Игры на переменах. Игры на перемене в начальных классах Комплекс упражнения на перемене в школе

Игры на переменах для учащихся 1 – 4 классов.

Качество учебного – воспитательного процесса в школе зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Особое место отведено организации малоподвижных и подвижных игр на переменах с учащимися начальных классов.

Проведение динамических пауз способствует сплочению детского коллектива, лучшему восприятию учебного материала, физическому развитию и воспитанию волевых качеств; в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность.

Игры - это отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь, как известно, с хорошим настроением всегда легко учиться.

Предлагаю для коллег некоторые игры, которые можно использовать при проведении динамических пауз в начальных классах.

Зеленый, красный, желтый

Дети становятся в круг, учитель с тремя кружочками (зеленый, красный, желтый) - посредине. Учитель дает команды: "Остановились! Приготовились! Пошли!", - одновременно поднимая соответствующий кружок. Учащиеся, которые ошиблись, выходят из игры.

«Горелки».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди на поле,

Едут там трубачи да едят калачи.

Погляди на небо: звѐзды горят,

Журавли кричат: - Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удаѐтся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаѐт с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков

сразу же, как только они пробегут мимо него.

«Кот и мышь»

Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Русская народная игра «Зарница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые, за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладѐт ленту на плечо одному из

играющих, который, заметив это, быстро берѐт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарѐй. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту

Золотые ворота
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками

Правила игры

1. Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».

2. Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.

3. Дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается.

4. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»

Шишки, желуди, орехи

Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

Правила игры

1. Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.

2. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

Хлопки

Хлопки - веселая игра на внимание и реакцию для большой группы детей. Эта детская игра хорошо подойдет для проведения на переменах в школе.

Игроки встают в круг. Каждый игрок получает порядковый номер.
Все игроки вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два раза по коленям. При этом один из игроков на хлопки в ладоши говорит свой номер, например - «пять-пять», а на хлопки по коленям – номер любого другого игрока.
Игрок, не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из игры.
Побеждают два последних оставшихся игрока.

Правила игры

1. Игроки встают в круг.

2. Каждому игроку присваивается порядковый номер.

3. Все вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два - по коленям.

4. Хлопая в ладоши, игрок называет свой номер, а, хлопая по коленям – номер любого другого участника, стоящего в круге.

5. Не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из круга и прекращает игру.

6. Побеждают два последних оставшихся игрока

Три, тринадцать, тридцать

Три, Тринадцать, Тридцать – игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей.

Описание игры
Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел – какое действие обозначает.
Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук.
Если водящий (учитель) говорит «три» - все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» - руки на пояс, при слове «тридцать» - руки вперед и т.д. (Можно придумать самые разные движения)
Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.

Правила игры

1. Участники заранее договариваются - какое из чисел – какое действие обозначает

2. Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук

3. Водящий называет определенное число – участники должны быстро выполнить соответствующее действие

4. Водящий может называть числа в любом порядке

5. Игрок, допустивший ошибку, отходит на один шаг назад и там продолжает игру

6. Выигрывает тот, кто по окончании игры останется на исходной позиции.

Съедобное - несъедобное

Для игры необходимы: группа игроков, сидящих рядком, ведущий и мячик. Ведущий кидает мячик каждому игроку по очереди и при этом произносил какое-нибудь слово. Если слово «съедобное» (т.е. обозначало какую-нибудь еду: «мороженое», «колбаса»), то игрок должен мячик поймать. Если «несъедобное» («табуретка», «чашка») – оттолкнуть. Тот, кто ошибается (ловит мяч) – меняется местами с ведущим.

Для игры требуется хорошая реакция и внимание.

Испорченный телефон

Обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее – по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков. Порой можно услышать уморительные варианты загаданного слова, которое неверно передал «испорченный телефон».

Многие усложняют игру: ведущий загадывает не слово, а целую фразу.

Ручеек

Количество играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец. Освободившийся игрок становится водящим.

Кот и воробьи

На полу мелом или веревкой обозначается круг. В кругу будет стоять «кот», а за чертой «воробышки». По сигналу учителя последние начинают запрыгивать в круг, а задача «кота» быстренько поймать одного из них. Тогда пойманный «воробей» сам становится «котом».

Ассоциация

Один играющий передаёт другому слово, например, « море », а другой на ушко говорит слово, которое связано по смыслу, например « рыба» и так далее. Потом последний человек говорит вслух то что ему передали.

Найди спрятанный предмет

Один ученик отворачивается, остальные дети прячут предмет (палочку, кубик и т. п.). После этого сообщают "маршрут" тому, кто будет искать: пройти два шага прямо, повернуть налево, пройти семь шагов вперед и можно искать.

