Как устроить поле боя на одном столе или Варгеймы — солдатики по-взрослому. Настольный варгейм: Игра в солдатики или образ жизни? Правила игры в солдатики звезда

А статья у нас сегодня — о мальчишеских игрушках. Пожалуй, трудно найти мальчишку, который бы в детстве не играл в солдатики. В сознании большинства наших современников они, то есть солдатики, так и воспринимаются лишь в качестве детских игрушек. Но, во-первых, это слишком упрощенный подход, а во-вторых, немало известных людей, уже будучи вполне взрослыми, не стеснялись своего пристрастия к маленьким игрушечным воинам. В их списке – французские монархи Людовик ХІV, Наполеон I и Наполеон II, русский полководец Александр Суворов и его современник император Павел I, немецкий композитор Иоганес Брамс, английский писатель Роберт Стивенсон, английский премьер-министр Уинстон Черчилль и многие другие, известные и менее именитые личности.

Солдатики — древние игрушки

История солдатика насчитывает более 4-х тысяч лет назад. Древнейшие из них найдены в гробницах древнеегипетских фараонов. Сделанные из дерева, фигурки олицетворяли стражу, охраняющую умершего правителя в загробной жизни.

На весь мир известна терракотовая гвардия из мавзолея древнекитайского императора Цинь-Шихуанди. Полноростовые фигуры его телохранителей выполнены с высочайшей деталировкой, а лицо каждого настолько индивидуально, что не остается ни малейшего сомнения в портретном сходстве.

В Средневековье игрой в солдатики увлеклись европейские короли и вельможи. Это была едва ли не единственная общественная прослойка, способная позволить себе такое удовольствие, ведь материалом для изготовления фигурок выступали чаще всего драгоценные металлы. Сами игры имели тактический и стратегический моменты – в них будущие полководцы изучали основы управления военными отрядами.

В XVII – XVIII вв. уже не один уважающий себя королевский двор не обходился без коллекции миниатюрных воинов. А в начале ХІХ столетия солдатики наконец стали доступны широкому потребителю и вышли в массы. Связано это, как ни странно, с распространением дешевой фаянсовой посуды. До этого европейская посуда в большинстве своем отливалась из олова. Но фаянсовая технология оказалась значительно экономичнее, и литейщики-оловянщики просто не выдерживали конкуренции. В поисках нового рынка сбыта они обратились к производству оловянных фигурок. Так и родился хрестоматийный оловянный солдатик. Произошло это в германском городе Нюрнберге, а первые солдатики в среде коллекционеров так и называются: нюрнбергская миниатюра.

Помните, у Андерсена: из одной оловянной ложки – 25 солдатиков? Если сравнить с продукцией современных фабрик, то придется удивиться размеру ложек того времени. Но удивление будет преждевременным: тогдашние ложки были не больше нынешних ложек. А вот солдатики – наоборот, уступали в параметрах своим потомкам начала ХХI века. Нюрнбергские фигурки были плоские, не толще 3 мм, а высота пешего солдатика равнялась примерно 30 мм. Так что неудивительно, что из одной ложки вышло две дюжины стойких оловянных.

Впоследствии появились и объемные фигурки, интереснее, но и дороже, а самые дорогие среди массовой продукции делались и вовсе разборными. Русский художник рубежа ХІХ – ХХ вв. Александр Бенуа вспоминал, что появление у него именно таких разборных солдатиков он воспринял как настоящий праздник.

В ХХ столетии спектр сырья для производства солдатиков значительно расширился за счет полимерных материалов. После Второй мировой войны солдатики стали одной из наиболее востребованных статей на рынке игрушек. В этот же период набирает популярность военно-исторический варгейм (военно-тактические игры с солдатиками). В отличие от подобных игр эпохи Средневековья и Нового времени, теперь они посвящены конкретным событиям военной истории, будь то восстание Спартака или Сталинградская битва. Основной контингент варгеймеров – отнюдь не дети, а молодежь от шестнадцати и старше.

Параллельно развивается и коллекционирование солдатиков – как старинных сто- и двухсотлетней давности, так и современных, выпущенных специально для коллекционеров.

Как бы там ни было, а дух Андерсеновского солдатика не сгорел в пламени печки, а продолжает согревать сердца миллионов «солдатистов» по всему миру.

Кононко Юлия

Солдатики своими руками в домашних условиях

Для тех, кто хочет делать солдатиков для детей своими руками, есть разные способы и материалы. Самостоятельно лепить солдатиков можно из , глины или даже массы для холодной сварки. Как лепить солдатиков из «холодной сварки» показывает Сергей Осипов:

Попробуйте повторить все действия, и тогда у вас возможно получатся солдатики, похожие на эти фигурки скульптора-любителя Сергея Киселева:

Еще солдатиков делают из проволоки , очень подробная инструкция здесь: www.lobzik.pri.ee/modules/news/article.php?storyid=404

Ну а желающие собственноручно отлить себе металлических солдатиков могут посмотреть для начала инструкцию:

Бумажными солдатиками играть надо более аккуратно. Они могут быть плоскими, например, такими:

А вот о солдатиках из дерева (из книги В.С.Горичевой «Куклы»):

Фот от самого молодого участника в и первого мужчины среди участников всех конкурсов моего блога. Знакомьтесь — Архангельский Степан , 11 лет.

Степан живет в городе Кавалерово и, как и полагается мальчишкам, не равнодушен к военным играм. Он любит лепить из пластилина рыцарей и всяких вояк. В основном, занимается этим в детской группе при клубе «Светлица».

Описание работы получается коротким: берется пластилин разного цвета. Лепит Степан без основы. Отрывая маленькими кусочками массу, создает требуемую форму, глядя на картинку.

