создаёт воображаемые ситуации, чувства он переживает самые настоящие, игровые переживания искренни. Ребёнок не притворяется: мама по – настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он переживает своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в игре связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к разным событиям жизни, видам труда взрослых; у них появляются любимые персонажи книг, которым они стараются подражать. Вследствие чего, игровые замыслы становятся более стойкими, а иногда на длительное время овладевают воображением детей, что говорит о новом, более высоком уровне развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение, а постепенное развитие, обогащение сюжета. Благодаря этому мышление и воображение ребёнка становится целенаправленным.

В сюжетно – ролевой игре развивается воображение и творчество. Для осуществления игрового замысла ребёнку необходимы игрушки и различные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с ролью. Способность видеть в предмете несуществующие качества (замена одного предмета другим) составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее относятся к предметам для игры, и тем больше сходства ищут с действительностью.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, с всё возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.



Консультация для родителей

«Развитие игровой деятельности»

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей,
Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно.
К дошкольному возрасту ребёнка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Это позволяет эмпирически и экспериментально проследить связь нарушений общения ребёнка в семье с нарушениями его общения со сверстниками и с проблемами развития его личности.
С помощью игры решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии семейных отношений (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка). Игры помогают в адаптации детей к дошкольному учреждению.
В раннем детстве возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют своё стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребёнок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка.
^ Генезис общения ребёнка со взрослым и сверстником
С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т. д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира - задача, непосильная для ребёнка. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает проблема общения ребёнка с другим людьми. Исследования М.И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком всё новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом.
Взаимность в общении со взрослыми начинает проявляться у младенцев в 2 месяца. Малыш развивает особую активность, стараясь привлечь внимание взрослого, чтобы самому стать объектом такой же активности с его стороны. Эту первую в жизни ребёнка форму общения со взрослыми М.И. Лисина назвала ситуативно-личностной или непосредственно-эмоциональной. Её появлению предшествует немалая работа и взрослого, и ребёнка. Новорождённый приходит в мир без потребности в общении и без умения общаться. С первых дней его рождения взрослый организовывает атмосферу общения, налаживает с малышом сигнальную связь, постоянно переделывает его поведение, выделяя и усиливая в нём одни действия, приглушая другие.
Первые акты протеста, оппозиция, противопоставление себя другим - вот те основные моменты, которые обычно описывают как содержание первого года жизни.
От года до трёх лет наступает новый этап в развитии ребёнка - раннее детство. Деятельность ребёнка со стороны взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах, и предметные действие ребёнка становится совместным действием его и взрослого, в котором элемент содействия взрослого является ведущим.
Содержание потребности в сотрудничестве со взрослым в рамках ситуативно-делового общения претерпевает у детей изменения. В первые год-полтора, на доречевом уровне развития, им требуется помощь в предметных действиях. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству получает новый оттенок. Малыш не ограничивается ожиданием помощи старшего. Теперь он хочет действовать как взрослый, и следуя примеру и образцу, копировать его.
Ситуативно-деловая форма общения играет очень важную роль в формировании личности ребёнка. Задержка на непосредственно- эмоциональном этапе общения со взрослым чревато задержками в развитии малыша, трудностями адаптации к новым условиям жизни.
В раннем детстве не только старший влияет на развитие личности ребёнка. Наступает момент, когда ребёнок стремится к общению с другими детьми. Опыт общения со взрослыми во многом предопределяет общение со сверстниками, реализуется в отношениях между детьми.
В своих исследованиях А.Г. Рузская отмечает, что общение ребёнка со взрослым и сверстником - разновидности одной и той же коммуникативной деятельности.
Эмоционально - практическое общение со сверстниками способствует развитию таких личностных качеств как инициатива, свобода (независимость), позволяет ребёнку увидеть свои возможности, помогает дальнейшему становлению самосознания, развитию эмоций.
В первой половине дошкольного детства в (3-5 лет) у ребёнка наблюдается новая форма общения со взрослым, которая характеризуется их сотрудничеством в познавательной деятельности. М.И. Лисина называла это «теоретическим сотрудничеством». Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой всё более сложные вопросы. «Почемучки» обращаются к взрослому за ответом или за оценкой собственных размышлений. На уровне внеситуативно- познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствительность к их отношению. Ребёнок не уверен, боится, что над ним будут смеяться. Поэтому взрослому необходимо серьёзно относиться к вопросам ребёнка, поддерживать его любознательность.
Общение со сверстниками становится всё более привлекательным для ребёнка, оформляется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками (4-5 лет). Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в этом периоде. Взаимоотношения взрослых начинают обыгрываться детьми, и для них очень важно сотрудничество друг с другом, установление и проигрывание ролей, норм, правил поведения, однако регулятором игры всё-таки ещё становится взрослый. Переход от соучастия к сотрудничеству представляет заметный прогресс в сфере коммуникативной деятельности со сверстниками.
^ Общая характеристика игровой деятельности