Как живется твоим вещам

Учащиеся выходят к столу. Все рассматривают его одежду и отвечают на вопрос учителя: "Хорошо ли живется рубашечке у Андрея?" Дети отвечают: "Хорошо. Она отглаженная, чистая, все пуговки на месте". Обсуждается не только одежда ученика, но и прическа. обувь. Все это поможет выяснить, как лучше ухаживать за одеждой, обувью, чтобы выглядеть аккуратным.

Режим дня

Учащимся раздаются сюжетные картинки, на которых изображены режимные моменты школьника. Учащиеся рассматривают картинки, затем быстро выстраиваются друг за другом, соблюдая последовательность выполнения режимных моментов.

Как мы одеваемся?

Учащиеся задумывают названия предметов одежды: платочек, платье, варежки, туфли, носки и пр. Каждый ученик тихонько называет задуманное учителю (не должны повторяться одни и те же предметы). Потом кто - то из детей (вначале это делает учитель) рассказывает, например: "Собрался я кататься на санках и надел на себя...". Прервав рассказ, он указывает на любого ученика, который называет задуманное слово. Учащиеся должны сказать, правильно ли оделись в данном случае дети.

Палочка, остановись!

Ученики становятся в круг, учитель - в центр. Игра проходит в виде эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том, на какую тему будут слова, договариваются заранее: "О чем будем рассказывать?" - "О зиме". Учитель предлагает подобрать вначале слова о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (морозная) и передает палочку следующему участнику игры и т. д. Таким образом, дети подбирают много слов (ветреная, холодная, снежная и т. п.).

Если играющий повторяет уже названное слово или долго не может подыскать нужного, учитель говорит: "Стоп! Палочка, остановись!" - и этот ученик выходит из круга.

Нужно - не нужно

Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Дети отвечают: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, платит фант. "Засадив" огород, дети продолжают игру - начинают "засаживать" сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Кто это?

Ученики поочередно берут карточки у ведущего, но так, чтобы дети не видели, что там нарисовано. Тот, кто вытянул карточку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.

Перекресток

Для игры нужен "перекресток" (рисуют мелом). На перекрестке должны быть "переходы", "островки безопасности", линии "стоп". Ведущий в роли светофора стоит в центре перекрестка. Учащиеся делятся на две группы: пешеходы и транспорт. По сигналу "светофора" пешеходы переходят улицу. Движется транспорт. Ведущий следит за соблюдением правил уличного движения. Нарушителей исключает из игры. Побеждают те, кто не нарушает правил уличного движения.

Ловкий пешеход

Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти - значит на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный - пешеход не имеет права переходить улицу, выбывает из игры. Попал в желтый - получает право еще раз бросить мяч.

В игре может участвовать любое количество игроков. Сначала выбирается водящий. Он становится лицом к стенке или просто спиной к остальным игрокам, которые располагаются в 10-15 шагах за ним. Водящий произносит фразу «Тише едешь – дальше будешь» и быстро оборачивается, внимательно оглядывая игроков. Игроки могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается, все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.

Удочка.

1. Участники встают в круг. Ведущий в центре крутит веревку, на конце которой маленький набивной мяч.

2. Мяч должен проходить под ногами игроков. Кто заденет веревку, временно выбывает из игры. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.

3. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.

Третий лишний.

1. Дети парами, взявшись за руки, прогуливаются по кругу. Два ведущих: один убегает, другой - догоняет.

2. Убегающий игрок спасется от преследования, если возьмет за руку одного из пары.

3. Тогда тот, кто остался, стает лишним – убегает. Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.

1. Дети стоят за линией круга. В центре круга – ведущий. У одного из игроков мяч.

2. Те, что стоят за кругом, кидают мяч в ведущего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок.

3. Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который не попал мячом в ведущего, стает на его место.

Прыгающие воробышки.

1. На полу или земле чертиться круг диаметром 4м. Водящая "кошка" становится в середине круга, остальные участники игры "воробьи". Они находятся вне круга.

2. По сигналу "воробьи" начинают прыгать в круг и выпрыгивать из него.

3. «Кошка» ловит.

4. Пойманный «воробей» находится в центре.

5. Когда попадаются все "воробьи", выбирается новая «кошка».

6. Побеждает та «кошка», которая сумеет быстрее других поймать всех "воробышков"

Игра «Помощь друга»

Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок. Однако, освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится ученик, не успевший занять место.

Совушка
Выбирается водящий - «совушка». Играющие – на площадке, а «совушка» - в гнезде (отведенное для этого место).По сигналу «День наступает» дети, подражая полету бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают.

По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала. «Совушка» выходит «на охоту», шевелящихся уводит в гнездо. По сигналу «День наступает»- «совушка» уходит в гнездо, играющие опять «оживают». «Совушка» меняется через 2-3 игры.