И получается вот такой рыцарь:

Как делать солдатиков из пластилина и проволоки написано в книге В.С.Горичевой “Куклы”:

И еще один пошаговый мастер-класс по лепке :

На тему пластилиновых солдатиков я нашла такое видео, удивительное:

А это — красноармеец из ткани, схема для шитья из альбома « «:

В общем, можно делать солдатиков своими руками или покупать готовых.

Главное, чтобы они так и оставались игрушками в руках мальчиков и взрослых, а люди не становились игрушками в руках правителей мира сего.

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Посмотрите также:

Кукла из платочков
Еще одна народная кукла из платочков от Ирины Калининой. Издавна образовалась некая традиция, когда...

Детская игра "Накорми сказочного героя"
Дети очень любят подвижные игры. Догонялки, квач, заморозки… Все это веселые и увлекательные игры, г...

Елочки (вязание крючком)
Елочки, которые можно связать к Новому году: Объемная елочка крючком И еще один новогодний мастер-...

Елочка в технике канзаши, мастер-класс
Замечательный новогодний мастер-класс от автора обучающей статьи по канзаши Светланы Сорокиной. Ело...

Домовенок Кузя (шитье)
Многие из нас помнят непоседливого и озорного Домовенка Кузю из одноименного мультфильма. А что, есл...

И много, удобнее и просторнее всего развернуть боевые действия прямо на полу. Изобразите пересеченную местность, используя в качестве возвышенностей коробки, книги или бруски дерева. Перед предстоящим сражением поделите солдатиков поровну на две противоборствующие . Если приятель пришел к вам в со своим войском, то логичнее противопоставить «всех твоих против всех моих». Но все-таки интереснее партнерам заведомо иметь равные по силе армии.

Обговорите с «противником» правила игры. К примеру, предложите ему следующий ход игры. Ходить, то есть переставлять фигурки и стрелять, по очереди. За один ход воюющая сторона может, как передвигать солдатиков или технику, так и использовать право выстрела. Можно армию не двигать, а только стрелять. Соблюдайте строгий порядок - сначала движение, после стрельба. В случае когда выстрел произведен, двигать игрушки уже нельзя.

Договоритесь об особенностях передвижения и стрельбы. К примеру, пусть пеший воин за один ход перемещается на одно деление. Размер деления примите равным длине обыкновенной спички. Конницу двигайте на три деления, упряжки и повозки - на два, легковушки - на пять, грузовики - на шесть. Стрелять может любой пехотинец, а вот конные солдатики сражаются только врукопашную. Производить выстрел можно только щелчком пальца.

Снарядами пусть будут пластмассовые пульки. Если боец, падая, роняет других, то они все считаются убитыми. При этом для соблюдения порядка на поле битвы погибших воинов сразу убирайте с игровой площадки. Упавшие от сотрясения в грузовике солдатики не считаются порешенными. Если от попадания снаряда вражеская техника опрокинулась или отскочила на одно деление, она считается сбитой. Из пушки можно производить выстрел только в том случае, когда около нее находятся не меньше двух артиллеристов.

Пожалуй, в мире найдется не много мальчишек, которые бы не имели в арсенале игрушечных солдатиков. Ведь они позволяют окунуться в мир боевых действий, наслаждаться баталиями, придумывая новые наступательные стратегии. Некоторые ребята, повзрослев, превратили детские игры в увлекательное хобби.

Меж тем не каждый знает, что издавна солдатики пользовались популярностью у наследников мировых престолов. Фигурки преподносили не только с целью развлечь скучающего отрока, но и приобщить будущего правителя к руководству людьми. Недаром многие известные короли и императоры снискали славу талантливых полководцев. И до сих пор коллекционирование солдатиков является прерогативой аристократов, в основном сильных и успешных людей.

Предпочтение отдается самым разным солдатикам: из пластмассы, металла и дерева. Это могут быть рыцари или представители определенных родов войск, относящиеся к различным эпохам: рыцари Крестовых походов, революционные матросы, американские солдаты. Люди, занимающиеся коллекционированием фигурок солдатиков, изготавливают их сами или приобретают уже готовые.

Однако этого недостаточно. Главное - исторически достоверно раскрасить фигурки. Самостоятельное изготовление фигурок солдатиков – довольно трудоемкий процесс, требующий специальных знаний, материалов и инструментов. Потому многие покупают приглянувшихся воинов и посвящают досуг их раскрашиванию.

Интересно, что женщины росписью солдатиков не занимаются, так как это исключительно мужское занятие. При том роспись мелких и не очень фигурок – дело, которым могут заниматься только увлекающиеся люди. Как правило, им интересен не только процесс, но и контекст, в котором существовал герой, буквально оживающий на глазах под кистью.

Часто, чтобы добиться достоверности, приходится прочитать не одну сотню страниц исторической литературы. При этом раскрашивание – релаксирующее занятие, особенно если вас не очень смущает запах краски. Кстати, для росписи солдатиков используют акриловые и темперные краски. Главное – не забывать проветривать рабочее помещение.

Коллекционирование и раскрашивание солдатиков – хобби, сочетающее тягу к искусству и военной истории.

Видео по теме

Простые правила для игры в солдатики

Для игры необходимо:

1. кубик на шесть граней (Д6)
2. солдатики
3. мера хода
4. игровое поле

В игре участвуют два или более игрока. Игровым полем может быть любая горизонтальная поверхность – стол, пол, ровная площадка на земле. В центре игрового поля можно по желанию создать некие препятствия в виде руин, зданий, деревьев и прочего террейна. Если игра происходит на земле необходимо очертить границы игрового поля.
Условия победы в игре могут быть любыми по взаимной договорённости игроков – поражение всех солдатиков противника, захват или поражение какого-то отдельного персонажа (например, командира), захват флага противника, захват какого-то объекта на игровом поле.
Игроки располагаются на противоположных краях игрового поля и выставляют на поле солдатиков, но не ближе чем 8 мер Хода до ближайшего солдатика противника. Мера хода - шаблон из бумаги, картона или дерева, длиной 6 см.
Игроки ходят по очереди. В свою очередь игрок должен пройти любым одним солдатиком из своего войска Полный Ход который состоит из Фазы движения, Фазы Атаки и Фазы защиты. Затем очередность хода переходит к противнику. Солдатик игрока уже прошедший Полный Ход больше двигаться, атаковать и стрелять не может, до тех пор, пока не пройдут Полный Ход все остальные солдатики игрока.
Очередность хода в начале игры определяется броском кубика Д6, тот у кого больший результат начинает игру.