Часто говорят, что ребёнок играет, когда он, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно, если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребёнок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребёнка. Её проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая своё название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определённые свойства, ребёнок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов.
В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берёт на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Хотя ребёнок может брать на себя роль коня или страшного зверя, чаще всего он изображает взрослых людей - маму, воспитательницу, шофёра, лётчика. В игре ребёнку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.
Обязанности по отношению к окружающим - это то, что ребёнок чувствует необходимым исполнять, исходя из роли, которую он взял на себя. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно выполнял взятую на себя роль.
Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры.
^ Взаимоотношения детей в ситуации игры
В игре существует два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношение по сюжету и роли. Так, если ребёнок взял на себя роль Карабаса Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик».
Реальное взаимоотношение - это взаимоотношение детей как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникшие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определённые формы общения детей. Игра требует от ребёнка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
Элементы общения появляются очень рано, когда дети ещё не умеют строить развёрнутую сюжетную игру, а играют индивидуально - каждый сам по себе. Обычно в этот период развития игры ребёнок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребёнка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребёнок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установления определённых отношений. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребёнка приблизиться к другому ребёнку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие лёгкие контакты ещё не изменяют самого существа игры - каждый ребёнок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния».
В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками. Взаимодействие ребёнка со сверстником носит кратковременный характер. Содержание игры ещё не даёт оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Глубже проникая в жизнь взрослых людей, ребёнок обнаруживает, что эта жизнь постоянно протекает в общении, во взаимодействии с другими людьми. Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребёнок начинает нуждаться в партнёрах, которые бы играли вместе с ним. Отсюда возникает необходимость договориться с другими детьми, вместе организовать игру, включающую несколько ролей.
В совместной игре дети учатся языку общения. Взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребёнка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся разнообразнее. Усложнение содержания игр ведёт, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более чёткого согласования действий.
Игровые взаимоотношения могут быть осложнены реальными, если инициатор игры берёт на себя роль подчинённого, но реально продолжает руководить игрой.
С развитием умения создавать развёрнутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребёнок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять желания играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности.
Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадётся. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.
^ Игра и общение
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием её. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который даёт основания впервые назвать ребёнка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т. п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.
Сформированность сюжетной игры у дошкольника позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкую сферу действительности, далеко выходящую за пределы личной практики ребёнка. В игре дошкольник и его партнёры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. д.
Ребёнок - дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определённый запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И всё это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формулирует личные качества ребёнка.
Содержания, сюжеты игры, предпочитаемые ребёнком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения.
Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребёнка. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребёнка на учебную деятельность, порождает у дошкольника внутриличностный конфликт. У ребёнка возникает чувство вины, которое внешне может проявляться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассивности, способствует появлению чувства неполноценности.
В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнёрам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависит от усвоенных ими образцов семейного общения.
В группе сверстников постепенно складываются общественное мнение, взаимная оценка детей, которые существенно влияют на развитие личности ребенка.
Особенно важна оценка со стороны группы сверстников в старшем дошкольном возрасте. Ребёнок чаще старается воздержаться от поступков. Вызывающих неодобрение ровесников, стремится заслужить их положительное отношение.
Каждый ребёнок занимает в группе определённое положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребёнок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешности и т. д.
Сверстники объединяются в игре, в большей степени учитывая собственно-личностные отношения и симпатии, однако иногда в игровую группу на роли, которые никто не хочет выполнять, попадает непопулярный ребенок.
Отношения со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевые отношения оказывают существенное влияние на становление личности ребёнка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т. п. Особое значение для развития личности ребёнка, для усвоения им нравственных элементарных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.
Заключение
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета. Если ребёнок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета - он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребёнок учится мыслить о реальном предмете.
В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребёнка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.
Список использованной литературы
1. Воспитание детей в старшей группе детского сада/В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др. - М.: 1984 год
2. В.С. Мухина «Детская психология» - М.: 2000 год
3. М.А.Панфилова «Игротерапия общения» - М.: 2002 год.





error: Контент защищен !!