Вакарина Екатерина Александровна

«Игра со звоночком»

Взявшись за руки, дети становятся в круг, внутри которого должны находиться двое играющих. Одному из них завязывают глаза, а другому дают в руки звоночек. Ориентируясь на его звук, первый должен ловить, а второй - убегать от него, вовремя заглушая звон.

В игре требуется ловкость и осторожность. Она доставляет большое удовольствие не только играющим, но и зрителям.

«Выполни уговор строго»

Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда будет простирать к ним руки, они будут скрещивать их на груди; когда будет грозить им пальцем, они ему будут кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут.

Перед началом провести с играющими трехминутную «репетицию». Тот, кто допустит ошибку, из игры выбывает.

«Игра на внимание»

Я буду вставать и садиться, одновременно подавая вам команду: «Встаньте», «Сядьте». Вы должны выполнять мою команду, не обращая внимания на то, что делаю я сам. Начали!

«Не перепутай!»

Попробуйте проделать такое упражнение (демонстрирует). Оно только на первый взгляд может показаться очень простым и легким. На самом деле это не так. Положите руки на колени, хлопните в ладоши перед грудью, правой рукой возьмитесь за нос, а левой - за правое ухо, потом опять хлопните в ладоши, возьмитесь левой рукой за нос, а правой - за левое ухо. Повторите упражнение в той же последовательности еще несколько раз, постепенно убыстряя темп. Только не перепутайте, где у вас нос, а где ухо, где правая, а где левая сторона.

Игра на внимание «Три движения»

Каждый должен запомнить 3 движения, которые я покажу. Первое: руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; второе - руки вытянуть вперед на уровне плеч; третье - поднять руки вверх.

Учитель показывает движения, все повторяют за ним 2-3 раза, чтобы запомнить номер каждого движения. Затем начинается игра. Учитель показывает одно движение, называя при этом номер другого.

«Быстрей шагай»

На одном конце коридора в одну шеренгу выстраиваются играющие. На другом конце спиной к играющим, лицом к стене становится водящий. Он закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!» Пока водящий произносит эти слова, все играющие стараются как можно быстрее приблизиться к нему. Но по команде «Стоп!» они должны немедленно остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-то из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хоть одно движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий отворачивается и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою черту, водящий гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

«Западня»

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний - в другую. По команде учителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно подается вторая команда, руки опускаются, и те, кто оказался внутри круга, считаются попавшими в западню. Они остаются во внутреннем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге остается мало играющих, из них образуется внутренний круг. Игра повторяется.

«Пройти бесшумно»

Нескольким игрокам завязывают глаза, они становятся парами друг против друга на расстоянии вытянутых рук. Каждая пара образует ворота. Остальные играющие, разбившись на группы (по числу ворот), стараются по одному пройти сквозь ворота. Проходить надо бесшумно, осторожно, можно пригнувшись или ползком. При малейшем шорохе играющие, стоящие в воротах, могут поднять руки, чтобы преградить путь, задержать проходящего, но тут же должны их опустить.

Побеждают игроки, сумевшие благополучно пройти через ворота.

«Стой спокойно!»

Играющие образуют круг. Водящий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, говорит громко: «Руки!» Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед справа - левую, сосед слева - правую. Кто ошибется, поднимет не ту руку или зазевается, тот сменяет водящего.

«Вернись скорее»

На расстоянии 8-10 м один от другого ставятся два стула. На них садятся двое играющих с завязанными глазами. По команде «Марш!» они должны как можно скорее подойти к противоположному стулу, дотронуться до него и вернуться. Не следует мешать друг другу. Выигрывает тот, кто быстрее доберется до своего стула и усядется на нем.

«Ветер и флюгеры»

Учитель выясняет, знают ли дети, где север, юг, восток и запад, и предлагает после этого игру. Учитель - ветер, ребята - флюгеры. Когда учитель говорит: «Ветер дует с севера», флюгеры должны повернуться лицом к югу, если ветер с запада - к востоку и т.д. Если учитель говорит: «Буря», флюгеры должны закружиться на одном месте; если он говорит: «Переменно», флюгеры начинают покачиваться на месте; «Штиль» - все замирают.

Для усвоения правил проводится репетиция. Игра ведется в быстром темпе. Можно 2 и 3 раза подряд называть одно и то же направление ветра. Тогда никто из игроков не должен поворачиваться. Победителями считаются те, кто сделает меньшее число ошибок.