Фаза Движения. Игрок бросает кубик Д6. По выпавшему числу определяется значение движения:
1 – Шаг (игрок может передвинуть солдатика на 1 Меру хода в любую сторону)
2 – Бег (игрок может передвинуть солдатика на 2 Меры хода в любую сторону)
3 – Шаг
4 – Бег
5 – Шаг
6 – Бег

Примечание: фазу Движения можно пропустить по усмотрению игрока.
Если после фазы Движения солдатика в радиусе 1 хода оказывается солдатик противника, то игрок переходит к фазе Атаки. Фазу Атаки можно пропустить.
Если в радиусе 1 хода солдатиков противника нет, то фаза Атаки пропускается.

Фаза Атаки. Игрок бросает кубик Д6. По выпавшему числу определяется значение атаки:
1 – Ближняя атака (игрок атакует любого ближайшего солдатика противника в радиусе 1 меры хода)
2 – Дальняя атака (игрок атакует любого ближайшего солдатика противника в радиусе 2 мер хода)
3 – Смертельная атака (солдатик противника в радиусе 1 хода, убирается с поля без права противника на фазу Защиты)
4 – Ближняя атака
5 – Дальняя атака
6 – Смертельная атака

Примечание: При проведении Атаки атакующий солдатик придвигается вплотную к солдатику противника по кратчайшему расстоянию. Фазу Атаки можно пропустить по желанию игрока.
После проведения фазы Атаки противник должен провести фазу Защиты.

Фаза Защиты. Игрок бросает кубик Д6, по значению кубика определяется значение защиты:
1 – Защитился (солдатик противника остаётся на месте)
2 – Не защитился (солдатик противника повержен и убирается с поля боя)
3 - Контратака (солдатик противника защитился и атакует фигуру игрока)
4 - Защитился
5 - Не защитился
6 – Контратака

По окончании фазы Защиты очерёдность Хода переходит к противнику.

Если среди солдатиков присутствуют фигуры с оружием дистанционного боя (лук, арбалет, ружьё, пистолет, дротики), то в игру можно ввести фазу Стрельбы. Фаза Стрельбы проходит перед фазой Движения т.к. стрелявший солдатик теряет возможность Движения в свой ход.

Фаза Стрельбы. Игрок бросает кубик Д6. По выпавшему числу определяется значение стрельбы:
1 – Попал (солдатик противника проходит фазу Защиты)
2 – Промах (солдатик противника остаётся на месте)
3 – Смертельная рана (солдатик противника убирается с поля без прохождения фазы Защиты)
4 – Промах
5 – Попал
6 – Смертельная рана

Стрелять можно по видимой фигуре противника на расстояние не более 5 мер хода. Если солдатик противника скрыт преградой или любым другим солдатиком более чем на 1/3 , стрельба по солдатику невозможна.

Настольная история

Сражения Отечественной войны 1812 года, Крестовые походы или битвы Второй мировой - все эти баталии можно воссоздать на столе у себя дома при помощи игрушечных солдатиков. Такая история не имеет ничего общего с сухим изложением учебника и будет интересна и детям, и взрослым.

Помню, как в детстве мы с друзьями создавали игрушечные армии. Подручными средствами служили пластилин и «золотце» - разноцветная фольга от конфет. Для нас, мальчишек конца 1960-х, эта фольга была действительно на вес золота. Выпрашивали, обменивали, выискивали, где только можно. Фольга позволяла одевать солдатиков в красивую форму; фольгой мы обклеивали дверцы карет, седла и копыта скакунов, башни пластилиновых крепостей. Времена изменились: сегодня можно купить готовые наборы солдатиков разных армий мира, но с какой ностальгией вспоминаются те времена, когда мы сами лепили мушкетеров и гвардейцев кардинала, пиратов и индейцев, рыцарей и гренадеров.

ИГРЫ АРИСТОКРАТОВ
История игрушечных солдатиков уходит в далекое прошлое. Так, в одной из гробниц египетского фараона была найдена великолепная армия деревянных солдатиков. В древние времена фигурки изготовлялись также из глины, воска и свинца. Французский король Людовик XIV заказал для своего сына 300 игрушечных солдатиков, повелев отлить их из серебра. Наполеон также позаботился о том, чтобы его маленький сын имел собственную армию. Ювелир Жан-Батист Клодио создал похожую на шахматную доску площадку, на которой демонстрировали боевое искусство 117 миниатюрных золотых воинов.
Игрушечными армиями увлекались и взрослые. Замечательные коллекции солдатиков имели А. В. Суворов, российский император Петр III, британский премьер-министр Уинстон Черчилль, фантаст Герберт Уэллс. Другой английский писатель, Роберт Стивенсон, автор «Острова сокровищ», даже выпустил книгу «Маленькие войны» с разработанным им сводом правил военных игр, которые можно вести игрушечными солдатиками на полу, на столе и даже на подоконнике.
Массовая мода на солдатиков началась в ХVIII веке, когда они перестали быть привилегией знати. Первыми в массовое производство попали фигурки гвардейцев Фридриха Великого. Их делали по образу и подобию человечков, которыми нюренбергские жестянщики украшали оловянную посуду. Маленькие плоские фигурки из олова, названные «нюренбергскими», очень полюбились детям и быстро стали самой массовой игрушкой. Позднее этот образ увековечил Г. Х. Андерсен в знаменитой сказке «Стойкий оловянный солдатик».
В середине XIX века был изобретен предельно дешевый материал для изготовления игрушечных воинов - смесь из клея и опилок. Пластмассовые солдаты появились в 1930-х гг., однако особой популярности не снискали.
В наше время солдатиков изготавливают разными способами. Классический - это отливка из олова. Созданный художником образец помещается между двумя резиновыми дисками, на которых под нагревом и давлением отпечатывается его оттиск. Затем в получившуюся пресс-форму по специальным желобам подается горячий металл. Остывшие «болванки» раскрашивают масляными или акриловыми красками. Другой популярный способ - лепка из специального художественного пластика, который затем также расписывают. Бывают и комбинированные варианты, когда используют и олово, и пластик, и даже керамику.