Шуточная эстафета «Гонки»

Когда-то это занятие было популярным во всех странах. Теперь это вид спорта. Но поклонников у него с тех пор не стало меньше. Наверное, никто из ребят не откажется стать «всадником» и покататься с ветерком на «лошади». Правда, лошади в этой эстафете не совсем обычные. Их заменяют табуретки или стулья. Желательно, чтобы они были крепкие, кто же выводит на старт хромую лошадь? Что делает настоящий всадник перед забегом? Вскакивает в седло, берет поводья в руки и, покрикивая: «Но! Пошла!», двигается вперед. «Всадник» в этой эстафете тоже должен на старте «оседлать» табуретку, взяться за ее края вместо уздечки и, помогая себе ногами, проделать путь от старта до финиша и обратно. Вслед за первым «седоком» этот путь осиливает и вся команда. Эта эстафета - хорошая тренировка, после нее можно будет когда-нибудь пересесть и на живую лошадь. А побеждают во всех «конных забегах» самые выносливые и быстрые.

Подвижная игра «Сантики-сантики-лим-по-по»

Играющие стоят в круге. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние... За это время играющие выбирают, кто будет «показывающим». Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притоптывание ногой и т.д.). Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. Ему нужно определить, кто показывает все движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры произносятся хором слова: «Сантики-сантики-лим-по-по». Незаметно для водящего показывающий демонстрирует новое движение. Все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит. У ведущего может быть несколько попыток для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.

«Поймай хвост дракона»

Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впередистоящего за пояс. Они изображают дракона. Первый в колонне - это голова дракона, последний - хвост. По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача «головы» - поймать «хвост». А задача «хвоста», в свою очередь, - убежать от «головы». Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки «хвоста» можно выбрать новую «голову» и новый «хвост».

«Атомы и молекулы»

Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы - более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и 2, и 3, и 5 атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока-«атома» сливаются в одну «молекулу». Если ведущий произносит: «Реакция идет по пять!», то уже пятеро играющих должны схватиться друг за друга. Сигналом к тому, чтобы молекулы распались снова на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена!» Если ребята еще не знают, что такое «атом», «молекула», «реакция», - взрослый человек должен популярно им объяснить. Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идет по одному».

«Музыкальная швабра»

Дети становятся парами и танцуют под музыку. Один ученик в это время (под музыку же) протирает шваброй пол. Как только музыка останавливается, пары должны поменять своих партнеров, а ученик со шваброй быстро кладет ее на пол и тоже ищет себе партнера. Кто не успел это сделать, тот и танцует со шваброй.

«С кочки на кочку»

1 вариант: каждый получает по 4 картонки размером 20ґ25 см, становится на две из них, две другие кладет перед собой и переходит на них. Соревнуется несколько человек.

2 вариант: каждому дать по 3 картонки (догадливый и ловкий может совершить переход на двух картонках).

3 вариант: играющие разбиваются на пары, каждая пара получает по 5 картонок. После двух минут на размышление и пробу, они по сигналу начинают соревнование с другими парами. Передвигаться вдвоем на пяти картонках не просто, ведь 2 ноги одновременно на картонку ставить нельзя. Пара, пришедшая первой, побеждает.

«Не рассыпь, не пролей!»

Ребята разбиваются на 2-3 команды с одинаковым количеством играющих.

Каждая команда образует отдельный круг, все становятся лицом к центру. Команды получают по 2 стакана (лучше небьющихся), до краев наполненных водой, и по 2 тонкие книжки в переплетах с положенными на них тремя горошинками.

Нужно быстро передавать по кругу поочередно: стакан, книжка, стакан, книжка. Если горошинки падают, кто-либо из играющих поднимает их и кладет на книжку. Получается задержка в движении. Все эти предметы должны пройти по кругу 5 раз. Команда, опередившая другие, получает 5 очков (если она не растеряла ни одной горошинки и воды в стаканах осталось больше, чем у других команд).

«В шляпе не танцуют»

Для проведения игры требуются 4 шляпы, желательно нарядные и красивые (две для мальчиков и две для девочек). Перед началом танца ведущий объявляет правила игры: «Со мной рядом стоят мальчики и девочки, у которых на головы надеты шляпы, они тоже хотят танцевать, но… в шляпе не танцуют. Чтобы принять участие в танце, они должны надеть шляпу на голову любого танцующего - только в этом случае они получат право танцевать с его партнером. Девочки будут надевать шляпы девочкам, а мальчики - мальчикам.

Если вам наденут на голову шляпу, уступите своего партнера и не огорчайтесь. Выбирайте другого, пользуясь своим правом надеть шляпу. Если вам надели шляпу, не снимайте ее, пока не выберете себе нового партнера.

Лучшее в школе – игры на перемене, это вам любой ребёнок подтвердит. А учителя согласятся, да ещё и аргументируют: от физической активности улучшается настроение и повышается работоспособность. А ещё дети во время игры на школьной перемене успевают заводить друзей, учатся принимать решения – десять минут на всё! – и развивают сообразительность.

На переменах младшие школьники обычно носятся по коридорам с дикими криками. Тренируются. Но лучше всё же упорядочить их броуновское движение: занять подвижными или спокойными играми.

Игры на перемене в начальной школе

Начать стоит с классики: салочек, пряток и ручейка. Эти подвижные игры помогают детям отдохнуть от уроков и наверстать потерянное (как они думают) время. Если в классе случайно появился мяч – или его принесли из дому, тоже случайно, – можно сыграть в города или съедобное-несъедобное. Вот другие подвижные игры для перемены в начальной школе.

Подвижные игры

Чокнутое ведро

Возраст : для 1, 2 или 3 класса
Число игроков : от 2 до 4
Любимое занятие первоклассников – швырять бумажки в мусорное ведро. А тут это ведро ещё бегает и непредсказуемо закрывает крышку. Попробуй-ка ещё в него попасть! Очень весёлая и подвижная игра на ловкость и меткость для начальных классов на перемене.

Angry Birds Space

Возраст : для 1 - 4 класса
Число игроков : от 2 до 4
Тоже бросательно-метательная игра на ловкость и меткость. Нужно сбить свинку так, чтобы набрать больше всего очков. Может потребоваться помощь более старших счетоводов, потому что не все младшие школьники умеют складывать четырёхзначные числа.

Твистер

Возраст : для 1 - 4 класса
Число игроков : от 2 до 6
Весёлая подвижная игра на гибкость, где нужно ставить конечности на заданные кружочки и заплетаться всем в узел. Игрок, который коснулся земли коленом, локтем, пятой точкой, выбывает из игры. Побеждает самый последний, кто устоял. Коврик для игры легко и просто расстилается в коридоре школы.

Спокойные игры

Когда дети устанут, предложите им на перемене что-нибудь спокойное: испорченный телефон или одну из множества настольных игр.

Не спугни пингвина

Возраст : для 1 , 2 или 3 класса
Число игроков : от 2 до 4
Крайне простая, быстрая и весёлая игра, вся суть которой описана в названии. В ней надо аккуратно орудовать молоточками, чтобы не обрушить вместе с кусочком поля и пингвина. Следите за детьми – выбивать пыль друг из друга тоже интересно.

7 на 9

Возраст : для 2 - 4 класса
Число игроков : от 2 до 4
Чтобы отдохнуть от математики, надо сыграть в 7 на 9. Да, здесь тоже есть примеры, но совсем простые. А главное – эта карточная игра на скорость и внимательность куда интереснее бесконечного урока.

Крестики-нолики

Возраст : для 1 - 2 класса
Число игроков : 2
Для первоклассники или второклассника нет ничего проще и интереснее, чем крестики-нолики. Управлять магнитными фишками одно удовольствие: они не выпадают из коробки и не разлетаются по коридору. И бумага не тратится!

Собери четвёрку

Возраст : для 2 - 4 класса
Число игроков : 2
Игра похожа на крестики-нолики – тут тоже надо выстроить в ряд свои фишки. Однако она сложнее, ведь поле больше, а длина линии увеличилась. Но играть от этого становится только интереснее: кто же быстрее справится, кто победит.

Спиннеры

Возраст : для 2, 3, 4 класса
Число игроков : 1
Обрели славу внезапно, но за недолгое время успели полюбиться детям по всему миру. Простая игрушка, которую всего-то нужно вертеть между пальцев, притягивает внимание и помогает успокоиться. Так что, если ребёнок нервничает – дайте ему спиннер.

Дрова

Возраст : для 1 - 4 класса
Число игроков : от 1 до 16
Дрова ждут ловких рук, готовых вновь и вновь возводить башню. Или разрушать её. Или просто перекладывать гладкие деревянные брусочки. Игра на ловкость учит младших школьников аккуратности, балансу и улучшает координацию и настроение.

Игры на переменах для средних классов и старшеклассников

Средние и старшие классы уже не так подвижны. Нет, в 11-12 лет пара мальчишек ещё могут побегать по коридору, сшибая с ног зазевавшихся мальчиков и директора, но это быстро заканчивается.

Так чем же заняться на перемене солидным и взрослым шестиклассникам, в какие игры можно играть? Прятки – несолидно, салочки для детей. Остаются спокойные и не очень настольные игры, которые можно разложить на перемене и сыграть быстренько.

Возраст : для средних и старших классов
Число игроков : от 2 до 19
Простая игра, которую можно брать с собой куда угодно. И играть тоже: просто задавай наводящие вопросы и составляй историю. В ряду этих игр полно тем: и детективные случаи, и жутко-ужасные, и всякая всячина.

Челюсти

Возраст : для 9 - 11 класса
Число игроков : от 2 до 4
Это не только классика кино, но и 5-10 минут неудержимого смеха. Вы только посмотрите, как старшеклассники шамкают и свистят, пытаясь говорить с открытым ртом. Отличная разминка после тоскливого урока физики. А учителям можно сказать, что вы не беситесь, а тренируете артикуляцию. Это, кстати, правда.