СДЕЛАЙ САМ
Создание военно-исторических миниатюр в домашних условиях - замечательная возможность увлечь детей историей. Одно дело - материалы учебника, и совсем другое - когда персонажи прошлых веков словно оживают под вашими руками. Конечно, можно покупать штампованных солдатиков, но, во-первых, это будут унифицированные, шаблонные игрушки, а во-вторых, куда интереснее, азартнее воссоздавать игрушечных героев самому. В этом случае мир военной истории открывается в его многообразии: атакующие бенгальские уланы, марширующие шотландские стрелки, американские офицеры времен Гражданской войны, буры, сражающиеся с англичанами, матросы английского флота времен адмирала Нельсона, средневековые тевтонские рыцари и т. д.
Технология изготовления солдатиков в домашних условиях может быть разной. Самый сложный путь - создание пресс-формы и отливка из металла. Для упрощения задачи можно соорудить каркас будущего человечка из проволоки и уже на него «надевать» остальные детали фигурки, которые можно отлить из смеси олова и свинца или вылепить из затвердевающего пластика. Вспомогательными материалами могут также служить эпоксидный клей, различные виды автомобильной шпаклевки. Самый простой вариант - купить заготовку и самому раскрасить набор уже отлитых солдатиков нужного вам рода войск (краски обычно прилагаются к набору).

Чтобы оттачивать мастерство, стоит посещать выставки солдатистов (так называют коллекционеров игрушечных солдатиков), организуемые клубами любителей военно-исторической ми¬ниатюры. Ежегодно в мире, в том числе и в России, проходят десятки подобных выставок (в частности, в московском Фонде народных промыслов). Как знать, может быть, в один прекрасный день на такую выставку попадут и солдатики, сотворенные вашим ребенком.

ГЛАВНОЕ - ДЕТАЛИ
Создавая набор солдатиков или панораму какого-нибудь сражения, придется провести исследова¬ние. Во-первых, важно в точности воссоздать военную одежду, которая имела много мелких деталей. Свои особенности в обмундировании были у каждого рода войск, у каждого полка, а порой и эскадрона. При этом нельзя забывать, что в походах и битвах одежда изнашивается и это требует внесения соответствующих деталей, чтобы придать игрушечным воинам максимальное правдоподобие. Ну а для воспроизведения батальной сцены нужно изучить массу историче¬ских фактов: реальный ход сражения, особенности местности и диспозицию армий.
Самая популярная тема у создателей игрушечных баталий - эпоха наполеоновских войн благодаря ярким, выразительным мундирам европейских армий того времени. Как известно, покрой военной формы менялся вслед за штатской модой. Менялись формы, цвета, технологии производства тканей и кожи. После эпохи камзолов появились мундиры фрачного типа. Самой необычной считается униформа французского пехотинца XVIII века: фески на голове и широкие восточные штаны. Забавно, что в се¬редине XIX века эту форму переняли американцы, а затем русские: в марте 1855 г. вместо прежних белых панталон российским генералам велено было носить шаровары из красного сукна.
Можно, впрочем, придумывать и собственные модели солдатиков на основе изучения иллюстраций военных книг, картин, исторических опи¬саний, присовокупив к этому собственное воображение.

Любители военно-исторической миниатюры изготавливают не только солдатиков. Популярны и персонажи исторических фильмов, короли, цари. Между прочим, правители многих стран лично утверждали, а иногда и сами придумыва¬ли военную форму для своих войск. Так поступали императоры Петр I, Павел I и Николай I. В указе Александра I от 24 июля 1801 г. повелевалось «с меньшими издержками дать одежде вид наиболее воинственный и прочный и не только для всех оборотов службы и сохранения здоровья и бодрости солдат вообще удобнейший, но и каждому роду войск приличнейший». Александр II, любивший яркие цвета, наградил кавалеристов красивой и стильной формой, при этом у каждого полка были свои цвета.

Кратко о статье: Забава полководца В военно-тактические игры, которые также известны как варгеймы (англ. wargame) играли почти все: мы двигаем армии солдатиков в детстве, собираем модели танков и самолетов в юности. А некоторые, как и автор данной статьи, продолжают заниматься и жить варгеймами, уже закончив институт. Поклонники военно-тактических игр попадают в другое измерение, другой мир. Цель данной статьи - познакомить читателей с этим миром, который тесно связан и с фантастикой, и с фэнтези.

Настольные военно-тактические игры

Игра в солдатики или образ жизни?

В военно-тактические игры, которые также известны как варгеймы (англ. wargame ), играли почти все: мы двигаем армии солдатиков в детстве, собираем модели танков и самолетов в юности. А некоторые, как и автор данной статьи, продолжают заниматься и жить варгеймами, уже закончив институт. Поклонники военно-тактических игр попадают в другое измерение, другой мир.