Дрова Вечеринка

Возраст : с 5 класса
Число игроков : от 1 до 16
Ломать – не строить. Тем более, когда приходится строить, параллельно выполняя дополнительные задания: мычать, кряхтеть или выбивать брусок щелбанами. Проигрывает тот, у кого башня рушится. Отличное развлечение на перемене, море смеха обеспечено.

Улей

Возраст : с 5 класса
Число игроков : 2
В Улье нет места двоим пчелиным королевам, так что придётся постараться, чтобы изгнать одну из них. Эта игра – стратегия, похожая на шахматы, но гораздо проще и быстрее. Двигать фишки, выстраивая ловушку для матки, довольно легко, но не верьте внешнему изяществу: Улей очень серьёзен.

Языколом

Возраст : для 5 - 9 класса
Число игроков : от 1 до 8
Это такой специальный тренажёр, чтобы научиться чётко и внятно произносить слово Ёскьюватн. Сначала язык будет заплетаться и цепляться за зубы, но потом дело наладится. А вскоре школьники смогут потягаться с дикторами.


Список игр, в которые можно играть на перемене, вышел внушительным, но не всеобъемлющим. Позвоните оператору, чтобы убедиться – в его закромах хватит игр на десяток школ. Кстати, если родительский комитет решит поощрить детей за учёбу – звоните оператору. Классам полагаются хорошие скидки.

Хотя уроки у первоклашек длятся недолго, все равно малыши успевают устать. А переменка – это то самое долгожданное время, когда можно наконец расслабиться и поиграть.

У моего Степки отличная учительница. На родительском собрании она попросила нас помочь ей и найти игры для детей, в которые они могут играть на переменках. Первоклашки еще не могут сами себя занять, просто носятся по школьным коридорам, поэтому их нужно организовать. Для этого и существуют игры на переменках.

Длинный хвост
Все ребята встают в круг. Ведущий предлагает всем поднять вверх правую руку и помахать ей.

Затем он начинает называть разных животных, а задача игроков поднимать и махать рукою но только в том случае, если у животного есть длинный хвост. Если хвоста нет или он короткий – руку поднимать не нужно.

Итак, ведущий называет:
Медведь (короткий)
Тигр (длинный)
Пантера (длинный)
Заяц (короткий)
Лошадь (длинный)
Овца (короткий)
Свинья (короткий)
Осел (длинный)

Светакостяирадима
В этой игре для детей нет проигравших и победителей, это просто веселое развлечение.

Все игроки также встают в круг. Задача каждого, как можно быстрее произнести свое имя, но не просто так, а когда дойдет очередь.

Выбирают игрока, с которого начинается игра. Он называет свое имя, следом за ним игрок, который стоит слева и так далее по кругу. Причем говорить нужно как можно быстрее.

Все игроки назвали свои имена? Игра продолжается, но в обратную сторону. Первый игрок опять называет свое имя, за ним тот игрок, что стоит справа…

Ну и самый сложный вариант, когда имена одновременно начинается и в правую и в левую сторону. То есть сначала говорит свои имя первый игрок, за ним игрок слева и игрок справа, потом их соседи… Получается, что игра идет сразу в двух направлениях.

Чайник с шишечкой
В игре принимают участие 5 человек (или несколько команд, в каждой из которых по 5 человек).

Между игроками распределяются роли:
Чайничек – он чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии
Крышечка – чертит в воздухе перед собой горизонтальную линию
Шишечка – сжимает руку в кулак
Дырочка – соединяет указательный и большой палец так, чтобы получился кружок
Пар – рисует руками перед собой в воздухе клубы дыма

Ведущий говорит текст:
Чайничек
С крышечкой
С шишечкой
С дырочкой
Из дырочки пар идет

Все слова ведущий произносит быстро. Затем говорит весь текст в обратном порядке:
Пар идет из дырочки
Дырочка в шишечке
Шишечка на крышечке
Крышечка на чайничке

Задача каждого игрока - вовремя показать нужное движение и не сбиться.

Надувная кукла
Эта игра для детей построена на одном из упражнений восточных единоборств. Суть ее в том, что чередуя напряжение и расслабление, за короткое время организм восстанавливается. То есть ребята после урока снова почувствуют прилив сил.

Итак, участники игры разбиваются на пары. Один "насос", второй "кукла".

По команде ведущего "насос" начинает надувать "куклу". То есть делает носом глубокий вдох и, наклоняясь вперед, ртом глубокий выдох, произнося при этом звук «ш-ш-ш».

Кукла сначала стоит расслабленная (спина ссутулена, руки висят вдоль тела, колени присогнуты). Но как только ее начинает накачивать насос, она наполняется воздухом: сначала распрямляет ноги, потом руки, затем выпрямляет спину и шею. Насос продолжает работать и куклу распирает воздух, то есть постепенно напрягаются ноги, руки, живот, шея…

Кукла вот-вот может лопнуть. Насос должен заметить этот момент и, повернув клапан (например, прикоснувшись к руке куклы) выпускает воздух. Кукла издает делает глубокий выдох на звуке «с-с-с» и постепенно опять расслабляется.

После этого насос и кукла меняются ролями.

Походка неандертальца
Все дети встают в круг и по команде ведущего начинают двигаться в одну сторону. При этом ведущий дает задание, изобразить походку:

Вора
- клоуна
- старой бабушки
- крадущейся кошки

Но больше всего малышей веселят походки типа "взбесившейся собаки" или "неандертальца". Я играл с сыном и его другом в эту игру во дворе. Они начинали корчить рожи и веселиться.

Думаю, если эту игру проводить на переменке, после нее надо успеть провести более тихую игру, чтобы ребята успокоились перед уроком. Например, такую:

Гипнотезер
В нее я сам любил играть в школе. Нужно только найти себе пару.

Двое становятся друг напротив друга, на расстоянии, примерно 1 метра. Один закрывает глаза (подглядывать нельзя!), второй начинает медленно протягивать к нему руку. Когда человеку, у которого закрыты глаза, покажется, что рука партнера вот-вот коснется его, он должен сказать: «Стоп!». Только теперь можно открывать глаза и проверять, вовремя ли он сказал слово.

Лапы, ноги, хвост
В этой игре для детей главное - внимание. До начала игры ребятам объясняют, что каждое слово должно быть подтверждено действием.

На слово «лапы» - нужно поднять руку
На слово «ноги» - нужно поднять ногу
На слово «хвост» - повернуться к водящему спиной

Все ребята стоят в кругу, ведущий в центре. Он медленно ходит по кругу, потом неожиданно останавливается около какого-то игрока и говорит:
- лапы

Или:
- ноги

Или:
-хвост

Однако выполнять условленное движение должен не тот человек, около которого остановился ведущий, а игроки, которые стоят около него.

Так, игрок справа при слове «лапы» должен поднять правую руку, а игрок слева – левую

При слове «ноги» - игрок справа поднять правую ногу, а игрок слева – левую

Самая простая команда «хвост», потому что оба игрока и справа и слева просто поворачиваются спиной к ведущему.
Тот, кто сбился, выбывает из игры.

Горячая картошка
И снова все дети собираются в круг. Ведущий начинает действие с воображаемым предметом. Например, делает вид, что перебрасывает с ладони на ладонь горячую картошку. Сосед справа подхватывает это движение, повторяет, добавляет что-то свое. Дальше по цепочке направо это движение идет-идет-идет и опять доходит до того, кто движение начал. Переговариваться во время игры нельзя.

Когда движение возвращается к первому игроку, он говорит, что он хотел этим движением изобразить. Также и другие участники рассказывают, что делали они.

Интересно, что в процессе игры, как правило, происходит трансформация. Так, первый якобы передает горячую картошку, а последний - носок, выловленный из лужи.

Хотя уроки у первоклашек длятся недолго, все равно малыши успевают устать. А переменка – это то самое долгожданное время, когда можно наконец расслабиться и поиграть.

У моего Степки отличная учительница. На родительском собрании она попросила нас помочь ей и найти игры для детей, в которые они могут играть на переменках. Первоклашки еще не могут сами себя занять, просто носятся по школьным коридорам, поэтому их нужно организовать. Для этого и существуют игры на переменах.

Длинный хвост

Все ребята встают в круг. Ведущий предлагает всем поднять вверх правую руку и помахать ей.

Затем он начинает называть разных животных, а задача игроков поднимать и махать рукою но только в том случае, если у животного есть длинный хвост. Если хвоста нет или он короткий – руку поднимать не нужно.

Итак, ведущий называет:

Медведь (короткий)
Тигр (длинный)
Пантера (длинный)
Заяц (короткий)
Лошадь (длинный)
Овца (короткий)
Свинья (короткий)
Осел (длинный)

Тому, кто поднял руку не вовремя, начисляют штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше всего штрафных очков.

Светакостяирадима

В этой игре для детей нет проигравших и победителей, это просто веселое развлечение.

Все игроки также встают в круг. Задача каждого, как можно быстрее произнести свое имя, но не просто так, а когда дойдет очередь.

Выбирают игрока, с которого начинается игра. Он называет свое имя, следом за ним игрок, который стоит слева и так далее по кругу. Причем говорить нужно как можно быстрее.

Все игроки назвали свои имена? Игра продолжается, но в обратную сторону. Первый игрок опять называет свое имя, за ним тот игрок, что стоит справа…

Ну и самый сложный вариант, когда имена одновременно начинается и в правую и в левую сторону. То есть сначала говорит свои имя первый игрок, за ним игрок слева и игрок справа, потом их соседи… Получается, что игра идет сразу в двух направлениях.