Штабные игры

Прообраз современных настольных варгеймов - штабные тактические учения. Впервые они стали проводиться в 1860-70 годах. В это время численность средней европейской армии превысила отметку в 200000 человек, и осуществлять реальные учения с вовлечением в них настоящей армии с финансовой точки зрения было равносильно настоящей войне сроком 2-3 недели. Ни одна страна не была готова к подобным расходам.

В то же время было необходимо прорабатывать различные варианты вторжения, контрнаступления и взаимодействия фронтов, потому что без подобных исследований нельзя изучать методы ведения глобальной войны.

Выход был очевиден. Штаб армии, который в ответе за военное планирование, разбивали на две группы. Эти группы изолировались друг от друга на неделю-другую и принимали участие в командных военно-тактических играх. Одна группа думала за противника, вторая - за "свою страну". Функции третейского судьи взяли на себя посредники - самые опытные боевые офицеры. Посредники разъясняли вводную ситуацию, следили за принимаемыми решениями, отвечали на вопросы участников игры. Они описывали развитие воображаемой ситуации, исходя из таблиц передвижения армий, корпусов и дивизий, таблиц снабжения и вооружения. Посредники учитывали даже вероятную погоду, разлив рек или засуху, отслеживали по реальной карте воображаемые передвижения полков и дивизий, прикидывали возможные нестыковки. За ними всегда оставалось последнее решение - кто победил в каждом конкретном случае.

Вам это ничего не напоминает? Берусь утверждать, что офицер-посредник - косвенный предшественник мастера-ведущего в высокоуровневой ролевой кампании. А весь справочный материал, которым пользовались посредники - не что иное, как свод правил. С таблицами, но пока без красивых картинок.

Уэллс - не только автор "Войны миров"

К началу XX века индустрия по выпуску солдатиков (или, правильнее - военных миниатюр) выросла настолько, что купить коробку оловянных воинов можно было в любом крупном магазине Лондона, Берлина, Парижа, Санкт-Петербурга или Нью-Йорка. В моде были так называемые "немецкие", нюрнбергские фигурки, изображавшие солдат Тридцатилетней, Семилетней и наполеоновских войн. Но правил для игры в солдатиков не существовало, по крайней мере в том виде, в каком они существуют сейчас.

Родиной же военно-тактических настольных игр традиционно принято считать Англию. Несмотря на то, что многие великие люди играли в "солдатиков" - Наполеон, Александр Суворов, Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен - именно англичанин подвел теоретическую базу и в начале 1900-х гг. опубликовал две книги, посвященные настольным баталиям: "Война на полу" и "Битвы солдатиков".

Звали этого англичанина Герберт Уэллс - вы его хорошо знаете по эпохальным фантастическим романам "Человек-невидимка" и "Машина времени". Именно Уэллс применил обыкновенный шестигранный кубик для подсчетов попаданий-промахов, брони и психологических тестов оловянных армий. Пройдет 70 лет, и его система станет основой для знаменитой "Вселенной Боевого Молота" - миров Warhammer английской фирмы Games Workshop .

Америка как родина настольных войн

Две мировые войны похоронили игры в солдатиков - слишком много было реальных сражений и смертей. Но игровая индустрия возобновила работу в 50-х годах - сначала это были самые простые модели солдатиков Второй мировой войны, выполненные из дешевого пластика. Предназначались они для детей, а толковых и емких правил по-прежнему не было.

В своем нынешнем, современном виде варгеймы получили широкое распространение в США в середине 60-х гг. В 70-е увлечение варгеймами, продававшимися в "боксах" (больших коробках), приобрело столь массовый характер, что с тех пор "wargames" у янки - своего рода визитная карточка "традиционного" стиля жизни. Наряду с Голливудом, бейсболом и бродвейскими мюзиклами.

Молодые люди, увлеченные моделизмом и военной историей, объединялись в клубы по интересам. Это движение, сначала стихийное, а потом - организованное, поддерживаемое государством, дало толчок к появлению фирм, занятых производством исключительно настольных игр. Американская индустрия поставила производство "настолок" - в первую очередь это были именно варгеймы - на поток, и сейчас в этом виде бизнеса задействованы десятки компаний и тысячи людей.

В девяностые годы бум варгеймов начался и в Европе.

Как играют в варгейм?

Говоря далее о варгеймах, я буду иметь в виду именно коммерческие военно-стратегические настольные игры от Avalon Hill , GMT Games , SPI и некоторых других компаний. Их основное отличие от профессиональных штабных игр - отсутствие посредника. Вместо него выступают правила: от 4 до 300 страниц документации, которую обычно следует внимательнейшим образом изучить, прежде чем приступать к игре.

В качестве армий оппоненты используют выставляемые на стол фишки. Выглядеть фишки в разных играх могут по-разному: от примитивных картонных кружков до детализированных оловянных миниатюр, изображающих воина с высокой степенью реалистичности. Одна фишка может обозначать войсковое соединение (от взвода до группы армий) или одиночного бойца.

Противники ходят по очереди, придерживаясь указаний правил. Руководства описывают особые способности представителей различных родов войск на игровом столе, их характеристики, правила перемещения, стрельбы, рукопашной схватки, нанесения урона. Вероятность того или иного действия рассчитывается при помощи бросков игральных костей.

Самое слабое место всех варгеймов - это объем правил. Чтобы претендовать на "реалистичность", свод правил должен оперировать сотнями параметров, учитывать тысячи мелочей, и все это приходится впихивать в одну книгу (иногда это не удается, и полные правила занимают несколько томов). Человек практичный не будет двадцать раз кидать кубы и проводить дифференциальные вычисления, чтобы выяснить, попал "фаустпатрон" в его "КВ" или рикошетировал от башни. Ему играть хочется! Однако существуют и сверхсложные системы, которым место на компьютере, и предназначены они для одержимых, "хардкорных" варгеймеров.

У всех варгеймов есть общая черта - они походовые . Но это очевидно - "реальное время" сымитировать можно лишь на компьютере. Для удобства ходы в настольных варгеймах разбиты на фазы: движение, стрельба, рукопашная и т.п.

Что в коробке?

Варгеймы часто сравнивают с шахматами, но это сравнение надуманно. Прообраз варгеймов - древняя индийская тактическая игра чатуранга, в которую сражались индийские раджи. Каждая фишка обозначала определенный отряд - и была на него похожа. Кавалерию изображала фигурка всадника, боевых слонов - фигурка слоника; колесницу, пехоту - аналогичные фигурки. Самой слабой фигуркой была одинокая фигурка раджи, а самой сильной - фигурка его гвардии, конных ветеранов, закованных в броню и лихо носящихся по полю боя.

Игра появилась около V в. н.э. и отображала встречное сражение за провинцию. В нее играли четыре человека с четырьмя армиями, каждый начинал со своей стороны доски. Собственно, потому ее так и назвали - "чатур " по-индийски - четыре, "анга" - часть.

Иранцы, которые играли в поздний вариант чатуранги (на двоих, на поле в 64 клетки) обозвали ее "шахтуранг" - а потом и просто "шахматы" ("убей шаха" - просто и понятно, отражало тактику и цель игры: кто первый уничтожит вражеского полководца - тот и выиграл.) Иранцы, как великие математики, взяли и выкинули из игры кубик, который каждый игрок кидал перед своим ходом, чтобы определить количество фишек, которые он сможет передвинуть. По мнению иранцев, фактор случайности только мешал игре и портил ее. Так появились шахматы - и погиб первый варгейм. Ведь на поле боя фактор случайности решает очень многое (и делает игру непредсказуемой и интересной) - мудрые индусы это знали.

История или фэнтези?

Warhammer Fantasy: черные орки в атаке.

Все современные варгеймы делятся на две группы: исторические и неисторические, а последние - на фэнтези, научно-фантастические и... юмористические.

Настольные баталии изначально задумывались как симуляция исторических процессов. Любой желающий мог вообразить себя Наполеоном или Жуковым, и у кухонного стола пережить неповторимый миг славы, когда враг бежит и трубят победу!

Само собой разумеется, что человек, играющий в варгеймы, интересуется военной историей и знает подробности любимого сражения. Верно и обратное утверждение: интерес к военной истории может появиться после игры с другом. Обычно в правилах игры приводится краткая историческая справка, но всегда хочется узнать о разыгрываемой битве больше.

"Роботех": первый отечественный варгейм жанра sci-fi.

Потом человек может задуматься: а что, если? Сначала вопросы носят вполне исторический характер: а что, если Груши успел бы на поле Ватерлоо раньше Блюхера? Французские рыцари не стали бы пороть горячку и атаковали англичан при Креси не вечером того же дня, а на следующее утро? Мудрые разработчики настольных варгеймов обычно включают в набор правил несколько сценариев на тему "А если?".

Для многих поклонников варгеймов подобных ответов было недостаточно - возник вопрос: "А если бы все происходило в другой вселенной?". В конце 60-х в мир исторических варгеймов ворвался Толкин, а затем - научная фантастика, и появились неисторические игры, хотя сами правила от исторических в действительности отличались мало. Зато игровые миры отличались разительно!

На волне популярности орков, эльфов и гномов у производителей солдатиков серьезно расширился ассортимент. Как следствие, развивались и компании, выпускающие миниатюры и военные игры. Это уже не маленькие фирмы из двух-трех человек (при тиражах 100-1000 экз.), а корпорации типа WizKids или Hasbro (c тиражами 100 тыс.-1 млн. экземпляров), которые вовсю продают права на миры и игровые механики компьютерным издателям и голливудским киностудиям! Ведутся сложные маркетинговые исследования, игры тестируются в закрытых клубах, прежде чем появиться на прилавках.

Фэнтези и фантастика традиционно предназначены для молодых людей от 14 до 30 лет (и старше), именно на нас работает лидер и гигант современной индустрии Games Workshop . Ну а старшее поколение продолжает в стотысячный раз мрачно штурмовать Шевардинский редут, отдавая дань традиции.

Одна коробка или несколько?

Второй признак, по которому классифицируют варгеймы - это комплектация. Игры делятся на "боксовые" и "коллекционные".

Боксовые предлагают игроку все, что понадобится для игры, в одной коробке ("боксе"): правила, карта, фишки, игральные кости и таблицы. Такой продукт обычно посвящен отдельной битве или военной кампании. Наиболее удачные разработки позже сопровождаются выпуском новых сценариев сражений и карт, в этом случае их зачастую бесплатно распространяют среди людей, купивших бокс. Стоимость бокса (от ведущих компаний типа GMT Games или Avalon Hill ) - от 35 до 65 долларов. Боксы удобны тем, что вы сразу получаете "на руки" готовую игру.

Коллекционные варгеймы продаются "по частям". Отдельно - книга правил, отдельно - коробка с отрядом (или даже пакетик с одиноким солдатом). По такому принципу пошла уже упоминавшаяся Games Workshop . Удобство заключается в том, что игроку предлагается приобрести только необходимые ему самому компоненты игры. Если вы не собираетесь влезать в шкуру эльфийского полководца, зачем вам платить за эльфийскую армию? Достаточно приобрести войска гномов. А вот ваш друг может разориться на гвардию Императора, а другой приятель - на орочьи отряды...

Комвзвода или командарм?

Третий и самый главный признак, по которому делятся варгеймы - сложность, глубина охвата событий и уровень командования.