Чайник с шишечкой

В игре принимают участие 5 человек (или несколько команд, в каждой из которых по 5 человек).

Между игроками распределяются роли:

Чайничек – он чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии
Крышечка – чертит в воздухе перед собой горизонтальную линию
Шишечка – сжимает руку в кулак
Дырочка – соединяет указательный и большой палец так, чтобы получился кружок
Пар – рисует руками перед собой в воздухе клубы дыма

Ведущий говорит текст:

Чайничек
С крышечкой
С шишечкой
С дырочкой
Из дырочки пар идет

Все слова ведущий произносит быстро. Затем говорит весь текст в обратном порядке:

Пар идет из дырочки
Дырочка в шишечке
Шишечка на крышечке
Крышечка на чайничке

Задача каждого игрока - вовремя показать нужное движение и не сбиться.

Надувная кукла

Эта игра для детей построена на одном из упражнений восточных единоборств. Суть ее в том, что чередуя напряжение и расслабление, за короткое время организм восстанавливается. То есть ребята после урока снова почувствуют прилив сил.

Итак, участники игры разбиваются на пары. Один "насос", второй "кукла".

По команде ведущего "насос" начинает надувать "куклу". То есть делает носом глубокий вдох и, наклоняясь вперед, ртом глубокий выдох, произнося при этом звук «ш-ш-ш».

Кукла сначала стоит расслабленная (спина ссутулена, руки висят вдоль тела, колени присогнуты). Но как только ее начинает накачивать насос, она наполняется воздухом: сначала распрямляет ноги, потом руки, затем выпрямляет спину и шею. Насос продолжает работать и куклу распирает воздух, то есть постепенно напрягаются ноги, руки, живот, шея…

Кукла вот-вот может лопнуть. Насос должен заметить этот момент и, повернув клапан (например, прикоснувшись к руке куклы) выпускает воздух.Кукла издает делает глубокий выдох на звуке «с-с-с» и постепенно опять расслабляется.

После этого насос и кукла меняются ролями.

Походка неандертальца

Все дети встают в круг и по команде ведущего начинают двигаться в одну сторону. При этом ведущий дает задание, изобразить походку:

  • клоуна
  • старой бабушки
  • крадущейся кошки
  • пьяного человека

Но больше всего малышей веселят походки типа "взбесившейся собаки" или "неандертальца". Я играл с сыном и его другом в эту игру во дворе. Они начинали корчить рожи и веселиться.

Думаю, если эту игру проводить на переменке, после нее надо успеть провести более тихую игру, чтобы ребята успокоились перед уроком. Например, такую:

Гипнотезер

В нее я сам любил играть в школе. Нужно только найти себе пару.

Двое становятся друг напротив друга, на расстоянии, примерно 1 метра. Один закрывает глаза (подглядывать нельзя!), второй начинает медленно протягивать к нему руку. Когда человеку, у которого закрыты глаза, покажется, что рука партнера вот-вот коснется его, он должен сказать: «Стоп!». Только теперь можно открывать глаза и проверять, вовремя ли он сказал слово.

Лапы, ноги, хвост

В этой игре для детей главное - внимание. До начала игры ребятам объясняют, что каждое слово должно быть подтверждено действием.

На слово «лапы» - нужно поднять руку
На слово «ноги» - нужно поднять ногу
На слово «хвост» - повернуться к водящему спиной

Все ребята стоят в кругу, ведущий в центре. Он медленно ходит по кругу, потом неожиданно останавливается около какого-то игрока и говорит:

Однако выполнять условленное движение должен не тот человек, около которого остановился ведущий, а игроки, которые стоят около него.

Так, игрок справа при слове «лапы» должен поднять правую руку, а игрок слева – левую

При слове «ноги» - игрок справа поднять правую ногу, а игрок слева – левую

Самая простая команда «хвост», потому что оба игрока и справа и слева просто поворачиваются спиной к ведущему.

Тот, кто сбился, выбывает из игры.

Горячая картошка

И снова все дети собираются в круг. Ведущий начинает действие с воображаемым предметом. Например, делает вид, что перебрасывает с ладони на ладонь горячую картошку. Сосед справа подхватывает это движение, повторяет, добавляет что-то свое. Дальше по цепочке направо это движение идет-идет-идет и опять доходит до того, кто движение начал. Переговариваться во время игры нельзя.

Когда движение возвращается к первому игроку, он говорит, что он хотел этим движением изобразить. Также и другие участники рассказывают, что делали они.

Интересно, что в процессе игры, как правило, происходит трансформация. Так, первый якобы передает горячую картошку, а последний - носок, выловленный из лужи.





error: Контент защищен !!