Условно варгеймы можно разбить на три уровня командования: на уровне отряда и подразделения, на уровне батальона, полка или дивизии и на высшем уровне, когда игрок управляет армией или группой фронтов. Высший уровень - не означает "самый сложный" или "самый интересный", наоборот, для удобства игры такой уровень максимально упрощен. А вот уровень отряда или взвода по общему объему различных учитывающихся факторов может быть очень сложным. Именно он оптимально подходит для игры миниатюрами, когда каждый боец обозначается на столе отдельной фигуркой.

Варгеймы как повседневное хобби

Огромный пласт варгеймерского хобби составляет работа по созданию собственной армии из "солдатиков", которые называют миниатюрами.

В коллекционных варгеймах используются пластиковые или металлические миниатюры. Фигурки могут быть разных масштабов: 1/72, 1/300, но наибольшее распространение получили миниатюры высотой 25-32 мм. Они монтируются по 3-4 солдатика на одной подставке и изображают, в зависимости от правил, роту, батальон или полк.

Играют миниатюрами или на специальных столах с пластиковыми шестиугольниками (если правила вводят условное деление территории на "гексы"), или на макетах местности, используя различные варианты правил и линейки для перемещения фигурок и определения дальности орудийного и стрелкового огня.

Опорой военно-тактических игр считаются англо-американские фабрики по литью миниатюр, вроде Foundry Miniatures или Old Glory Miniatures . Они занимаются выпуском солдатиков из "белого металла": именно металлические, а не пластиковые солдатики ценятся выше за богатство деталировки. Само собой, собирать армию солдатиков - дело долгое и дорогое (особо редкая фигурка может стоить 50-100 долларов), но впечатляющее. Английский военный историк, председатель Британского военно-исторического общества Дэвид Чандлер, специалист по наполеонике, собрал одну из самых больших коллекций военной миниатюры. Французская армия, собранная им, состоит из 9 корпусов (Великая армия 1805 г.) и занимает в длину более 30 метров - это при росте солдата в 25 мм! Настоящие коллекционеры собирают свои армии всю жизнь.

Увлекающися варгеймер - это историк, моделист и художник в одном лице. Для того, чтобы боец вашей армии производил впечатление на зрителей, миниатюру придется сперва собрать, загрунтовать и тщательно покрасить. Существует множество конкурсов по покраске моделей (например, Golden Demon ). Несмотря на появление на рынке военных игр с фабрично покрашенными роботами и солдатиками, по-прежнему высоко ценится ручная роспись, всевозможные конверсии (переделка внешнего вида миниатюры) и оригинальные, штучные работы. Для большинства варгеймеров коллекционирование и роспись армий сродни искусству. Средних размеров армия в магазине стоит около 300 долларов, и вдвое-втрое больше, если она качественно и красиво расписана.

Пособие по выбору варгейма

Самый массовый варгейм среди представителей фэнтези-жанра - Warhammer Fantasy Battles (производство Games Workshop ). На настоящий момент издана уже 6 редакция правил, а также доступен русский перевод. Детализированный мир "Боевого молота" появился в 1984 г. в виде настольной ролевой игры. С точки зрения суровой военной истории, WFB - скорее приключение, чем война. Рассчитанный на молодых поклонников, WFB поражает богатством красок, эпох, рас и... тактической упрощенностью ведения войны на столе.

С одной стороны, 288 стр. правил очень подробно и толково введут вас в курс игры, но приготовьтесь к тому, что герой верхом на драконе - гораздо опаснее тысячи солдат, как и положено в фэнтези. Правила сбалансированы, кроме того, WFB - это самый богатый выбор миниатюр и армий. 15 различных сторон и соответственно 15 "книг армий" (включая вампиров, гномов, лесных и темных эльфов), по 3-4 спецперсонажа на каждую армию, широчайший выбор ведения боевых действий - от забрасывания противника камнями и дротиками до расстреливания его из пушек и магии. Правила по магии, кстати, самые продуманные из всех фэнтези-варгеймов. WFB жил, живет и будет жить - можете смело вливаться в его ряды! Оппонентов вы найдете легко, благо обеспечивается массовая поддержка турниров.

Для новичков и для тех, кто не может позволить себе армию в две-три сотни миниатюр, как в WFB , я могу порекомендовать еще одну игру от Games Workshop : Lord of the Rings (да-да, основывается она именно на тех книгах и фильмах, о которых вы подумали). Легкие правила во многом напоминают боевую часть ролевой игры, а красивейшие миниатюры точно изображают героев кинокартины. Для игры достаточно двух десятков миниатюр, так как это "скирмиш"-игра (от англ. "skirmish" - стычка). Этот момент косвенно является минусом: при наличии на столе более 200 фигурок игра "тормозит". Сторон в конфликте всего две - Светлые и Темные Силы, и все боевые единицы вам известны по книгам Толкина: от балрога до эльфов и от роханцев до гоблинов. Games Workshop будет поддерживать систему еще лет пять - вполне достаточно, чтобы всласть наиграться. Правила на русском языке уже продаются.

Молодая игра MageKnight также эксплуатирует модный нынче жанр скирмиш-фэнтези. MageKnight рассчитан на любителей Magic The Gathering и прочих карточных игр, ибо продается в "бустерах", куда уже покрашенные миниатюрки вкладываются случайным образом. Правила занимают пару десятков страниц и доступны на русском языке. Главная особенность игры - в ней не применяются "листы армий", в ходе боя вам не придется ничего записывать. Все характеристики изменяются на встроенных счетчиках в подставках фигурок. Мир MageKnight напоминает фэнтези-вселенную Arcanum: гномы вооружены пороховыми ружьями, люди производят техноголемов... Идеальный варгейм для тех, кто не любит много записывать, а также красить фигурки.

Российская фирма Звезда в прошлом году выпустила Кольцо Власти - это попытка скрестить "Властелина Колец" с "Вархаммером". Но поскольку большинство наборов системы все еще числятся заявленными к выпуску, а полноценные правила с цветными обложкой и иллюстрациями, а также историей мира, все еще в верстке - будем считать, что у "Кольца" все впереди. Пока же главный плюс игры - это ее цена и доступность (приобрести "Кольцо" можно практически в любом магазине игрушек).

Фантастика

BattleTech от FASA - c одной стороны, классика жанра, легенда, разошедшаяся миллионными тиражами и известная по многочисленным компьютерным инкарнациям. С другой стороны, классический BT уже не выпускается, а эстафету переняла WizKids со своей новой игрой о шагающих роботах Mechwarrior: Dark Age. Дизайн боевых машин был изменен, а сами миниатюрки, подобно игре MageKnight, случайным образом пакуются в бустеры и раскрашиваются на конвейере. Многих, правда, оттолкнула от игры упрощенная механика боя. Зато есть правила на русском!

Российские же игры пока представлены только Роботехом, техногенной игрой от компании Технолог . Игрок, собирающий армию, может включать в нее транспортные средства различных типов: роботы, танки, флаеры. Игра находится только в начале своего развития, а потому в продаже пока есть всего несколько наборов. Как обычно, большим плюсом является невысокая цена и доступность.

И, наконец, Warhammer 40k. Несмотря на то, что это не совсем фантастика, а скорее космическая опера с барочными элементами, текущая на фоне далекого мрачного будущего, я рискну назвать W40k самым красивым фантастическим варгеймом. И дело не в том, что меч тут подчас страшнее лазерной пушки, и с легкостью полосует танковую броню. Warhammer 40k использует декорации первой-второй мировых войн (здесь даже танки ромбической формы!), обладает богатством выбора миниатюр, оружия и тактик. О да, это самый тактически богатый массовый варгейм!

Мир Warhammer 40k на данный момент является развивающимся, он постоянно поддерживается разработчиками, а проходившая этим летом всемирная кампания "Глаз Ужаса" оказала глубокое и непосредственное влияние на дальнейшие события во Вселенной игры.

Исторические варгеймы

Исторических варгеймов так много, что их обзор, пожалуй, может занять отдельную статью. Учитывая, что основанные на реальной истории игры лежат несколько за пределами интересов нашего издания, отметим здесь только самых-самых: DBA/DBM, Pike&Musket, Advanced Squad Leader, Platoon Leader, Combat! Warhammer Ancient Battles и красивую игру Рика Пристли "1644" , посвященную Гражданской войне в Англии. В России же единственный лидер - Эпоха Битв от Звезды , покрывающая человеческую историю от Александра Великого до Наполеона.

Ради чего играют в варгеймы?

Самое важное в варгейме - это прикосновение к военной истории, реально-исторической или сказочной (сказочная военная история для варгеймов по детализации порой превосходит то, что пишут ученые о реальных событиях). Варгейм - это и поединок умов, и общение.

Для игры вам понадобятся оппоненты. Своеобразный клуб по интересам формируется вокруг определенной игровой системы. Как правило, увидев миниатюру, например, средневекового рыцаря, темного эльфа или космодесантника, человек влюбляется в нее и в игру, к которой она принадлежит, и начинает сбор информации - подбор правил, чтение художественной литературы и "книг армий". Потом до $100 тратится на стартовую армию, краски и кисти, и через месяц-другой войска начинают свой боевой путь. Со временем армия будет расти и перестанет вмещаться на одну полку.

Мастерство полководца шлифуется на турнирах, которые проходят в клубах или дома у приятеля. Помимо однодневных турниров, устраиваются длительные кампании, участие в которых сопоставимо с переживаниями за собственные войска на настоящей войне. Каждое сражение превращается неповторимую эпическую баталию.

Если вы решили стать варгеймером, готовьтесь к тому, что домашние могут не понять вашего "увлечения солдатиками", а постоянные поездки с чемоданами, полными миниатюр, научат вас не печалиться от вида расколотой фигурки... Но все напасти с лихвой компенсируются радостями от побед, набора опыта и интересных встреч с единомышленниками. Такова жизнь варгеймерская!

Что в коробке?

В комплект практически любого "боксового" варгейма обязательно входит карта, как правило, изображающая реальный участок местности площадью от десятка (Ватерлоо) до сотни (Нормандия) квадратных километров, с наложенной сверху сеткой из шестиугольников-гексагонов, или "гексов". При создании карт авторы игры используют данные аэрофотосьемки, исторические архивы, поэтому по карте можно изучать военную историю.

Кроме того, в набор обязательно входят картонные или пластиковые фишки, представляющие реальные боевые части, участвовавшие в сражении или кампании. На фишках указывается национальная принадлежность к той или иной армии, суммарная сила отряда (выражена одной цифрой с учетом численности отряда, его рода войск, типа вооружения, качества командного состава), движение (тоже одной суммарной цифрой, учитывающей способ передвижения части), умение организовывать марш или развертывание. Также обычно указывается мораль подразделения. Главным связующим звеном этой системы выступают правила, именно от них зависит сложность и реалистичность игры, а также подробность информации на фишках.

В коробку также кладут кубики и таблицы модификаторов. Разные системы используют и разные игральные кости - от d100 (стогранник) и d30 (тридцатигранник) до d10 (десятигранник) и d6 (обычный кубик) - последние два встречаются наиболее часто. Таблицы делятся на три наиболее распространенные группы - перемещение отряда по различным типам местности, таблица огня и таблица ближнего боя. Обычно игрок кидает кубик и ищет в таблице ближнего боя пересечение двух столбцов - соотношения сил атакующего и обороняющегося отрядов (6:1, 5:1, 3:2, 1:1, 1:4 и т.д.) и того, что выпало на верхней грани. В таблице написан заранее продуманный разработчиками игры результат: атакующий уничтожен, обороняющийся дезорганизован и бежит, и т.д. Различные варианты и издания одной и той же игры могут содержать разные таблицы столкновения.





error: Контент защищен !!